Алексей Варламов: Земля одна, и никуда с нее не сбежишь
Читать
В Магадане сгорели три грузовика
Читать
В Магадане стартовала посевная кампания
Читать
К 80-летию Великой Победы в России запущен официальный сайт may9.ru
Читать
Лишь тот, кто жил в СССР, вспомнит 6/7 столиц союзных республик — ТЕСТ
Читать
В СССР даже двоечники знали ответы на эти 8 вопросов, или вы ворон считали? — ТЕСТ
Читать
Только 1 из 50 ответит на все вопросы с первого раза — ТЕСТ по географии
Читать

Наедине с природой: залив Пёстрая Дресва

Фоторепортажи

Наедине с природой: залив Пёстрая Дресва

Общество

15.08.2024

Пёстрая Дресва́ — залив на северо-востоке Охотского моря в Гижигинской губе (прим. ред: дресва — терригенная псефитовая осадочная горная порода). Русский этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки Степан Крашенинников называл одноимённый мыс Келики, что близко к корякскому калилг’ын"пёстрый". Кем дано русское название — не установлено. 

Находится на западе Гижигинской губы. Южным входным мысом в залив является Надежда, расположенный на высоте 133 метра и оборудованный маяком. На берегу находятся одноимённые заброшенный посёлок и метеостанция, закрытая в 1985 году.

На севере омывает Вилигинскую равнину. На западе расположено устье реки Прамол, в которую вблизи залива впадает река Падун. 

В районе залива повторяемость штормовых ветров составляет до 68%. В среднем за год здесь бывает около 90 дней с борой (прим. ред: сильный, холодный, порывистый местный ветер, возникающий в случае, если поток холодного воздуха встречает на своём пути возвышенность. Преодолев препятствие, бора с огромной силой обрушивается на побережье) — её скорость может достигать 40—60, редко 71 м/с. Средняя величина прилива — 5 метров, наибольшая глубина — 8 метров.

В 1939 году в центральную часть Омсукчанского района отправилась геологическая партия Ф.Ф. Павлова. Результаты превзошли все ожидания: были обнаружены большие залежи касситерита, установлены выходы жил, положившие начало оловорудным месторождениям Индустриальный и Бостой. С этого момента началось быстрое освоение Омсукчана. Трамплином для этого стала Пёстрая Дресва. Там заключенные должны были строить порт.

На побережье Охотского моря из порта Нагаево доставлялись нефтепродукты, машины, оборудование, строительные материалы, а также хлебопродукты и соль для рыбных промыслов. Вывозилась рыба и сельскохозяйственные грузы. Эти перевозки играли важную роль для рыбной промышленности, сельского и местного хозяйства прибрежных районов.

Для снабжения Омсукчанского горного комбината использовалась якорная стоянка Пёстрая Дресва. Однако сложные метеорологические условия и систематическая обсушка барж для разгрузки на берегу, осложняли эксплуатацию местного флота ГУСДС в этом районе.

В 1940-м нужное количество продуктов туда было завезено и помещено на складах возле моря. Начались зимние шквалы, и во время одной из бурь все продукты смыло в море. Три тысячи человек умерли от голода, пока в Пёструю Дресву удалось забросить продукты. 

В 1941 году построена и действовала до 1990-х автодорога длиной около 200 километров "Омсукчан — Галимый — Пёстрая Дресва", связывающая центр Омсукчанского районного геологоразведочного управления и оловорудное месторождение с портопунктом и перевалочной базой в заливе. Через портопункт во время летней навигации организовывалось снабжение геологоразведочных партий, оленеводов. К сентябрю 1941 года на Пёстрой Дресве уже был 71 автомобиль. Так начиналась Омсукчанская автобаза.

119745
Общество