Спорить о том, нужна ли модернизация в рыбной отрасли РФ, можно бесконечно. Но уже невозможно отрицать тот позитивный эффект, которые дали реформы самым главным в отрасли людям — тем, кого мы называем общим словом "рыбаки". Рост зарплат, работа на новых современных судах с передовым оборудованием, программы профессионального и карьерного роста — сегодня предприятия — лидеры отрасли (на Дальнем Востоке это, прежде всего, Русская Рыбопромышленная Компания, предприятия холдинга "НОРЕБО", "Гидрострой" и ряд других) готовы и действительно инвестируют в сотрудников, причем практически на всех уровнях производственной цепочки — от плавсостава до переработчиков.
На промысловой палубе. Фото: предоставлено РРПК
Сухой язык статистики констатирует: по итогам 2022 года рыбная отрасль прочно заняла второе место по уровню заработных плат и доле сотрудников, получающих свыше 100 тысяч рублей в месяц, уступив лишь табачной промышленности и опередив традиционно считающуюся самой богатой "нефтянку".
Интересна и динамика роста зарплат: по данным исследования РИА Новости, рост зарплат в сфере деятельности "Рыболовство и рыбоводство" в прошлом году составил более 20%, при том, что средний показатель в стране — только 14,1%. В итоге среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отрасли "Рыболовство" в 2022 году достигла 141,2 тысячи рублей.
Эту безусловно позитивную динамику особенно ощутили традиционные рыбацкие регионы. Именно растущие зарплаты рыбаков обеспечили топовые места столицам "рыбных" субъектов в рейтинге самых "денежных" городов России не федерального значения: Мурманск (второе место, средняя зарплата — 200 тысяч "на руки"), Петропавловск-Камчатский (третье место, 190 тысяч), Владивосток (150 тысяч) и т.д.
"Морское рыболовство — в числе основных драйверов социального развития прибрежных регионов", — констатирует эксперт рыбной отрасли, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев.
Для экспертов очевидно, что программа обновления рыбопромыслового флота, для чего и были в 2019 году запущены инвестиционные квоты, стимулировала лидеров рыбной отрасли инвестировать не только в постройку современных судов с совершенно новым уровнем безопасности мореплавания, а также условиями труда и жизни членов экипажа, но и в "человеческий капитал", необходимый для работы на таких судах.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, до 2026 года на новые рыбопромысловые суда первого этапа инвестквот потребуется около 11 тысяч человек квалифицированного плавсостава, еще около 3,7 сотрудников нужны на новые краболовы, более 2 тысяч сотрудников — на береговые рыбоперерабатывающие заводы.
В рубке. Фото: предоставлено РРПК
Русская Рыбопромышленная Компания, например, строит новый флот из 11 супертраулеров — современных, технологически насыщенных рыбопромысловых судов. Каждый такой траулер рассчитан на ежегодный вылов и переработку на борту 60 тысяч тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке. Первое судно, "Владимир Лиманов", присутпил к промыслу в 2021 году и уже демонстрирует высокие производственные показатели. Второе судно — БМРТ "Капитан Вдовиченко" — передано РРПК в сентябре 2022 года. В октябре траулер приступил к промыслу в Охотском и Беринговом морях. Супертраулер "Механик Маслак" передан РРПК в феврале 2023 года, и после успешного перехода по Южному морскому пути приступил к промысловым испытаниям в апреле 2023 года.
"Для нас самое важное — продолжить строительство рыбопромысловых судов, перерабатывающих заводов, чтобы положительная динамика сохранялась на достаточно длительный период. Мы закладываем инвестиционную программу отрасли до 2030 года точно", — обозначил твердую политику государства в этом направлении руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Новые суда рыбодобывающего флота. Фото: предоставлено РРПК
Власти прибрежных субъектов, особенно тех, где зарегистрированы и являются одними из крупнейших налогоплательщиков и работодателей крупные рыбопромысловые компании, также выступают в поддержку модернизации рыбной отрасли.
