Расположение Первомайского угольного района
Фото: kolymastory.ru

История Колымы: Первомайский угольный район

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

1939

О том, что в верховьях ручья Обрывистого (приток Гипотетического) есть уголь, стало известно в 1939 году, когда в этих местах геологом ЮГПУ В.А. Лаломовым были обнаружены пропластки угля.

1940

После закрытия разведки угля на ручье Черноозерском в августе-октябре 1940 года Черноозерская поисковая партия проводила работы на уголь в притрассовой полосе от посёлка Черное Озеро до посёлка Мякит. Партией было подтверждено присутствие угля в истоках ручья Обрывистого. 

В связи с отъездом И.И. Шкреда на "материк", полевые материалы партии обработали геологи К.И. Ней и В.Г. Алексеев в камеральный период 1941—1942 годов, будучи уже в Хасыне.

1942

В 1942 году геологом Филимоновым с Гипотетического был привезён кусок угля. Необходимо было проследить выход угольного пласта на поверхность, дать точные данные по залеганию. К решению этой задачи осенью 1942 года приступил оловорудный "Хетинский разведрайон" ЮГПУ, начавший проводить поисково-разведочные работы на уголь на истоках ручья Обрывистого.

1943

30 апреля 1943 года угольная разведка (начальник Кучеров) подсекла новый пласт по другому склону сопки со стороны ключа Лесистого. Разведчики начали бить новые шурфы.

1 мая 1943 года был вскрыт пласт угля более чем метровой мощности, получивший название в честь праздника — "Первомайский". Это же название получило и месторождение. Хотя в течение нескольких лет в периодических изданиях можно было встретить и другое название — "Гипотетический" (по имени ручья).

Район залегания угля был чрезвычайно благоприятен — недалеко от центральной трассы, в центре Хетинского горно-промышленного комбината. Разведчиками было заложено сразу две штольни.

К середине мая 1943 года на ЮГПУ (Южное горно-промышленное управление) была возложена ответственная задача — провести разведку промышленных пластов угля на "Первомайском". По замыслу руководства Дальстроя этому месторождению предстояло обеспечивать углём крупный промышленный узел.

Так оценивал ход проведения разведки и её перспективы в июне 1943 года старший геолог разведрайона Шевкаленко:"Новые данные об угольных пластах, полученные разведчиками, позволяют делать положительные заключения. Уголь прослежен по обоим склонам сопки. Кроме того, выявлены высыпки угля и на других участках, тянущихся от сопки Угольной на север. Дано задание провести топографическую съемку всего района.

Сопка Угольная. Вид от ОЛП "Первомайский"

Сопка Угольная. Вид от ОЛП "Первомайский". Фото: kolymastory.ru

Сопка расположена недалеко от центральной трассы. Однако разработка месторождения будет связана с известными трудностями из-за отсутствия вблизи лесных массивов.

Сейчас в район направлено необходимое оборудование для производства глубокого бурения".

С этого времени было развёрнуто интенсивное исследование с использованием колонкового бурения. К месту работ было доставлено необходимое оборудование. Скважина была заложена на расстояния 450 метров от выхода пласта поверхность. Уголь был обнаружен на глубине 70—80 метров. После проведения экспертизы добытого угля с найденным на поверхности был сделан вывод об их однородности. Пользуясь данными бурения, геологи произвели подсчёт запасов. Уже первые данные оказались внушительными — угля хватало не только для полного удовлетворения нужд близлежащих предприятий автотранспорта и Хетинского узла, но и создавалась база для строительства крупной электростанции.

Внимание геологов привлекли и прилегающие районы. Удалось установить, что угленосная продуктивная толща продолжается на север.

За ударный труд по разведке месторождения руководством были отмечены начальник участка Кучеров, мастер Денисов, буровые мастера Сердюк, Киселев и Логинов.

В августе 1943 года был образован разведучасток. УАТ ДС организовало добычу угля для нужд посёлка Атка. Организован Первомайский угольный район.

