Хорошему преподавателю нужно готовиться всегда: изучать новую литературу, следить за новыми статьями, книгами, смотреть мастер-классы. Необходимо быть в курсе трендов в обсуждаемом предмете. Так считает доцент кафедры филологии Северо-восточного государственного университета Роман Епанчинцев. В интервью MagadanMedia филолог рассказал о своей студенческой жизни, преподавательских фишках, шансах на пересдачу, качествах "современного студента" и важности самообразования.
— Роман Вячеславович, расскажите, каким студентом вы были? Почему решили стать преподавателем?
— Я был достаточно ответственным студентом, рано увлекся наукой. Я успевал все — и учиться, и отдыхать, все это гармонично получалось совмещать.
Изначально я не собирался становиться преподавателем, так вышло случайно. Более того, я категорически не хотел этого, но потом влился в работу, мне понравилось, и нравится до сих пор.
— Помните, как проходило ваше первое занятие в статусе преподавателя? Можете поделиться?
— Я не помню, как проходил мой первый день в качестве преподавателя, как первый, так и второй, но я хорошо помню, как я провел первый урок на практике в школе. На третьем курсе мне дали 10-й класс, который, по словам учителей, был не очень успешным.
У меня была сложная тема — Федор Михайлович Достоевский. Я очень волновался, готовился, представлял, что придется долго объяснять, чтобы дети поняли всю глубину творчества автора. А в итоге оказалось, что учителя немножко преувеличили: дети были сообразительными, урок прошел за 20 минут. Я объяснил тему, все всё поняли, на вопросы ответили, и остальную половину урока было нечего делать.
Спасибо классному руководителю и завучу, которые присутствовали на занятии, они меня спасли — устроили классный час. С тех пор я старался всегда иметь запасные темы для разбора.
— С какими сложностями вы сталкивались в своей работе?
— Бывают разные сложности, в основном бюрократические. Это связано со спецификой работы и никак не касается студентов.
Я очень рад, что не работаю в средних общеобразовательных учреждениях, потому что там учителя достаточно сильно загружены. В вузе, конечно, попроще, ну и в колледже, в котором я также преподаю, нет таких проблем. Я говорю за себя.
А со студентами все просто — есть успевающие, есть отстающие.
— Какие пары вы ведете у студентов и как к ним готовитесь?
— Пары различные, поскольку я работаю в двух учебных заведениях. Это и языки — английский язык, русский язык, русский язык для иностранцев. А вообще я специалист по литературе, поэтому основной предмет именно литература.
К сожалению, у нас уже нет направления подготовки "Журналистика", как такового, в классическом виде, но, тем не менее, я веду какие-то теоретические журналистские дисциплины.
Хорошему преподавателю нужно готовиться всегда — изучать новую литературу, следить за новыми статьями, книгами, смотреть мастер-классы.
Необходимо быть в курсе трендов в обсуждаемом предмете.
— Что вы делаете, когда понимаете, что информация не воспринимается студентами?
— Тут, возможно, дело в студенте, возможно, в преподавателе.
Я стараюсь всегда заинтересовать, даже если предмет максимально скучный, пытаюсь найти практическое задание, интересный теоретический материал.
Например, если мы говорим о древнерусской литературе, я стараюсь проводить параллели с современностью, что какие-то древние тексты написаны на темы, которые вполне актуальны и сегодня.
— О чем вы любите больше всего рассказывать?
— Больше всего мне нравится современная литература и какие-то журналистские предметы, например, интернет-СМИ, потому что это то, что нас окружает.
Интересно разбираться и участвовать в том, что развивается перед глазами.
— Сколько раз у вас можно пересдавать предмет, когда заканчивается ваше терпение?
— Не так уж много, потому что количество пересдач зависит не от преподавателя, а от каких-то формальных норм, которые прописаны в документах.
Тут надо понимать, что все остальные приемы экзамена, кроме прописанных, они не оплачиваются. Конечно, еще остались преподаватели, которые принимают экзамен по три-четыре раза.
— Насколько вы лояльны по отношению к студентам?
— Так как у нас сейчас не так много студентов, мы с коллегами стараемся быть максимально лояльными. Практически в любой группе удается найти индивидуальный подход к каждому.
— Важно ли писать конспекты на парах?
— Конспекты нужно писать обязательно, всем рекомендую.
Пишите конспекты от руки, а не в заметках телефона, так лучше запоминается, усваивается информация.
То, что вы пишете, вы пишете своими словами для себя, фиксируете определенные моменты. Для журналистов конспектирование — это полезный навык работы с информацией, так как нужно из большого объема выбрать максимум полезного, отбросив лишнее и несущественное.
— Преподаватель — это ваше призвание, или вы видите себя еще и в какой-то другой отрасли?
— Я не считаю это призванием, я считаю это работой, от которой я получаю удовольствие.
Я не люблю формулировку "призвание", потому что это слово используют для манипулирования, чтобы не платить за работу. То есть, если ты учитель, преподаватель — это твое призвание учить детей, поэтому ты должен мало получать?
Меня звали работать в морг. Я всем своим студентам это рассказываю. А вообще моя профессиональная деятельность должна была начаться в качестве журналиста, но по некоторым причинам не сложилась.
Поэтому, если не преподавателем, то, скорее, я бы мог быть журналистом или писателем. Я бы мог писать книги.
— Расскажете про свою исследовательскую деятельность?
