Рыбаки предупреждают колымчан о росте цен на свою продукцию. Рыба подорожает в силу ряда причин, не зависящих от промысловиков, поясняет президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор "Тихоокеанской рыбопромышленной компании" и "Маг-Си Интернешнл" Михаил Котов.
По словам руководителя, на стоимость рыбной продукции отрицательно повлияют намеченные на октябрь крабовые аукционы в рамках второго этапа инвестквот; 100-процентное удорожание строительства судов на отечественных верфях; кабальные условия кредитования бизнеса. Кроме того, многократно выросли ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, что уже сказывается на цене рыбы. При этом налоги от рыбной отрасли перестали поступать в местный бюджет.
— Михаил Николаевич, ваш прогноз по результатам предстоящих крабовых аукционов для магаданских компаний? Удастся им сохранить хотя бы часть имеющихся сегодня квот?
— Иллюзий не питаем. Если в 2019 году, на первом этапе "инвестпередела" отрасли, минимальная стартовая цена лота была 3 млрд рублей, то сейчас — 7,8 млрд. Это невероятные деньги, взять которые предприятия могут только в кредит, под невероятные же проценты: 14-16%.
Изменение курса рубля повлияло на стоимость строительства промысловых судов, которые рыбаки (из тех, кому все же посчастливится выкупить какие-то доли и остаться с работой) обязаны будут закладывать на отечественных заводах.
Омолон и Кедон. Фото: Маг-Си Интернешнл
Например, наши новые краболовы "Омолон" и "Кедон", полученные в этом году, обошлись в 3 млрд рублей — по 1,5 млрд каждый. Теперь за 3 млрд рублей удастся построить только одно такое судно — об этом уже заявили на Хабаровском судостроительном заводе.
При этом вопреки заверениям Росрыболовства на отечественных верфях ничего не поменялось: по-прежнему нет добротных отечественных проектов рыбацких судов, двигателей, ходового, навигационного, промыслового оборудования, даже качественного металла — все опять придется закупать за рубежом. А сами заводы Объединенной судостроительной корпорации остались в состоянии глубокого банкротства.
Таким образом, минимальная цена победы в аукционе составит 11 млрд рублей. Сможет предприятие выкупить лот за такую сумму — это без вариантов отразится на конечной цене продукции. Не сможет — у предприятия отберут оставшиеся 50% квот. Ситуация патовая.
— Зато рыбаки обновляют флот.
— Мы не можем понять, зачем нас заставляют это делать. Кто лучше самих рыбаков знает состояние их флота и больше печется о безопасности экипажей? Мы сами, не дожидаясь понуждения, а исходя из своих потребностей, построили на китайской верфи "Атку" — судно с уникальной комплексной переработкой улова, которое, к слову, обошлось в разы дешевле, чем построенное на родине. Сами строим большой траулер в Турции.
Атка. Фото: Маг-Си Интернешнл
Да, с проектом краболовов и исполнителем — хабаровским заводом — угадали. На промысле "Омолон" показал себя прекрасно, экипаж доволен. Надеемся, что так же поведет себя в море и его "брат-близнец" "Кедон". Но теперь нам придется списывать несколько действующих судов. Промысловые "Александр Шалин", "Вестерн Энтерпрайз", "Вилига" и транспортник "Лира" еще вполне надежные суда и могли бы продолжать выходить в море, но после изъятия квот государством для них не остается работы. Продать эти суда мы не можем — у других рыбопромышленников ровно такая же ситуация, им самим сегодня некуда девать свой флот.
Посчитали: примерно половину флота потеряют российские рыбодобытчики после второго этапа инвестквот. Суда придется сдать на металлолом или бросить ржаветь на приколе. Всего без права добычи, но с долгами от первых аукционов останутся порядка 70 компаний.
Кедон. Фото: Маг-Си Интернешнл
— Это значит, в отрасли грядут сокращения?
— Да. Впрочем, для Магаданской области они пройдут не слишком заметно, так как у нас напряженная ситуация с кадрами: после поднятия налоговой планки в рыбной отрасли снизились средние зарплаты, еще недавно самые высокие в регионе. Люди перестали идти в море.