Стоит отметить, что разведка угольного месторождения не смогла получить должного внимания со стороны руководства ЮГПУ и это вызвало у руководства Дальстроя обоснованные нарекания. Так, в своём интервью в конце августа 1943 года газете "Советская Колыма" от 25 августа 1943 года заместитель начальника Геологоразведочного управления Дальстроя А. Каминский говорил: "Разведка месторождения угля на ключе Гипотетическом, имеющем весьма важное значение для разрешения топливной проблемы Хетинского узла, тоже ведётся весьма медленно. План разведочных работ по поверхностным выработкам и бурению скважин систематически не выполняется.

Объясняется это тем, что начальник геологоразведочного отдела Южного управления Алискеров и главный геолог Скорняков не уделяют должного внимания разведкам на уголь и стройматериалы. Рабочими разведка не доукомплектована. Вместо необходимых 60 человек заняты З5–40. Бурение скважин проводится одним станком, а второй бездействует из-за необеспеченности его запасными частями и инструментом.

Между тем геологи и разведчики Юга имеют все возможности усилить темпы работ на Днепровском и Гипотетическом". 

К началу сентября 1943 года силами разведочно-эксплуатационного участка под руководством Грязнова были заготовлены первые 200 тонн угля, предназначенного для отправки в Магадан. Добыча угля производилась под руководством геологов Родионовым и Семейкиным, за досрочное выполнение плана были отмечены забойщики-стахановцы Бекмухаметов, Жигулин, Иващенко, Кашаев и другие.

Нарекания вызывала подготовка посёлка угольщиков к зиме и бытовые условия проживания рабочих — отсутствие бани, прачечной, столовой. Люди жили в грязных бараках и палатках.

У угольщиков имелась возможность заготавливать во внерабочее время рыбу, грибы и ягоды, однако и в этом отношении ничего не предпринималось.

Приказом начальника ГУСДС № 483 от 6 сентября 1943 года организуются лагерные подразделения (подлагпункты) в угольных районах Дальстройугля: Эльгенском (ЮЗГПУ), Мелководненском (Магадан) и Первомайском (ЮГПУ). Основной рабочей силой Первомайского угольного района были заключённые.

В сентябре ожидалось прибытие в Первомайский угольный район последней на 1943 год партии людей и грузов. Угольщики должны были получить всё необходимое для успешного проведения работ в зимний период и выполнения плана.

Дорога к Первомайскому угольному району

Дорога к Первомайскому угольному району. Фото: kolymastory.ru

К октябрю 1943 года силами УАТа была построена дорога от центральной трассы до шахт Первомайского угольного района. Там, где ещё несколько месяцев назад вилась лишь вьючная тропа и, преодолевая многочисленные броды, урча, проходили тракторы, теперь было уложено ровное полотно дороги, которое, изогнувшись серпантином, вырывалось на вершину сопок. По приказу Главного управления дорога от угольного района до центральной трассы была передана Управлению шоссейных дорог. 

Руководством Дальстроя эксплуатация месторождения была передана Дальстройуглю, которому для производства работ были выделены 3 трактора, конный транспорт и так далее. Таким образом, создавались все условия, чтобы уже в октябре 1943 года угольный район мог выдать для нужд автотранспорта намеченное планом количество угля.

Бремсберг у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год

Бремсберг у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Между тем темпы проведения работ Дальстройуглём в Первомайском угольном районе были низкими. В качестве примера можно привести доразведку месторождения. Для перевода запасов угля в высшую категорию необходимо было пройти по пласту Первомайскому около полутора десятка метров, чтобы проверить возможность залегания нового пласта. Сделано этого не было, несмотря на то, что у угольщиков было в наличии необходимое для этого оборудование. Не получили должного развития и эксплуатационные работы по добыче угля.

Также к середине октября 1943 года остро стоял вопрос о вывозке первомайского угля потребителям. Камнем преткновения по-прежнему были дорожники — Управление шоссейных дорог не выполнило приказа о сдаче проезда к 1 октября.

Остатки одного из мостов по дороге на Первомайский угольный район

Остатки одного из мостов по дороге на Первомайский угольный район. Фото: kolymastory.ru

Ситуация в лучшую сторону не менялась — в результате безнадзорности начала приходить в негодность и та трасса, которую строило Управление автотранспорта. Во время паводков были разрушены два моста, которые восстановлены не были, в результате чего вывоз угля был затруднён.

1944

Несмотря на то, что с момента образования Первомайского угольного района прошло около года, условия проживания заключённых, бойцов охраны, геологов и договорников оставляли желать лучшего.

