Итоги недели: транспортная недоступность, вызов спасателей, рассохинские эвены
08:30
Сильный ветер с метелью ожидается на территории Магаданской области 1 декабря
15:55
Лучшие фотографии Магадана за неделю
15:00
Берём остатки пюре и готовим шикарные пирожки: Жарю 10 минут, съёдают за 3
13:50
В Магадане выявили автомобиль с поддельным номером кузова
13:15
В России допустили повышение молодежного возраста до 60 лет
10:28
Эпоха СССР у вас в крови, если осилите 8/8 вопросов — ТЕСТ для тех, кому за 50
08:00
30 ноября в календаре: Всемирный день домашних животных, Григорий Зимоуказатель
07:45
В Магадане впервые увидели программу Центрального телевидения в 1967 году
07:30
В Магадане в субботу возможен небольшой снег и около 0 градусов
06:30
Гороскоп на 30 ноября от MagadanMedia: Кого ждёт новая любовь, а кого - получение денег
06:00
Дачникам напомнили о необходимости защитить деревья зимой
03:00
Пару капель на ватный диск - и пожелтевший подоконник как новый: Аптечное средство
29 ноября, 23:25
Беру фарш, картошку - и готовлю чудесный ужин в одной посуде - сметают его за секунды
29 ноября, 22:55
Беру банку тунца и готовлю шикарный салат "Морской князь": блюдо за 5 минут на Новый Год
29 ноября, 22:40
Эти перцы дают "крутой" урожай даже на Севере: семена запасли уже в декабре - 5 сортов
29 ноября, 22:15

Роман Епанчинцев: Образование — это не профессия, это взгляд на мир

О студенческой жизни, преподавательских фишках, самообразовании и мотивации — в интервью с филологом, доцентом СВГУ
25 января, 10:00 Общество
Роман Епанчинцев Ваши уши
Роман Епанчинцев
Фото: Ваши уши

Хорошему преподавателю нужно готовиться всегда: изучать новую литературу, следить за новыми статьями, книгами, смотреть мастер-классы. Необходимо быть в курсе трендов в обсуждаемом предмете. Так считает доцент кафедры филологии Северо-восточного государственного университета Роман Епанчинцев. В интервью MagadanMedia филолог рассказал о своей студенческой жизни, преподавательских фишках, шансах на пересдачу, качествах "современного студента" и важности самообразования. 

— Роман Вячеславович, расскажите, каким студентом вы были? Почему решили стать преподавателем?

— Я был достаточно ответственным студентом, рано увлекся наукой. Я успевал все — и учиться, и отдыхать, все это гармонично получалось совмещать. 

Изначально я не собирался становиться преподавателем, так вышло случайно. Более того, я категорически не хотел этого, но потом влился в работу, мне понравилось, и нравится до сих пор. 

— Помните, как проходило ваше первое занятие в статусе преподавателя? Можете поделиться?

— Я не помню, как проходил мой первый день в качестве преподавателя, как первый, так и второй, но я хорошо помню, как я провел первый урок на практике в школе. На третьем курсе мне дали 10-й класс, который, по словам учителей, был не очень успешным. 

У меня была сложная тема — Федор Михайлович Достоевский. Я очень волновался, готовился, представлял, что придется долго объяснять, чтобы дети поняли всю глубину творчества автора. А в итоге оказалось, что учителя немножко преувеличили: дети были сообразительными, урок прошел за 20 минут. Я объяснил тему, все всё поняли, на вопросы ответили, и остальную половину урока было нечего делать. 

Спасибо классному руководителю и завучу, которые присутствовали на занятии, они меня спасли — устроили классный час. С тех пор я старался всегда иметь запасные темы для разбора. 

— С какими сложностями вы сталкивались в своей работе? 

— Бывают разные сложности, в основном бюрократические. Это связано со спецификой работы и никак не касается студентов. 

Я очень рад, что не работаю в средних общеобразовательных учреждениях, потому что там учителя достаточно сильно загружены. В вузе, конечно, попроще, ну и в колледже, в котором я также преподаю, нет таких проблем. Я говорю за себя. 

А со студентами все просто —  есть успевающие, есть отстающие. 

— Какие пары вы ведете у студентов и как к ним готовитесь?