"Новый флот дает возможность более глубокой переработки рыбы, — говорит руководитель Агентства по рыболовству Приморского края Валерий Корко. — Одно дело, когда лежит просто мороженый минтай, и совсем другое — когда покупателю предлагается более простой в приготовлении и привлекательный продукт, что, безусловно, способствует росту потребления дикой полезной рыбы населением. С другой стороны, обновление флота — это и улучшение условий труда рыбаков, и повышение безопасности мореплавания".
Возрождение интереса к получению рыбацких профессий отмечают и в профильных отраслевых вузах.
"Молодое поколение нашего морского региона, а также других регионов Дальневосточного федерального округа видит, какие задачи стоят перед отечественной экономикой, в частности, перед рыбной промышленностью, — и готово их решать, освоив востребованные морские и рыбохозяйственные специальности", — отмечает проректор Дальрыбвтуза Павел Пастухов.
Характерно, что флагманы рыбной индустрии начали серьезно вкладываться в самостоятельное повышение квалификации своих работников, потому что передовая техника и оборудование требуют умелых и грамотных работников уже сейчас. Как рассказали в РРПК, основной акцент сегодня в компании — на обучение специалистов по работе на судовом перерабатывающем оборудовании "Баадер", причем подготовка одного обладатели высокооплачиваемой и престижной профессии в рыболовстве обходится компании в 1,2 млн рублей! Программа стартовала в мае этого года, ее участники уже прошли теорию на базе Дальрыбвтуза и сегодня вместе с механиком-наставником осваивают практическую часть обучения работе на "баадерах".
"Предложили пройти полноценное обучение. Вообще с 2019 года работаю в РРПК и не хочу никуда уходить, — рассказал участник программы повышения квалификации Александр. — В будущем планирую пойти работать уже "баадерщиком", зарплата будет просто отличная".
Кадровая специфика отрасли заключается в том, что моряки работают вахтовым методом, экипажи преимущественно комплектуются под каждый рейс. Задача компаний — удержать лучших специалистов и костяк экипажей. Моряки, в свою очередь, после окончания рейса сравнивают объем заработанных средств, условия труда и жизни на судне и принимают решение в пользу той или иной компании. Специалиста мало обучить — нужно сделать так, чтобы он на долгие годы связал свою профессиональную деятельность с компанией. И здесь на помощь приходят программы закрепления ключевых специалистов плавсостава. Как раз такую реализует сейчас Русская Рыбопромышленная Компания.
Участники программы. Фото: ИА PrimaMedia
"Флот Русской Рыбопромышленной Компании регулярно пополняется судами-новостроями. Поэтому мы хотим сформировать постоянные экипажи, которые будут из года в год развивать на них свои профессиональные компетенции, будут понимать и знать свое судно, будут уверены в том, что вернутся на судно в следующий рейс. Цели программы — обеспечение стабильности работников, долгосрочное планирование расстановок экипажа", — отметила директор по управлению персоналом РРПК Наталья Скребнева.
Как рассказали в компании, программа закрепления ключевых специалистов плавсостава рассчитана на 5 лет. Ее участники смогут получать денежные компенсации проезда, замены морских документов, приобретения полиса добровольного медицинского страхования, благодаря которому сотрудник круглый год может пользоваться медицинскими услугами. Кроме того, программа предполагает денежный "бонус" (более 1,5 млн рублей за 5 лет на каждого участника). Одну треть этой суммы специалистам будут перечислять сразу, ещё две части — откладывают в "копилку", которую можно обналичить после завершения программы.
В преддверии настоящего Дальневосточного праздника — Дня рыбака, хочется пожелать всей отрасли и ее работникам продолжения модернизации по всем направлениям, поздравить всех, кто связал свою жизнь с этой романтической и сложной профессией! Всем рыбакам, находящимся на родном берегу или вдали от него, крепкого здоровья, удачи, всегда попутного ветра и богатых уловов!
В море. Фото: предоставлено РРПК