В первое время людей размещать было негде, и начальником района Мазуром было принято решение строить палатки, а потом постепенно возводить постройки. В результате зиму 1943-44 годов угольщики перезимовали в тяжёлых условиях.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Весной 1944 года командир отряда охраны обратился к Мазуру с вопросом, когда начнут строить помещения для бойцов. Тот пообещал, даже указал точный срок строительства. Но эта дата, как и многие другие, прошла, наступили заморозки, а жилища для бойцов строить так и не начинали.

Во главе была добыча угля и выполнение плана, а условия проживания и бытовые вопросы угольщиков оставались на втором месте. Большая часть вольного и невольного населения Первомайского на октябрь 1944 года оставалась жить в палатках в преддверии очередной зимы.

При подведении итогов работы Дальстройуглём за 1944 год было объявлено, что Первомайский угольный район впервые с момента образования выполнил план на 130%. В общей сложности на Первомайском в 1944 году было добыто около 12,3 тыс. тонн угля.

1945

В Докладе (объяснительной записке) к бухгалтерскому отчёту по основной деятельности управления Дальстройуголь за 1944 год по состоянию на 1 января 1945 года говорится о том, что Первомайский (ЮГПУ) входит самостоятельным угольным районом в состав управления Дальстройуголь и имеет собственный ОЛП.

Вид на ОЛП "Первомайский" с сопки Угольной

Вид на ОЛП "Первомайский" с сопки Угольной. Фото: kolymastory.ru

Также продолжаются дальнейшие работы по разведке месторождения. В 1945 году в районе Первомайского месторождения работала одноимённая ГРП с целью создания геологической основы масштаба 1:25000. В состав партии входили: начальник партии А.И. Семейкин, прораб-геолог Н.А. Евик, завхоз А.К. Пересторонин, младший коллектор (из рабочих) И.С. Полбин. В результате проведённых работ была полностью оконтурена продуктивная угленосная толща месторождения.

Согласно приказу руководства Дальстроя в 1945 году Первомайский угольный район должен был обеспечить углём все предприятия УАТ (Управления автотранспорта), включая Палатку и автобазу № 6. Для этого планировалось форсировать подготовительные работы на действующих шахтах и ускорить разведку северного крыла месторождения.

Перевалбаза

Летом 1945 года в посёлке Атка была построена новая паротурбинная электростанция, которую углём должен был снабжать Первомайский угольный район.

Силами автобазы № 2 (Атка) была также построена перевалочная угольная база на 239-м километре центральной трассы.

Перевозка угля с Первомайского на перевалбазу осуществлялась на "Студебекерах" автобазы № 2 (Атка) круглые сутки. Расстояние от Первомайского до центральной трассы составляло 18 км.

Тяжелый тягач Diamond T980 на Колымском тракте, 1946 год

Тяжелый тягач Diamond T980 на Колымском тракте, 1946 год. Фото: kolymastory.ru

На перевалбазе  специальными подъёмниками уголь подавался в огромные завалочные люки, из которых загружались идущие из тайги порожние "Даймоиды". 

Условия проживания и бытовые проблемы угольщиков

Однако угольщики не могли обеспечить выдачу на-гора необходимого количества угля, срывая выполнение государственного задания. Ежесуточная добыча угля составляла не более 50—65% плана.

Основной причиной срыва плана начальник района Тугаев и секретарь парторганизации Буровцев называли нехватку рабочей силы. Другие причины низкой производительности труда руководством не озвучивались.

За время существования Первомайского угольного района мало что изменилось в условиях проживания угольщиков. Общежития в посёлке были без крыш, стены не засыпаны и не проконопачены. Рабочие не имели возможности отремонтировать обувь, одежду, побриться, так как в посёлке не было ни сапожника, ни портного, ни парикмахера. Врач в Первомайском также отсутствовал, был только фельдшер, но без возможности принимать больных — помещения и медикаментов не было.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Отсутствовала Первомайском и столовая. Шахтёр приходил на обед и тратил на приготовление пищи 2–3 часа, дожидаясь своей очереди у печки-времянки.

Летом 1945 года партийная комиссия заслушала доклад Тугаева и Буровцева о культурно-бытовых условиях жизни угольщиков.

