Особый путь развития был у Магаданского музыкального и драматического театра. ММДТ всегда был известен блестящими актерскими кадрами. Об этом рассказала Анна Шавгарова. Театровед провела лекцию "Театральная культура Дальнего Востока" в рамках образовательной программы фестиваля "Территория. Магадан". Преподаватель рассказала о становлении театральной жизни на самых восточных окраинах России, сообщает ИА MagadanMedia.
Напомним, в областном центре проходит III фестиваль "Территория. Магадан" (18+). Это проект, призванный содействовать развитию культурной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока. Его совместно реализуют Фонд развития культуры и современного искусства "Территория", Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания "Полюс". Жителей Магаданской области пригласят на театральный променад, научат общаться через фотографии и предложат профессиональную программу деятелям искусства Сибири и Дальнего Востока.
Фестиваль "Территория" не изменяет своему основному кредо: в первую очередь, это фестиваль-школа. Она открыта для молодых специалистов сферы культуры и искусства из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В этом году впервые отбор претендентов, подавших заявки, проходил по системе Open Call в рамках конкурса "Полюс. Золотой сезон". Выбраны 24 участника из Красноярска, Тюмени, Мотыгино, Челябинска, Уссурийска, Новосибирска, Якутска, Нюрбы, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Иркутска, Магадана, Владивостока, Кемерово, Казани. Специально для этого нового направления грантовый фонд конкурса расширили, чтобы возместить прошедшим отбор участникам расходы на перелет в Магадан.
Лекция. Фото: Фестиваль "Территория"
Сегодня для участников провели лекцию "Театральная культура Дальнего Востока: история и современность". Театровед, преподаватель, руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова рассказала о театральной жизни на самых восточных окраинах России с момента ее зарождения в 1860-е годы и по сей день, а также об ее особенностях и отличиях, связанных с историей этого региона.
"Переселенческий путь на Дальний Восток — для меня это библейская история. Как Моисей водил евреев по пустыне, чтобы они забыли своё рабство, так и те люди, которые только "вчера" стали свободными, ехали строить свою страну, свою жизнь. В этом заключается особенность менталитета жителей Дальнего Востока.
Мы должны не просто знать историю, мы должны стремиться к той самобытности, которая в нас заложена.
Чем мы разнообразнее, тем интереснее жить", — отметила театровед Анна Шавгарова.
Лекция. Фото: Фестиваль "Территория"
Театральная культура зародилась на Дальнем Востоке России по второй половине XIX века. Появились первые любительские театры в регионе, край начали посещать профессиональные провинциальные коллективы и артисты. Первыми гастролерами на ДВ были иркутские театры.
Постоянные театральные сезоны, организованные к концу 19 века, показывают интерес горожан, интерес деятелей искусства к театру Дальнего Востока, показывают стабильность. Первый театральный сезон провели в Благовещенске. Там театр как искусство проявился в 1860 году с постановкой первых любительских спектаклей. 26 декабря 1860 года в одной из казарм Благовещенска показали пьесу "Станционный смотритель". Золотопромышленник Николай Першин содержал первые театральные труппы Благовещенска. Затем сезоны организовали в Хабаровске, а после — во Владивостоке.
Кроме того, Дальний Восток отличался нестандартным проведением театральных сезонов. Города региона заводили свои правила их открытия и закрытия. В Благовещенске, например, он начинался в связи с возвращением золотопромышленников в город. Описано, как они "метали мешочки с золотым песком на сцену понравившимся артистам". Во Владивостоке всё было завязано на приезде моряков. А Хабаровск был ближе к европейским сезонам.
Дальний Восток стремительно развивался, улучшались меры в области переселенческой политики. Активное железнодорожное строительство дало этому толчок. ЖД облегчило путь, в том числе и для театральных деятелей. Благоприятные тенденции в социально-экономической и культурной жизни Дальнего Востока были прерваны Первой мировой войной, Февральской революцией, Октябрьским переворотом.
Произошли изменения в российской театральной культуре — появились новые театральные веяния, трансформировалось актерское искусство, создали МХТ (общедоступный театр, 1901год). Репертуар повлиял на культуру Дальнего Востока. Во Владивостоке Марина Нинина-Петипа организовала общедоступный театр из выдающимся театральных деятелей всего региона. Именно она открыла великого Александра Вертинского (по крайней мере, он так сам писал в своей книге воспоминаний). Репертуар обновили, стали идти более серьезные спектакли, назначали двух человек на одну роль, снизили цену на билеты и увеличили количество репетиций.
