Фото: Василий Образцов
История Колымы: Энергетика Хетинской долины
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Если говорить о становлении и развитии энергетического комплекса Хетинской долины, то начать стоит с самой первой передвижной электростанции, которую выделило руководство ЮГПУ новому прииску "Хета" весной 1940 года. Электростанция работала на жидком топливе.
Электростанция обогатительной фабрики № 13 и рудника "Хета"
Мощности первой электростанции для работы развивающегося прииска было недостаточно и руководство ЮГПУ встало перед выбором — либо строить мощную стационарную электростанцию, либо завозить на прииск насосы с двигателями.
После раздумий к концу лета 1940 года было принято решение о строительстве электростанции, запуск в эксплуатацию которой был запланирован на 26 ноября 1940 года. Новая электростанция должна в первую очередь снабжать электроэнергией опытную обогатительную фабрику (позднее — фабрика № 13).
Когда именно новая электростанция дала ток сказать сложно, но в декабре 1940 года в Хетинской долине снабжали предприятия электроэнергией уже две электростанции. Обе электростанции работали на жидком топливе.
В начале 1941 года обогатительная фабрика № 13 вошла в состав рудника "Хета" и электростанция в долине реки Эташ стала электростанцией рудника.
К осени 1941 года энергопотребление рудника увеличивалось, мощности электростанции стало не хватать. Решено было строить более мощную электростанцию, строительные работы начались в октябре–ноябре 1941 года.
В 1943 году было принято решение о выводе из эксплуатации электростанции в долине ручья Эташ. Руководство посчитало, что Хетинская электростанция сможет справиться энергоснабжением Хетинской долины самостоятельно. Результаты этого решения проявились к ноябрю 1943 года, когда Хетинская ДЭС, оставшись без резерва, начала систематическое отключение предприятий.
Хетинская электростанция
1940
Проектирование и строительство электростанции
Для обеспечения электроэнергией новой строящейся обогатительной фабрики было решено построить ещё одну, более мощную электростанцию, рядом с будущей фабрикой. Строительные работы были начаты зимой 1940–1941 годов.
Строительство новой электростанции было сопряжено с большим количеством проблем во всех областях.
Февраль
На февраль 1941 года темпы строительства электростанции были крайне низкими. Велось производство земляных работ. Из-за отсутствия освещения работы производились только в одну смену.
Большие претензии выдвигались в сторону к снабжению — Колымснаб отгружал материалы и оборудование на базсклады управления вместо того, чтобы отправлять их непосредственно на стройку. Тем временем на стройке не хватало самого необходимого — ломов, кувалд, кайл и другого инструмента, не говоря уже об стройматериалах.
Неприятный сюрприз преподнёс строителям и Отдел главного механика Дальстроя (главный механик тов. Ершов). Выбор дизелей был произведён без учёта реальных возможностей. По плану была предусмотрена установка дизелей по 300 л.с., а утверждены дизели по 140 л.с.
Март
Из-за этого проект Хетинской электростанции менялся два раза, а во второй половине марта 1940 года проект перерабатывался в третий раз.
Были претензии и проектировщикам Колымпроекта. Проектные работы, проводимые бригадой Колымпроекта, затягивались, сметы составлялись небрежно.
В марте 1940 года строители были готовы форсировать проведение работ, но в связи с задержкой электротехнической части проекта были связаны по рукам и ногам.
Колымпроект, чтобы не задерживать строителей, прислал эскиз земляных работ под электростанцию. Одновременно велось проектирование электротехнической части станции, составлен график выдачи проектных материалов.
Апрель
В апреле 1940 года на строительстве электростанции были закончены работы по возведению фундамента под один дизель и начата бетонировка под другой. Все механизмы были перебраны, прочищены и готовы к установке. Закончены работы по установке генератора на бетонный фундамент.
Но, несмотря на все усилия, строительство электростанции сильно отставало от графика.
Май
В мае 1940 года взаимоотношения строителей с проектировщиками не улучшились. Проектный материал от Колымпроекта был далёк от совершенства. По вине Отдела главного механика Дальстроя проект электростанции переделывался 3 раза и был прислан строителям с огромным опозданием. Так, план земляных работ и рабочие чертежи фундаментов под дизели были получены 22 апреля, когда не только фундамент был построен, но и полностью смонтирован дизель. Корректировки чертежей в соответствии с оборудованием, завезённым на Колыму, Колымпроектом не производились, в результате строителям пришлось делать чертежи уже в процессе работы.
Несмотря на все трудности, строительство электростанции приближалось к завершению. Земляные, плотничные работы велись одновременно с сантехническими, электротехническими, механическими и другими. Ежедневно по окончании рабочего дня проверялось выполнение работ по всем специальностям, подводился итог на день.