Руководителям района было указано на то, что они не использовали имеющихся в их распоряжении возможностей для благоустройства поселка. Они, например, не привлекли общественность для участия в благоустройстве общежитий на территории посёлка, хотя прекрасно знали, что для этого особой рабочей силы (заключённых) не дадут.

Часть вины за плохое состояние дел в районе падало и на Управление Дальстройугля. По его вине в Первомайском районе плохо работала электростанция и вентиляция в шахте. Управление не помогло отремонтировать тракторы, без которых срывалось жилищное строительство.

Необходимо было доставить в Первомайский откуда-нибудь пустующее здание для столовой и инвентарь для неё. Всё это должно было решать руководство Дальстройугля, но его начальник Пшеничников был глух и нем к нуждам Первомайского района.

Вывоз угля

К осени 1945 года положение дел оставалось очень напряжённым. Усугублял происходящее и тот факт, что добытый уголь можно было вывезти с Первомайского потребителям только до конца октября, когда дорога полностью скроется под снегом.

Для перевозки угля из Первомайского района до перевалочной базы автобаза № 2 (Атка) выделила 12 машин, из которых работали на перевозке угля только семь.

Шоферам категорически запрещено приезжать в Атку в течение суток. Это время они должны отдыхать в кабинах, питаться чем попало, для них не было создано никаких условий. Палатка, поставленная на перевалочной базе для грузчиков и водителей, развалилась ещё осенью, новое помещение очень грязное и неуютное. Трактор электростанции, установленный для подъёма скипа на механической разгрузке, замёрз, как только наступили первые холода.

220 тонн угля обязаны были каждые сутки перевозить машины на перевалбазу, перевозили же не более 70—80 тонн. И лишь в "рекордные" дни (14 сентября) перевозка достигла 135 тонн. На погрузке и разгрузке угля машины не задерживались, но дорогу в 18 километров проходили за 7—8 часов. Шофер Чеверьча 18 сентября погрузил машину в 9 часов 50 минут, а на разгрузку приехал в 16 часов, водитель Ребец проделал рейс за 7 с лишним часов. Никакого контроля за движением автомашин на этом участке не осуществлялось.

Первый звоночек о необходимости форсировать добычу и вывоз угля прозвенел в конце сентября 1945 года, когда дорогу Первомайский — Колымская трасса заблокировали снежные заносы, и в течение четырёх суток по дороге не могла пройти ни одна машина.

Второй дорожноэксплуатационный участок (начальник Шмарголин) получил задание подготовить дорогу к зимней эксплуатации. Но к выполнению этого задания дорожники приступили лишь в двадцатых числах сентября. Рабочие выкопали ямки для кольев снегозащиты на протяжении одного километра, но снег, не спрашивая разрешения у дорожников, засыпал их. Колья для снегозащиты заготовлены были в самом незначительном количестве.

Тем временем в Магадане срывался план по завозу угля для отопительного сезона. Было принято решения помимо завоза в город угля с Хасына и Аркагалы о поставках угля с Первомайского угольного района.

Руководители автобазы №2 получили задание отправить с 20 сентября по 1 октября 1.000 тонн угля для предприятий Магадана, но выполнять это распоряжение транспортники не спешили и к концу поставленного срока отравили только 500 тонн. Руководители базы объясняли, что в последние дни они "нажмут" и задание выполнят.

Заморозки и приближающиеся морозы тоже вносили коррективы в количество доступного для перевозки угля. Небольшой запас угля (2.900 тонн), имевшийся в отвалах района, содержал в своём составе вязкий, глинистый литогель, который связал уголь в плотную массу, покрытую твёрдой коркой льда. Стоило ударить морозам и этот уголь пришлось бы брать только с помощью взрывчатки.

Добыча угля

Руководители угольного района так были уверены в том, что автотранспорт не увеличит темпов отгрузки, что не торопились с добычей угля. 24 сентября горняки выдали на-гора 60 тонн угля вместо 138 тонн по плану. Начальник шахты Нестеренко накануне не подготовил вторую южную лаву, а третью лаву, где по его плану должны были работать забойщики, подвалило на расстоянии 10 метров, других подготовленных забоев не было. Всё это привело к снижению добычи угля. 