Лекция. Фото: Фестиваль "Территория"
Советская власть установилась на Дальнем Востоке, 6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР), 15 ноября 1922 года ДВР была преобразована в Дальневосточную область РСФСР. В 1939 году население Дальневосточного края увеличилось до 2,5 млн человек. Республикой был разрешен частный капитан, поэтому в регионе вовсю работали частные театры. Создавались новые театральные формы: клубы, агитационные поезда, агитационные пароходы. Театры сливались, разъединялись, переходили в новые — выживали, как могли. В 1926 году КрайТЕО в Хабаровске и Владивостоке были организованы две театральные труппы — драматическая и сатирическая, работавшие на правах передвижных трудовых коллективов и попеременно обслуживавшие города. К 1933 году в регионе насчитывалось 14 творческих коллективов. В 1937 году организованы краевой кукольный театр в Хабаровске, театр юного зрителя во Владивостоке, драматический театр в Николаевске-на-Амуре. B 1940-м на Дальнем Востоке насчитывалось около 20 театров.
Театры постоянно подвергались критике за очень "низкий эстетический уровень". Поэтому на Дальний Восток присылали "образцы" из европейской части страны. Работали шире, но не глубже, чтобы "заслужить доверие советского народа".
В 1940-х на Дальнем Востоке стали появляться национальные театры — китайский, корейский, еврейский, нанайский. Это была уникальная ситуация для страны. Исчезли они, потому что население было депортировано, утратилась самобытность. Как отметила Анна Шавгарова, иначе ситуация обстоит с Якутским театром. Сегодня они возрождают свой театр, работая над возрождением своей культуры, своей национальной идентичности.
Решением ЦК ВКП от 2 июня 1937 года "О борьбе с врагами народа" начались массовые репрессии, в том числе в культурной среде. БОльшая часть "театральной верхушки" была выкошена. Первым под удар попал руководящий состав, отвечающий за развитие дальневосточных театров. Были объявлены чистки. Шел поиск врагов народа во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в области искусства. С 1937 года причинами плохой работы театров стали считать дезорганизующую работу: всё то, что до этого времени списывалось на недостаточное финансирование или отсутствие кадров, стало легко списать на "врагов народа".
Изменения вновь привели к созданию новых театральных форм. Появились Сучанский театр угольщиков, Ворошиловский (Уссурийский) драматический театр, Спасский колхозно-совхозный театр (1934), Театр 1-й Краснознаменной армии, Театр Тихоокеанского флота. Передвижные театры, как особая форма профессионального зрелищного предприятия, обслуживали города, районные центры, не имевшие своих стационарных сцен. На Дальнем Востоке их было два: театр ДОРПРОФСОЖа Уссурийской железной дороги и Амурский передвижной театр ДОРПРОФСОЖа.
22 июня 1941 года война подчинила себе судьбу Отечества. Существовали только две основные формы деятельности театра по обслуживанию воинских частей действующей армии: фронтовая бригада и фронтовой передвижной театр. В условиях Дальневосточного фронта приемлемой оказалась первая форма,так была более мобильной и менее затратной.
После окончания Второй мировой количество театров на Дальнем Востоке, их организационное подчинение окончательно сложилось и остается практически неизменным на сегодняшний день.
Лекция. Фото: ИА MagadanMedia
Особый путь развития был у Магаданского музыкального и драматического театра, отмечает Анна Шавгарова.
"В отличие от других дальневосточных театров, магаданский финансово существовал неплохо за счет системы, в которую входил. Также всегда был известен блестящими актерскими кадрами, которые здесь служили", — сообщила театровед, преподаватель, руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа.
Напомним, истоки и зарождение театра в Магадане относятся к 1932-1933 годам. 4 февраля 1932 года на пароходе "Сахалин" в бухту Нагаева прибыл первый директор Государственного треста "Дальстрой" Эдуард Берзин. Вместе с ним и его командой прибыл первый художественный руководитель и режиссер будущего театра Георгий Шнабель. Как человек с художественным образованием, Берзин прекрасно осознавал, что на новой территории необходимо не только добывать золото и другие нужные стране ресурсы, строить поселки и города, возводить дома, дороги, аэропорты, укреплять морские ворота на Колыму, развивать всю промышленную и жилую инфраструктуру, но и создавать учреждения образования, культуры и досуга для коренного населения края и вновь прибывающих на Север работников Треста "Дальстрой". Поэтому он и поддержал инициативу Шнабеля об организации клуба и театра при нем.
Театр. Фото: Соцсети
Первый спектакль "Утопия" вышел в свет 1 мая 1933 года, и с тех пор театральное искусство в Магадане только развивалось. В 2023 году на Колыме появился новый праздник в честь этой даты — регион отпраздновал 90-летие профессиональной театральной деятельности в Магаданской области.
Театр. Фото: KolymaStiry
А в ноябре Магаданский музыкальный и драматический театр отметит 85-летие. 6 ноября 1938 года состоялась премьера спектакля "Любовь Яровая" К. Тренёва. Клубы и творческие коллективы региона объединились в один коллектив, сформировав профессиональную труппа актеров театра. С этого года начался отсчет официальной истории театра.
Дата образования ММДТ или первый спектакль — спор общественников Колымы