— Я много лет изучаю творчество Олега Михайловича Куваева. В основном мои научные статьи, диссертационное исследование, мои книги посвящены его произведениям. Параллельно я иногда работаю с другими писателями.
Сейчас меня больше тянет в сторону лингвистики, например, региональной лингвистики. Благо этим занимается наша кафедра русской филологии и журналистики в университете.
Но основная моя тема — Куваев, его роман "Территория", его проза, ну а также проза Северо-Востока, как таковая.
— Кто ваш любимый писатель, публицист, поэт?
— Еще со студенчества мне нравятся — австрийский поэт Георг Тракль, великий британский поэт Уильям Блейк. А из прозы, например, наш современный автор Владимир Сорокин.
Моя любимая книга, которую я читал два раза, это "Повелитель мух" Уильяма Голдинга. Очень она мне запомнилась, произвела огромное впечатление.
— Какой фразой вы бы описали свое мироощущение?
—Это фраза из поэмы Уильяма Блэйка "Бракосочетание Рая и Ада" — "Человек, никогда не меняющий своего мнения, подобен стоячей воде, и в сознании его кишат гады".
Очень плохо, когда человек не меняет своих позиций, свое мнение.
— Изменился ли “студент” с того времени, как вы начинали? Как вы думаете, почему произошли эти изменения?
— И да, и нет. В целом студент остался студентом, но есть одна особенность, которую отмечают сами студенты. Эта особенность связана с разными факторами, в том числе с появлением новых технологий. Гораздо больше стало студентов с рассеянным вниманием, которые не могут сосредоточиться, у многих бывают проблемы с памятью.
Если я прочитал произведение в студенческие годы, то я, конечно, не помню его досконально, но я помню общий смысл, тему, хотя прошло несколько десятилетий. А на паре у меня сидят студенты, которые готовятся к занятиям, читают произведения, отвечают на вопросы, а через две недели они уже ничего не помнят, ничего не могут сказать по этому поводу.
Они сами признают эту проблему. Дело в том, что они постоянно на что-то отвлекаются, переписываются в мессенджерах, думают параллельно о других вещах, не сосредоточены на чем-то одном, так как находятся в постоянном информационном потоке.
Еще один парадоксальный момент — современный студент, который рос с доступом в интернет, с компьютером, с телефоном, совершенно не умеет искать информацию.
Я считаю удивительным тот факт, что я — росший без интернета человек — могу быстро найти нужную информацию, а студенты, не все, конечно, но многие этого сделать не могут, хотя они гораздо ближе к современным технологиям.
— Как вы думаете, современные возможности для развития студента — онлайн-обучения, мастер-классы, выездные школы — идет ли это на пользу в образовании?
— Есть свои плюсы, есть свои минусы. Плюсы — возможность как-то по-новому взглянуть на обучение, выйти за рамки сидения за партой и зубрежки. Минусы — очень часто обилие мастер-классов, каких-то дополнительных курсов превращаются в развлечения и не дают нормального системного образования.
Я часто встречал людей, в том числе школьников, которые не воспринимали ни среднее, ни высшее образование. Они стремились закончить курсы какие-нибудь, получить какие-то навыки и этим зарабатывать.
Образование — это не профессия, это взгляд на мир, это системные знания, это критическое мышление. Никто не мешает, получив образование, закончить, к примеру, курсы по маникюру. Можно делать маникюр и быть при этом образованным человеком.
Образование нужно для того, чтобы человек научился учиться, чтобы он не просто получил диплом и поставил его на полку, а получил навыки самосовершенствования
— Вы бы хотели учиться в современных реалиях?
— Скорее, нет. Я сейчас занимаюсь самообразованием, а чтобы именно в учебном заведении, мне сложно это представить. Если в другом городе, в Москве, то, наверное, да. Ты же учишься у преподавателей…
Сейчас, к сожалению, огромное количество наших мэтров, которые действительно могли дать хорошие знания, не связанные с конкретным временем, эпохой, они либо уехали, либо их уже нет в живых.
Если говорить о филологии магаданской, то тут никакие технологии не помогут, не заменят ученого, специалиста в этой области.
— Как вы повышаете мотивацию студентов?
— В университет, колледж приходят уже замотивированные ребята, они же поступают с желанием получить профессию.
Если нужно поднять мотивацию, я стараюсь заинтересовать их предметом, если человеку это не надо, то мы держать никого не можем, сам я стараюсь все-таки найти подход, конечно.
Есть такой принцип — если у вас что-то не получается, если у вас плохие ученики, если вас не слушают, не запоминают, то, что вы говорите, проблема в вас. Нужно всегда уметь находить подход. Понятно, что есть разные ученики, у каждого свои особенности, но проблема всегда в педагоге.
Бывает, конечно, когда преподаватель сделал все возможное, а студенту это безразлично. В таком случае нужно сделать вывод, если у тебя что-то не получается, значит нужно попробовать сначала изменить что-то в себе самом.
— Был ли у вас какой-нибудь интересный случай во время пар, когда вы были студентом?
— Как-то на занятие пришел наш хороший преподаватель, достал из пакета большой будильник и сказал, что пара закончится со звонком, и отмерял время по этому будильнику.
А самое интересное в этой истории то, что он пришел в пижаме. Получается, он проснулся, схватил будильник и пошел преподавать предмет. Как преподаватель, он был просто замечательным.
— Что бы вы хотели пожелать студентам?
— Хорошего настроения и мотивации.