Депутаты фракции ЛДПР в Государственной Думе предложили обязать крупные торговые сети на территории своих субъектов обеспечивать наличие товаров, произведенных региональными производителями, в объеме не менее 25% ассортимента, сообщает пресс-служба партии. Руководитель партийной фракции в Магаданской областной Думе Роман Исаев поддерживает данную инициативу, отмечая, что это не только поддержит местных товаропроизводителей, но и положительно повлияет на экономику региона, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Изменения предлагается внести в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Соответствующая инициатива внесена в Государственную Думу 14 января 2024 года.
Как отмечают партийцы, в последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности региональных сетей. В связи с недружественными действиями ряда иностранных государств и санкций в отношении РФ, повлекшими уход с рынка иностранных компаний, особую значимость приобретает обеспечение продовольственной безопасности граждан и государства.
— Товары региональных производителей должны попадать на полки местных магазинов крупных сетей. Это, во-первых, логистически выгодно, это экономия на стоимости. Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастет качество питания людей. Ну и, конечно же, развитие предпринимательства, рабочих мест, а это экономика, доходы граждан. Все эти причины, очевидные для людей, не раз были услышаны нами в ходе встреч с гражданами в поездках. Как и заявляли, вносим на рассмотрение Госдумы законопроект об обязательном введении в сетевых магазинах и гипермаркетах "местных полок", — пояснил руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий.
В настоящее время региональные товаропроизводители часто не выдерживают конкуренции из-за отсутствия стимулирующих мер, а доля местной продукции в региональных торговых сетях остается незначительной. Актуальность государственной поддержки местных товаропроизводителей демонстрирует и то обстоятельство, что малый бизнес при содействии органов государственной власти самостоятельно предпринимает меры по развитию каналов сбыта для местных товаропроизводителей.
Например, в Хабаровском крае в 2022 году Краевым сельскохозяйственным фондом в сотрудничестве с рядом компаний запущен проект "Фермерские островки", благодаря чему фермеры и небольшие сельхозкооперативы получили доступ в крупные торговые сети. В 2020 году торговая сеть "ВкусВилл" начала проект "Региональная полка" в целях поддержки местных производителей в Республике Татарстан, впоследствии распространив положительный опыт на г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калужскую, Ростовскую, Воронежскую и Нижегородскую области, а также на иные субъекты РФ.
Как отмечают в колымском отделении ЛДПР, в Магадане более половины продаваемых картофеля и моркови являются продукцией местных производителей. Большая часть рыбных консервов также является местной продукцией, включая сельдь и лосось. Магаданская креветка является основным видом креветок, которые продаются не только в Магаданской области, но и во всей России. Примерно треть колбасных изделий также произведена на местных предприятиях.
— Внедрение требований о наличии продукции из региона в крупных торговых сетях будет способствовать поддержке местных производителей, особенно малых и средних предприятий, и способствовать развитию экономики региона. Увеличение продаж местных товаров приведет к росту производства и созданию новых рабочих мест. Включение этих товаров в ассортимент крупных торговых сетей повысит качество и разнообразие предлагаемых продуктов. Региональные товары обладают уникальными свойствами, что дает покупателям больше возможностей выбора и приобретения уникальных, местных продуктов питания, — прокомментировал Роман Исаев.
Предлагаемые ЛДПР изменения закрепят требования к показателю доли местной продукции, которая должна быть представлена в торговых сетях, что в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволит стабилизировать рынок в условиях тенденции к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах. Такие меры будут содействовать реализации экономического потенциала субъектов РФ и повышению их самостоятельности.
Справочно: На важность поддержки региональных производителей обратил внимание Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе прямой линии и большой пресс-конференции 14 декабря 2023 года, обратившись к главам субъектов Российской Федерации с указанием на необходимость способствовать продвижению региональных брендов.
В 2021 году торговая сеть "Магнит" выкупила сеть магазинов "Дикси", а торговая сеть "Лента" — сеть супермаркетов "Билла Россия". Региональная сеть "Семья" (Пермский край) была приобретена торговой сетью "Лента", а сеть супермаркетов Тамбовской области "Огонек"/"Эконом" в связи с недостаточной прибыльностью прекратила свою деятельность, её торговые объекты были переданы торговой сети "Пятёрочка".
Только 14% от общего объёма закупок торговой сети "Магнит" приходится на местных поставщиков. В магазинах "Магнит" Пермского края доля местной продукции приближается к 16%. На долю местных товаров в торговой сети "Лента" приходится около 20% от общего ассортимента. Местные товары в торговых объектах сети "Пятёрочка" составляют около 15% от ассортимента.