— Пары различные, поскольку я работаю в двух учебных заведениях. Это и языки — английский язык, русский язык, русский язык для иностранцев. А вообще я специалист по литературе, поэтому основной предмет именно литература. 

К сожалению, у нас уже нет направления подготовки "Журналистика", как такового, в классическом виде, но, тем не менее, я веду какие-то теоретические журналистские дисциплины. 

Хорошему преподавателю нужно готовиться всегда — изучать новую литературу, следить за новыми статьями, книгами, смотреть мастер-классы. 

Необходимо быть в курсе трендов в обсуждаемом предмете. 

— Что вы делаете, когда понимаете, что информация не воспринимается студентами? 

— Тут, возможно, дело в студенте, возможно, в преподавателе.

Я стараюсь всегда заинтересовать, даже если предмет максимально скучный, пытаюсь найти практическое задание, интересный теоретический материал.

Например, если мы говорим о древнерусской литературе, я стараюсь проводить параллели с современностью, что какие-то древние тексты написаны на темы, которые вполне актуальны и сегодня. 

— О чем вы любите больше всего рассказывать?

— Больше всего мне нравится современная литература и какие-то журналистские предметы, например, интернет-СМИ, потому что это то, что нас окружает. 

Интересно  разбираться и участвовать в том, что развивается перед глазами.

— Сколько раз у вас можно пересдавать предмет, когда заканчивается ваше терпение?

— Не так уж много, потому что количество пересдач зависит не от преподавателя, а от каких-то формальных норм, которые прописаны в документах. 

Тут надо понимать, что все остальные приемы экзамена, кроме прописанных, они не оплачиваются.  Конечно, еще остались преподаватели, которые принимают экзамен по три-четыре раза. 

— Насколько вы лояльны по отношению к студентам?

— Так как у нас сейчас не так много студентов, мы с коллегами стараемся быть максимально лояльными. Практически в любой группе удается найти индивидуальный подход к каждому.

— Важно ли писать конспекты на парах?

— Конспекты нужно писать обязательно, всем рекомендую.

Пишите конспекты от руки, а не в заметках телефона, так лучше запоминается, усваивается информация. 

То, что вы пишете, вы пишете своими словами для себя, фиксируете определенные моменты. Для журналистов конспектирование — это полезный навык работы с информацией, так как нужно из большого объема выбрать максимум полезного, отбросив лишнее и несущественное. 

 — Преподаватель — это ваше призвание, или вы видите себя еще и в какой-то другой отрасли?

— Я не считаю это призванием, я считаю это работой, от которой я получаю удовольствие.

Я не люблю формулировку "призвание", потому что это слово используют для манипулирования, чтобы не платить за работу. То есть, если ты учитель, преподаватель — это твое призвание учить детей, поэтому ты должен мало получать? 

Меня звали работать в морг. Я всем своим студентам это рассказываю. А вообще моя профессиональная деятельность должна была начаться в качестве журналиста, но по некоторым причинам не сложилась.

Поэтому, если не преподавателем, то, скорее, я бы мог быть журналистом или писателем. Я бы мог писать книги.

— Расскажете про свою исследовательскую деятельность?

— Я много лет изучаю творчество Олега Михайловича Куваева. В основном мои научные статьи, диссертационное исследование, мои книги посвящены его произведениям. Параллельно я иногда работаю с другими писателями.

Сейчас меня больше тянет в сторону лингвистики, например, региональной лингвистики. Благо этим занимается наша кафедра русской филологии и журналистики в университете. 

Но основная моя тема — Куваев, его роман "Территория", его проза, ну а также проза Северо-Востока, как таковая. 

— Кто ваш любимый писатель, публицист, поэт?

— Еще со студенчества мне нравятся — австрийский поэт Георг Тракль, великий британский поэт Уильям Блейк. А из прозы, например, наш современный автор Владимир Сорокин. 

Моя любимая книга, которую я читал два раза, это "Повелитель мух" Уильяма Голдинга. Очень она мне запомнилась, произвела огромное впечатление. 

— Какой фразой вы бы описали свое мироощущение?

—Это фраза из поэмы Уильяма Блэйка "Бракосочетание Рая и Ада" — "Человек, никогда не меняющий своего мнения, подобен стоячей воде, и в сознании его кишат гады".

Очень плохо, когда человек не меняет своих позиций, свое мнение. 