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Полное пренебрежение горно-подготовительными работами ежедневно уменьшало фронт работы. Создавалась угроза, что через месяц-два работа в части лав может совсем прекратиться. Очистные выработки закреплены не были, что могло привести к обвалу.

Неладно было и с трудовой дисциплиной у угольщиков. Ежедневные прогулы десятками человек становились нормой. Прогульщики целый день стояли в очереди у кабинета начальника района, выпрашивая у него записку в столовую.

Начальник района Тугаев иногда часами убеждал прогульщиков приступить к работе. Эти беседы заканчивались тем, что начальник района выписывал питание, а прогульщик писал обязательство, что он в ближайшее время "перестроится" и приступит к работе.

Вот одно из обязательств прогульщиков: "Я, прогульщик Оленин, обязуюсь работать без прогулов. Два прогула, что я сделал, я отработаю. В дальнейшем не сделаю ни одного прогула. В чём даю расписку". На следующий день Оленин на работу не вышел, но зато у начальника района осталось лишнее письменное заверение.

Способствовал ослаблению трудовой дисциплины и фельдшер Сенцов, покрывая симулянтов и прогульщиков.

Аврал

25 и 26 сентября вторая автобаза выделила большое количество машин для перевозки угля из Первомайского района на перевалочную базу 239-го километра. К этому угольщики не были готовы, и машины подолгу простаивали под погрузкой.

Вместо того чтобы увеличить количество людей на погрузке, в ночь на 26 сентября на этой работе в районе был занят всего лишь один человек. С 8 часов утра выделили ещё одного. А с 6 до 8 часов утра вообще никакой погрузки не производилось, так как в это время электростанция останавливалась для так называемого осмотра, на который в сутки затрачивалось 4 часа. Во время такого осмотра в районе скопилось 10 автомобилей.

В результате каждая машина 26 сентября простояла в ожидании погрузки в общей сложности 4 часа.

Подготовка к зиме

В октябре 1945 года коллектив Первомайского угольного района приступил к подготовке к зиме.

Здесь находилась электростанция Первомайского угольного района. 2020 год

Здесь находилась электростанция Первомайского угольного района. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Дизелисты Васильев и Буморский в нерабочее время оштукатурили стены здания электростанции. Был произведён ремонт рабочих общежитий.

Двухсотники

Не смотря на неутешительное положение дел с добычей угля, в коллективе угольщиков были свои стахановцы и двухсотники.

Так бурщики Первомайского угольного района Туев и Тарасов, работая электросверлами "ДС-2", выбуривали 180 —200 погонных метров за смену. Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, они стали двухсотниками.

Сколько бы не выбурили угля Туев и Тарасов, его выдают на-гора из своих забоев забойщики шахты № 4 Прокопенко, Кубрак и Рубцов. Ежемесячно их показатели превышали 200 процентов. Каждый двухсотник зарабатывал от 80 до 100 рублей за смену.

1948

В 1948 году Первомайский угольный район передан в подчинение автобазе № 2 (Атка) Управления автотранспорта (УАТ).

1949

Временно прекращены работы по разведке месторождения.

1950

Возобновление работ по разведке угольного месторождения.

1951

C 1951 года и по 1954 год работы по добыче угля осуществляются силами заключённых автотранспортного ИТЛ Дальстроя, управление лагеря располагалось в посёлке Мякит.

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год

Развалины дома. Посёлок Первомайский. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Согласно отчёту по жилищному фонду Дальстроя на конец 1951 года в Первомайском угольном районе на 1 человека приходилось 2 квадратных метра жилой площади. При этом качество жилой площади оставляло желать лучшего — это касалось как бараков ОЛП, так и жилых домов посёлка Первомайского.

1954 

В 1954 году посёлок шахтёров Первомайский упоминается в решении исполнительного комитета Ягоднинского районного совета трудящихся от 15 ноября 1954 года. На время выборов в посёлке организован избирательный пункт № 39.

1955

Ликвидация Первомайского угольного района

Приказом № 116 по ГУСДС от 8 марта 1955 года из-за сложности добычи, низкого качества и высокой стоимости продукции с 1 апреля ставится на консервацию Первомайский угольный район. Работы на нём были прекращены и в том же 1955 году Первомайский был ликвидирован.

