В рамках фестиваля "Территория. Магадан" прошли первые читки. Эскиз пьесы "Kill Кит" (18+) поставили в Магаданском музыкальном и драматическом театра. На глазах у зрителей актеры оживили постановку "Убей кита". Подробнее — в материале ИА MagadanMedia.
В Магадане проходит III фестиваль "Территория. Магадан" (18+). Это проект, призванный содействовать развитию культурной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока. Его совместно реализуют Фонд развития культуры и современного искусства "Территория", Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания "Полюс". Жителей Магаданской области пригласят на театральный променад, научат общаться через фотографии и предложат профессиональную программу деятелям искусства Сибири и Дальнего Востока.
Что такое читка? Это еще не спектакль, это только эскиз, набросок. На глазах зрителей оживает будущая постановка, делает первые шаги. У артистов было совсем немного времени, чтобы ознакомиться с пьесой, разбить текст на части, добавить эмоций и придать эскизу правильный посыл.
Одноактная пьеса "Kill Кит" ("Убей кита") была написана в 2021 году. Имеет подзаголовок "Грустная чукотская песня об исчезновении маленькой семьи и целого народа". Проблемы далекого Севера, Чукотки, где повсюду — нищета, пьянство, запустение. Кажется, нормальная жизнь осталась в далеком прошлом, которое обросло легендами и окутано ореолом романтики.
Читки решили проводить в фойе театра, использовав на максимум пространство локации.
"Когда появилась высота, захотелось ее использовать, и из этого родилась концепция — разговор с родителями, которые уже в вышине, в мире духов. Это история народа, который умирает, а его язык забывается. Я хотела, чтобы в эскизе участвовали именно представители КМНС, чтобы люди говорили о наболевшем, о том, что их трогает. Кроме того, в их менталитете есть особый говор, который очень сложно воссоздать, иначе это смотрелось бы искусственно", — рассказала режиссер эскиза пьесы "Kill Кит" Анастасия Каменева.
По сюжету, несмотря на царящую вокруг депрессию, главная героиня Катя, дочь родителей-алкоголиков, отправленная ими в детдом, пытается выплыть на поверхность, победить унылое настоящее и оставить позади грезы и воспоминания ее матери и отца.
Зрители отметили искусную игру актеров — "не оторвать взгляда", — говорили гости, упоминая обаятельность главных героев.
"Это тоже часть характера героев. При такой ситуации — страшной и грустной — мне не хотелось уходить в страдания, депрессию, а передать ментальный оптимизм народа", — сообщила Анастасия Каменева.
"Магаданский зритель очень культурный, мыслящий и воспринимает суть проблемы. Мы, представители коренных народов Севера, должны сами эту проблему поднимать и рассказывать о ней
Сам я — эвен, играл сегодня чукчу. Я жил в интернате, и к весне я уже очень плохо говорил на своем языке. И это было плохо для всего народа. Язык сохраняется там, где пасется олень, где водится кит. Иначе забывается", — отметил исполнитель роли отца Семен Губичан.
"Я понимаю очень эту пьесу, родители у меня погибли из-за этой же проблемы. О ней надо говорить", — поделилась исполнительница роли матери Вера Афанасьева.
"Я сама из Анадыря. Тема мне близка, у меня много подруг, которые состоят в абьюзивных отношениях", — рассказала исполнительница роли дочери Людмила Пананто.
В пьесе "Kill Кит", с одной стороны, поднимаются остросоциальные вопросы, с другой — она выходит в экзистенциальную плоскость, в широкое море, где слышны крики чаек, плеск волн и где-то далеко плывут огромные, прекрасные киты.
"Этот эскиз достаточно логично продолжает тему, которую разрабатывает магаданский театр, для того зрителя, который понимает ее. Язык — это сила, это сущность и стержень самого народа. Об этом пьеса", — отметила руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова.
"Хочу отметить режиссерскую работу и работу сценариста. Много попаданий — снайперских. История эта архетипична для меня. Всё сложилось. Человек человеку — кит", — отметила зритель Ирина.
Справка:
Евгения Юсупова — драматург, режиссер, сценарист. Автор пьес, которые неоднократно входили в шорт-листы известных драматургических конкурсов ("Маленькая ремарка", "ЛитоДрама", "Время драмы, "Кульминация"), ставились в театрах по всей России. Как сценарист является лауреатом Поволжского кинофорума, вошла в шорт-лист кинофестиваля "Лампа"-2022, стала финалистом всероссийского конкурса социальных роликов "Ты не один" (2022).
Анастасия Каменева — заведующая труппой Магаданского музыкального и драматического театра, педагог.