1941
Март
В марте 1941 года Хетинская электростанция вошла в состав образованного Хетинского горнорудного комбината. Начальником ХГПК был назначен Шабарин, главным инженером — Федяшов. Из газеты "Советская Колыма" от 11 марта 1942 года: "Недавно в Хетинском горнопромышленном комбинате созданы новые партийные организации".
Июль
При вводе в эксплуатацию Хетинская электростанция состояла из двух двигателей мощностью по 140 лошадиных сил каждый, работавших на жидком топливе.

Развалины электростанции. Хета. Июль 2016 года. Фото: Василий Образцов
На введённую в эксплуатацию Хетинскую ДЭС руководство ЮГПУ возлагало большие надежды, планировалось, что она будет снабжать электроэнергией ряд приисков, для чего строились ЛЭП. Так, к электростанции были подключены прииски "Хета", "Экспедиционный" и другие.
Но работа Хетинской ДЭС не оправдала радужные планы руководства. Летом 1941 года потери рабочего времени из-за неудовлетворительной работы Хетинской электростанции на приисках исчислялись сотнями часов.
6 июля 1941 года произошла авария с дизелями № 1 и № 2, на ликвидацию было затрачено 36 часов. Вину за аварию и простой электростанции возложили на начальника станции Ермакова, главного механика Вербицкого и дизелистов Гергеля и Попова.
Август
В августе 1941 года работа электростанции всё также не отличалась стабильностью — электричество потребителям подавалось рывками, с большими перебоями. Из рассказа начальника смены Луговского: "Электростанция часто наш участок выключает, приборы останавливаются, забойщики перебрасываются на второстепенные работы. Мы пытались выяснить причины, но на станции обычно отвечают:
— Это временное явление, энергия скоро будет.
Положение несколько улучшилось после того, когда об этом было сообщено в Главное управление Дальстроя".
Октябрь
К сентябрю 1941 года положение дел на электростанции к лучшему не изменилось. Из трех установленных дизелей работал лишь один, в результате главный потребитель электроэнергии — обогатительная фабрика № 5 на 5 октября 1941 года выполнила годовой план лишь на 9%, в основном это было связано с нехваткой электроэнергии и с перебоями в её подаче.
(Судя по всему, работы по расширению и модернизации электростанции начались сразу после ввода её в строй, к сентябрю 1941 года на станции уже три дизеля — О.В.)
При выборе фабрики для переработки руды с рудника "Днепровский" на это было обращено внимание и из-за проблем, в первую очередь, на Хетинской электростанции переработку передали на фабрике № 4 ("Кинжал"), несмотря на значительное расстояние до неё (по сравнению с Хетинской).
На конец 1941 года на Хетинской электростанции дизель № 3 по существу так и не работал.
1942
Январь
В январе 1942 года было принято решение о дальнейшем расширении Хетинской электростанции, что по замыслу должно было привести к увеличению вырабатываемых мощностей и обеспечению стабильной работы ДЭС (Распоряжение ГУСДС от 12 января 1942 г. № 8 "О расширении Хетинской электростанции").
Февраль
В феврале 1942 года очередное ЧП на Хетинской электростанции. Во время ночного дежурства уснул сменный механик Кириковский, по милости которого чуть было, не произошла авария дизеля.
Август
Летом 1942 года ситуация на Хетинской электростанции (начальник электростанции Кириллин, главный механик Казанцев) особых изменений не претерпела.
В начале августа несколько дней Хетинский комбинат не выполнял государственного плана добычи касситерита в связи с тем, что один за другим выходили из строя дизели электростанции. Аварии и простои на электростанции становились системой.
График ремонта агрегатов не соблюдался, за проведение ремонта, по сути, никто не отвечал, актов о сдаче в эксплуатацию агрегатов не составлялось.
Над электростанцией постоянно висело густое чёрное облако дыма — топливные системы дизелей отрегулированы не были.
Высказывались нарекания и в сторону главного механика комбината Жарова и главного электрика Силецкого, не обеспечивших проведения ремонта ЛЭП между Хетинской электростанцией и рудником "Хета", что также приводило к простоям в работе последнего.
Октябрь
Ликвидация комбината
С 1 октября Хетинская электростанция становится самостоятельным хозрасчётным предприятием после ликвидации Хетинского горнорудного комбината. Из приказа № 513 по ГУСДС НКВД СССР от 14 сентября 1942 года говорилось:
"В связи с ликвидацией ряда приисков в Южном Промышленном Управлении в целях дальнейшего сокращения административно-управленческих расходов приказываю:
1. С 1-го сентября с. г. ликвидировать Хетинский Горнорудный комбинат.