За время работы угольного района добыча угля велась на единственном рабочем пласту — "Первомайском". Других пластов, пригодных для промышленной добычи угля, геологами найдено не было.

Что осталось за строками приказа

Хотелось бы подробнее остановиться на том, что осталось за краткой формулировкой приказа по консервации угольного района.

К 1955 году хищническая эксплуатация наиболее богатых участков Первомайского пласта с момента начала добычи привела к тому, что количество разведанного угля в горе Угольной, пригодного для промышленной добычи осталось не так уж и много…

В 1954 году был закрыт Автотранспортный ИТЛ Дальстроя и его лагерные командировки, в том числе и ОЛП на Первомайском. Соответственно смена рабочей силы с зэков на вольнонаёмных автоматически несло за собой множество проблем различного характера.

Модернизация шахт

Было необходимо качественно модернизировать шахты и улучшить условия охраны труда на добыче угля, обеспечить совершенно другой уровень механизации. Всё это несло за собой ощутимые затраты и автоматически повышало себестоимость угля.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год. Фото: kolymastory.ru

Остро вставал вопрос об энергообеспечении разработок в связи с консервацией и ликвидацией рудника Днепровского и участков по добыче касситерита в Хетинской долине.

Какая взаимосвязь между добычей угля и касситерита? На самом деле всё очень просто — все эти предприятия снабжались электроэнергией от Хетинской электростанции. Для продолжения добычи угля требовалось либо продолжать выработку электроэнергии на Хетинской электростанции, либо модернизировать и расширять электростанцию Первомайского угольного района. В этом случае необходимо было строить топливное хранилище с таким расчётом, чтобы электростанция была обеспечена запасом топливом на зимний период.

Также уместно вспомнить, что уровень зарплаты зэка и вольного разнились очень сильно.

Социально бытовые условия проживания шахтёров

Следующий вопрос касался проживания специалистов и рабочих. 

Вспомним основные 5 металлов, добываемых Дальстроем: золото, олово, вольфрам, кобальт, уран. На разработку и добычу этих металлов в приоритетном порядке рудникам и приискам выделялись средства, рабочая сила, оборудование. Добыча угля и других ископаемых, заготовка леса находились по сравнению с ними в положении бедных родственников. 

Коснулось это и посёлка Первомайского и самого ОЛП, дома и бараки которых были построены по каркасно-засыпной технологии, в качестве утеплителя использовались опилки, на стены шли доски от разобранных ящиков из-под оборудования, либо обрезной горбыль. Проживание в таких домах комфортным можно назвать с большой натяжкой.

Удалённость посёлка Первомайского от населённых пунктов и трассы, отсутствие объектов социально-бытовой сферы, привозная вода — всё это также играло свою роль.

Колымская трасса близко и так далеко…

Стоит вспомнить и о проблемах транспортной доступности, когда дорога от Первомайского до Колымской трассы работала бесперебойно только летом. Из-за сложного горного рельефа дорога проходила по распадкам, которые в зимние метели основательно переметались. В весенне-осенний период, когда шли проливные дожди, горные ручьи превращались в полноводные реки и наносили значительный ущерб дороге. Одним словом, дорожникам, обслуживающим этот участок трассы, скучать не приходилось…

Казнить нельзя помиловать

Фактически для добычи угля в новых условиях требовалось не только модернизировать шахты, но и заново отстраивать посёлок для проживания шахтёров.

Видимо, оценив объёмы залежей угля в горе Угольной, прямые и косвенные затраты по его добыче руководство Дальстроя решило, что выгоднее будет добычу угля прекратить.

Стоит напомнить, что в эти годы бурными темпами развивался Аркагалинский угольный район, где разведанные запасы угля были на порядок выше, а себестоимость добычи ниже. Таким образом, потери угля, связанные с закрытием Первомайского угольного района, были покрыты благодаря увеличения добычи угля на Аркагале.

Так, в 1955 году прекратил своё существование Первомайский угольный район, когда-то снабжавший своим углём Атку, Магадан и посёлки Хетинской долины и УАТа.

_________________________

Скажу честно, это не конечный вариант статьи по истории Первомайского угольного района. Ещё предстоит разбирать материалы за 1946-1955 года и думаю, статья станет куда более содержательней.

_________________________

Уважаемые старожилы Колымы. Хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.

93090
Общество