— Изменился ли “студент” с того времени, как вы начинали?  Как вы думаете, почему произошли эти изменения?

— И да, и нет. В целом студент остался студентом, но есть одна особенность, которую отмечают сами студенты. Эта особенность связана с разными факторами, в том числе с появлением новых технологий. Гораздо больше стало студентов с рассеянным вниманием, которые не могут сосредоточиться, у многих бывают проблемы с памятью.

Если я прочитал произведение в студенческие годы, то я, конечно, не помню его досконально, но я помню общий смысл, тему, хотя прошло несколько десятилетий. А на паре у меня сидят студенты, которые готовятся к занятиям, читают произведения, отвечают на вопросы, а через две недели они уже ничего не помнят, ничего не могут сказать по этому поводу. 

Они сами признают эту проблему. Дело в том, что они постоянно на что-то отвлекаются, переписываются в мессенджерах, думают параллельно о других вещах, не сосредоточены на чем-то одном, так как находятся в постоянном информационном потоке.

Еще один парадоксальный момент — современный студент, который рос с доступом в интернет, с компьютером, с телефоном, совершенно не умеет искать информацию. 

Я считаю удивительным тот факт, что я — росший без интернета человек — могу быстро найти нужную информацию, а студенты, не все, конечно, но многие этого сделать не могут, хотя они гораздо ближе к современным технологиям.

— Как вы думаете, современные возможности для развития студента — онлайн-обучения, мастер-классы, выездные школы — идет ли это на пользу в образовании?

— Есть свои плюсы, есть свои минусы. Плюсы — возможность как-то по-новому взглянуть на обучение, выйти за рамки сидения за партой и зубрежки. Минусы — очень часто обилие мастер-классов, каких-то дополнительных курсов превращаются в развлечения и не дают нормального системного образования. 

Я часто встречал людей, в том числе школьников, которые не воспринимали ни среднее, ни высшее образование.  Они стремились закончить курсы какие-нибудь, получить какие-то навыки и этим зарабатывать. 

Образование — это не профессия, это взгляд на мир, это системные знания, это критическое мышление. Никто не мешает, получив образование, закончить, к примеру, курсы по маникюру. Можно делать маникюр и быть при этом образованным человеком.

Образование нужно для того, чтобы человек научился учиться, чтобы он не просто получил диплом и поставил его на полку, а получил навыки самосовершенствования

— Вы бы хотели учиться в современных реалиях?

— Скорее, нет. Я сейчас занимаюсь самообразованием, а чтобы именно в учебном заведении, мне сложно это представить. Если в другом городе, в Москве, то, наверное, да. Ты же учишься у преподавателей…

Сейчас, к сожалению, огромное количество наших мэтров, которые действительно могли дать хорошие знания, не связанные с конкретным временем,  эпохой, они либо уехали, либо их уже нет в живых. 

Если говорить о филологии магаданской, то тут никакие технологии не помогут, не заменят ученого, специалиста в этой области. 

— Как вы повышаете мотивацию студентов?

— В университет, колледж приходят уже замотивированные ребята, они же поступают с желанием получить профессию.

Если нужно поднять мотивацию, я стараюсь заинтересовать их предметом, если человеку это не надо, то мы держать никого не можем, сам я стараюсь все-таки найти подход, конечно. 

Есть такой принцип — если у вас что-то не получается, если у вас плохие ученики, если вас не слушают, не запоминают, то, что вы говорите, проблема в вас. Нужно всегда уметь находить подход. Понятно, что есть разные ученики, у каждого свои особенности, но проблема всегда в педагоге. 

Бывает, конечно, когда преподаватель сделал все возможное, а студенту это безразлично. В таком случае нужно сделать вывод, если у тебя что-то не получается, значит нужно попробовать сначала изменить что-то в себе самом. 

— Был ли у вас какой-нибудь интересный случай во время пар, когда вы были студентом?

— Как-то на занятие пришел наш хороший преподаватель, достал из пакета большой будильник и сказал, что пара закончится со звонком, и отмерял время по этому будильнику.

А самое интересное в этой истории то, что он пришел в пижаме. Получается, он проснулся, схватил будильник и пошел преподавать предмет. Как преподаватель, он был просто замечательным. 

— Что бы вы хотели пожелать студентам?

— Хорошего настроения и мотивации.

231442
31
60