2. Рудник "Хета", обогатительную фабрику № 5, рудник "Днепровский" и Хетинскую электростанцию с 1-го октября считать самостоятельными хозрасчётными предприятиями с непосредственным подчинением каждого из этих предприятий Южному Горно-Промышленному Управлению.
<…>
7. План по олову 1942 года в полном объёме Хетинского комбината возложить на ЮГПУ".
Декабрь
К декабрю 1942 года Хетинская электростанция обслуживала только фабрику и лишь излишнюю энергию отдавала руднику "Хета".
1943
Сентябрь
К осени 1943 года было завершено расширение Хетинской электростанции и её руководство заявляло о том, что станция способна с излишком обеспечить энергией все предприятия Хетинской долины. Руководством ЮГПУ было принято решение о закрытии электростанции в долине реки Эташ.
После остановки электростанции рудника Хетинская ДЭС была вынуждена работать без резерва, что привело к систематическим отключениям предприятий. Так, фабрика № 5 простояла из-за недодачи электроэнергии в сентябре 90 часов. Рудник "Хета" оказался посажен на голодный энергетический паёк. Чтобы не останавливать горные выработки, рудник вынужден отключать фабрику № 13, простои которой были весьма велики.
В сентябре 1943 года начались работы по подготовке к снабжению энергией рудника "Днепровского". Капитально был отремонтирован один дизель, поставлен на капитальный ремонт другой, ремонт которого электрики обязались окончить раньше срока. Своими силами велись монтажные работы по устройству фидерной шестикиловольтной ячейки и прокладки прокладки кабеля для питания подстанции "Днепровского".
(Точные данные отсутствуют, но можно говорить о том, что снабжение электроэнергией рудника "Днепровский" началось осенью 1943 года — О.В.)
1944
Весной 1944 года началось строительство строительство ЛЭП "Хета — Днепровский", напряжением 35 киловольт. По плану она должна была заменить кабель на 6 кВ между Хетинской ДЭС и подстанцией "Днепровского"

Свалка высоковольтных изоляторов рядом с Хетинской электростанцией. Июль 2016 года. Фото: Василий Образцов
Но в марте планы руководства Дальстроя претерпели изменения, так в приказе по ГУСДС № 35 от 18 января 1944 года сообщалось о том, что в соответствии с телеграммой № 3 от 7 января от наркома НКВД СССР Л.П. Берия в связи с малыми объёмами добычи металла ликвидируется Южное ГПУ.
А уже в марте 1944 года выходит два приказа по Дальстрою, касающихся непосредственно Хетинской ДЭС:
- приказ ГУСДС от 2 марта 1944 г. № 86 "О консервации Хетинской электростанции";
- распоряжение ГУСДС от 18 марта 1944 г. № 150 "О приёмке и консервации законченной строительством высоковольтной линии Хета — Днепровский".
В результате Хетинская электростанция была выведена из эксплуатации и законсервирована.
1949
В справке Главного Управления Государственного надзора при Совете Министров СССР, составленной летом 1949 года о Хетинской электростанции, в частности, говорилось следующее:
"…В 1943 году разработка россыпей прекратилась. Оборудование рудника, обогатительных фабрик и электростанции с течением времени демонтировано и большинство увезено на другие рудники, а часть оборудования лежит на руднике, жилые и производственные здания полностью не сохранились".
(По поводу демонтажа оборудования Хетинская ДЭС — очень спорный момент, до основания станцию точно не разобрали — О.В.)
Нет никаких сомнений в том, что Хетинская ДЭС до середины 50-х годов снабжала электроэнергией рудник "Днепровский" и Первомайский угольный район, поэтому согласиться с этими строками в отчёте весьма сложно…
Вторая жизнь Хетинской ДЭС
В начале 1949 года организуется прииск "Днепровский" на базе ранее законсервированного рудника "Днепровский". 8 марта 1949 года выходит приказ № 118 по ГУСДС для обеспечения кадрами прииска "Днепровский" Юго-Западного ГПУ, в его распоряжение выделяется 200 заключённых, из других управлений передаётся необходимое оборудование.
В 1950 году возобновляются работы по разведке угольного месторождения "Первомайское".
Начинается добыча касситерита и в Хетинской долине, приказом по ГУДС № 052 от 17 февраля 1950 года "Об открытии прииска "Хета" был образован прииск "Хета".
Необходимо было обеспечить электроэнергией новые прииски и угледобычу. Для этого на приисках Днепровский и Хеты были построены электростанции, но в качестве основного источника питания было решено использовать Хетинскую ДЭС и построенную ЛЭП "Хета — Днепровский"
В 1951 году запущено в работу проектное задание Хетинской дизельной электростанции. А летом 1951 года было принято решение об очередном расширении электростанции согласно приказу ГУСДС № 561 от 4 августа 1951 года "О расширении Хетинской дизельной электростанции".