Наши компании утратили возможность достойно оплачивать тяжелый труд рыбаков и сдерживать цены на продукцию после того как Федеральное агентство по рыболовству в 309 раз увеличило ставки сборов на вылов водных биоресурсов, в том числе на "народную" рыбу — сельдь, минтай, лосось. По некоторым объектам ставки выросли до 1 700 раз!
Мне как коренному колымчанину обиднее всего то, что все эти налоговые отчисления перестали пополнять областной бюджет. Раньше мы платили единый сельхозналог, и ежегодно региональная казна получала от промысловиков порядка 500 млн рублей. Теперь все деньги уходят в федеральный центр.
Дорогая рыба, оскудение местных бюджетов, разорение рыбопромышленных компаний, безработица — это еще не все последствия "реформирования" отрасли. Нас тревожит опасная тенденция снижения качества рыбной продукции, которую наблюдаем в последнее время у некоторых коллег. Стремясь хоть как-то сэкономить, предприятия начали выпускать откровенный брак, а это уже — угроза здоровью россиян. Хочу заверить земляков: все участники Магаданской ассоциации рыбопромышленников планку по качеству своей продукции не снижают.
Краб. Фото: profrybolov.ru
— А на инвестиционных проектах рыбаков данная кризисная ситуация отразится?
— Однозначно, будем поджиматься в расходах на такие социальные проекты, как горнолыжный комплекс "Снегорка", часть направлений придется приостановить до лучших времен. Но приложим все усилия для развития портового комплекса в Магадане — для экономики региона это, пожалуй, главный стратегический проект на сегодня, бросать его нельзя.
— Колымчан взволновало, что президент Владимир Путин усомнился в целесообразности федерального финансирования реконструкции рыбного порта.
— Главу государства неверно информировало руководство Росрыболовства. После пояснений, данных президенту губернатором Сергеем Носовым, в Магадан были направлены министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев и руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков — чтобы увидели бухту Нагаева и на месте разобрались в замысле региональной власти и частных инвесторов.
В чем заключается замысел? В северной части Охотского моря десятки судов ловят минтай, сельдь, камбалу, палтуса, краба, креветку, трубача. При этом добытчикам на пять-семь дней и больше приходится приостанавливать промысел в ожидании перегрузчика либо самим идти во Владивосток на разгрузку, а это минимум десять суток, не считая очереди в порту.
И все потому, что на огромном побережье от Охотска до Петропавловска-Камчатского нет ни одного порта, где суда могли бы сгрузить улов, отремонтироваться, пополнить запасы топлива, воды, продовольствия.
Таким портом, экономящим время и деньги рыбаков и снижающим нагрузку на порты Приморья, вполне может стать Магадан благодаря удачному расположению: переход к нему из основных промысловых районов составляет не более 10-12 часов; реальный период работы, учитывая ледовую обстановку зимой, — до восьми месяцев в году.
Концепция развития Магаданского рыбного порта. Фото: проект управления архитектуры и градостроительства правительства области
План — построить в рыбном порту причалы, рассчитанные на заход судов различного класса, включая крупнотоннажные; оснастить территорию современным погрузо-разгрузочным и холодильным оборудованием, организовать ремонтную базу, склады, сопутствующие производства.
Причальные стенки были и остаются стратегическими государственными объектами и федеральной собственностью, поэтому и строить их должно государство. А всю "надстройку" берет на себя бизнес.
Одновременно на другой стороне Нагаевской бухты построим "Марину" — центр обслуживания маломерного флота. Там будут причалы, стоянки и сервисные производства для катеров и яхт. Береговая зона будет оборудована под культурно-развлекательное и туристическое пространство с досуговыми центрами, променадом, фудкортами, велодорожками и прочим. Отсюда колымчане и гости области будут отправляться на экскурсии на острова Завьялова, Недоразумения, на рыбалку, морские прогулки. Принцип тот же: государство вкладывается в причальные стенки, остальное — забота частного бизнеса.
Замечу, что по строительству этой части портового комплекса уже подписаны инвестиционные соглашения. Работа идет. Думаю, что и в отношении рыбного порта правительство региона добьется понимания и поддержки федерального центра, и провозглашенный властями страны приоритет развития Дальнего Востока обретет наконец конкретное воплощение, которое будет приносить реальную пользу не одному поколению жителей Магаданской области.
Рыба. Фото: osnmedia.ru