Когда снова была запущена в эксплуатацию Хетинская электростанция установить не удалось, но известно, что в июне 1951 года она снабжала электроэнергией рудник "Днепровский": "28 июня 1951 года на совещании в управлении руководство прииска выступило с инициативой о передаче части электроэнергии Хетинской электростанции прииску. Инициатива коллектива поддержана не была, несмотря на то, что рядом стоящая электростанция, обеспечивающая энергией рудник "Днепровский", использовалась не на полную мощность".

Дата реконструкции электростанции. Хета. Июль 2016 года. Фото: Василий Образцов
По газетным заметкам и надписям от безымянных строителей на остатках фундаментов, можно предположить, что очередная реконструкция и расширение электростанции началась зимой 1951–1952 годов и продолжалась в 1953 году.
На 1 января 1953 года на Хетинской ДЭС были установлены и работали:
- 1 дизель-генератор "Купер" (Cooper) мощностью 400 кВт;
- 1 дизель-генератор "Буш-Зульцер" (Busch-Sulzer) мощностью 400 кВт;
- 8 дизель-генераторов "Макларен" (McLaren) мощностью 50 кВт (суммарной мощностью 400 кВт);
- 4 дизель-генератора 13/18 мощностью 50 кВт (суммарной мощностью 200 кВт).
Суммарная мощность Хетинской ДЭС составляла 1450 кВт.
Протяжённость ЛЭП "Хета — Днепровский" от Хетинской ДЭС до подстанции рудника составляла 42,6 километра, напряжение — 35 киловольт.
Когда закончила свою работу Хетинская ДЭС? Можно предположить, что свою работу Хетинская ДЭС закончила в начале 1955 году, после прекращения работ на руднике "Днепровский": "1 января 1955 года рудник "Днепровский" становится на консервацию согласно приказу ГУСДС № 669 с 25 декабря 1954 года. Работы по консервации рудника были возложены на Западное ГПУ".
Электростанция прииска
Зимой 1950 года, согласно приказу по ГУДС № 052 от 17 февраля 1950 года "Об открытии прииска "Хета", был образован прииск "Хета". Электроэнергией новый прииск должна была снабжать своя электростанция: "…в процессе подготовки к промывочному сезону 1951 года была отремонтирована электростанция прииска".
Была ли это бывшая электростанция рудника "Хета", либо была построена новая электростанция — можно только догадываться. Электростанция прииска работала на жидком топливе.
С уверенностью можно сказать одно, что мощности электростанции прииска катастрофически не хватало прииску "Хета" для проведения работ по добыче касситерита и запуска в эксплуатацию новых приборов.
Электростанция прииска, скорее всего, прекратила свою работу во время ликвидации прииска "Хета" и сворачиванием работа по добыче касситерита в Хетинской долине — в начале 1955 года.
Как говорилось выше, все электростанции Хетинской долины были дизельными. Но помимо дизельных электростанций, рассматривались и другие, альтернативные источники энергии.
Паротурбинная электростанция
Так, в 1943 году рассматривался вариант строительства паротурбинной электростанции, согласно приказу ГУСДС от 6 сентября 1943 г. № 484 "О строительстве Хетинской паротурбинной электростанции первой очереди".
(Можно предположить, что толчком к реализации такого проекта могла послужить добыча угля в Первомайском угольном районе, находившегося рядом с Хетинской долиной. В частности, в посёлке Атка была построена и работала ТЭС, топливом которую снабжал Первомайский угольный район — О.В.)
Сведений о том, велось ли строительство этой электростанции, найдено не было.
Гидроэлектростанция
В 40-е годы ХХ-го века в Дальстрое были разработаны проекты небольших гидроэлектростанций, для обеспечения электроэнергий приисков и других предприятий. Была такая попытка и в Хетинской долине.
(Есть примеры успешного строительства и эксплуатации таких мини ГЭС на территории Колымы — в частности, на прииске "Мальдяк" — О.В.)
В целях экономии горючего на электростанциях и расширения энергобазы на участке № 3 прииска "Хета" к 1 июня 1942 года была запланирована установка двух небольших гидроэлектростанций, на которых должны были стоять агрегаты с турбиной типа Банки. Агрегат должен был приводиться в движение силой воды, идущей по водозаборной канаве.
(К сожалению, неизвестно, был ли осуществлён монтаж и запуск в работу этих мини-гидроэлектростанций — О.В.)
_________________________
Моя признательность и благодарность "Колымскому хронографу" Александра Глущенко, Сергею Райзману и Евгению Радченко.
В статье использованы материалы заметок газеты "Советская Колыма".
_________________________
Уважаемые старожилы Колымы. Хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.