Морская профессия в прежние времена была доступна даже не для каждого мужчины. Прежде всего это было связано с состоянием физического здоровья. Работа в море была крайне тяжелой физически. К тому же отсутствовали элементарные удобства для проживания. О привлечении женщин на флот просто не могло быть и речи. Но времена меняются и стереотипы тоже. На смену старым судам приходят новые траулеры, на которых условия труда становятся все более комфортными. Фраза "не женское это дело" в современных реалиях становится все менее актуальной.
Вероника Гулькова, курсант третьего курса МГУ им. Г. И. Невельского по специальности "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования", в конце февраля этого года стала одним из 12-ти победителей очередного конкурса на получение именной стипендии от Русской Рыбопромышленной Компании.
Сразу после победы в конкурсе Вероника отправилась на плавательную практику, и сегодня она находится на борту нового супертраулера РРПК "Механик Маслак". Современное рыбопромысловое судно 2 февраля было торжественно передано компании Адмиралтейскими верфями в Санкт-Петербурге, и сейчас "Механик Маслак" следует на Дальний Восток, где ему и предстоит вести промысел и производить высококачественную рыбопродукцию.
Супертраулер "Механик Маслак" идет на Дальний Восток. Фото: предоставлено агентством "Медиапалуба"
В преддверии праздника 8 Марта корр. ИА PrimaMedia связался с Вероникой, которая в перерыве между вахтами рассказала о том, почему женщина на судне — это не к несчастью, а совсем наоборот.
— Вероника, здравствуйте! Как обстановка сейчас в море?
— Здравствуйте! В целом у нас все хорошо, идем верным курсом. Прошли Гибралтарский пролив, идем в сторону Суэцкого канала. За окном прекрасное море, иногда штормит, и меня немного укачивает с непривычки. Но я привыкаю, да и работа отвлекает.
Вероника Гулькова. Фото: предоставлено РРПК
— Не жалеете, что решили связать жизнь с морем?
— Знаете, я сама родом из небольшой деревушки, которая находится далеко от моря. И у нас приезжих с "большой земли" всегда было мало. Но вот однажды к нам приехал знакомый, который показал мне фотографии моря. И я просто влюбилась! Так что выбор профессии не заставил себя долго ждать. Я рада связать свою профессиональную деятельность с морем.
— А как отнеслись родители к вашему выбору?
— Родители в этом отношении на 100% поддержали меня. Из всей нашей семьи я, получается, первооткрыватель морской тематики, поэтому они очень рады, что я обучаюсь в МГУ им. Невельского и очень гордятся мной.
На центральной площади Владивостока. Фото: предоставлено РРПК
— Вы стали стипендиатом программы, которую ведут Русская Рыбопромышленная Компания и Морской государственный университет. Как вы решили пойти на собеседование и попытаться принять участие в программе?
— Перед новым годом к нам приезжало руководство РРПК. Нам очень интересно рассказали о компании, показали фильмы про промысел, про новые суда и презентовали стипендиальную программу. Несколько наших курсантов уже второй год являются стипендиатами РРПК и уже успели пройти производственную практику в море. Эти ребята поделились положительными впечатлениями от работы с РРПК. Они рассказывали про перспективы карьерного роста, а еще из плюсов выделили строительство современных судов, которое ведет РРПК, и, конечно же, высокую заработную плату. Мне захотелось попробовать стать частью команды такой крупной, серьезной компании — одного из мировых лидеров по добыче минтая. Собрала документы, нужные справки, почитала информацию о компании, еще раз убедилась, что мне хочется в РРПК — и пошла на собеседование.
— А как проходило ваше собеседование? Что больше всего запомнилось?
— Когда я зашла в кабинет, члены комиссии меня, по-настоящему, тепло встретили. После небольшого разговора про мою академическую успеваемость мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться (смеется). Я, честно говоря, не ожидала, что мне сразу дадут шанс пройти практику на новом супертраулере "Механик Маслак". В тот момент я очень обрадовалась и сразу согласилась, потому что это потрясающая возможность увидеть мир, посмотреть на океан и получить реальные профессиональные навыки.
Собеседование. Фото: ИА PrimaMedia
— Вероника, реальных навыков и опыта у вас уже прибавилось. А вы планируете сотрудничать с РРПК после окончания обучения?
— C уверенностью могу сказать, что мне бы очень хотелось заключить договор с Русской Рыбопромышленной Компанией. Я меньше месяца на судне, но уже вижу хорошее отношение РРПК к своим сотрудникам. Условия, которые есть на судне, дают понимание, что компания заинтересована в безопасности и комфорте членов экипажа.
— А какие условия для экипажа на судне? Как вы могли бы их охарактеризовать?
— Когда я впервые поднялась на мостик нового судна, которое тогда еще даже не выходило в море, я была потрясена его масштабом и размерами. И хочу добавить в список того, что меня поразило на судне, — это очень современное оборудование, с которым удобно работать.
Современное оборудование на новом супертраулере "Механик Маслак". Фото: предоставлено РРПК
Если говорить про условия проживания, то в каютах есть все необходимое. Мне очень уютно и комфортно. На судне также обустроена большая столовая, где очень вкусно кормят, есть шведский стол. Досуг можно провести с пользой, сходить в комнату отдыха. В ней — библиотека с книгами, что меня не может не радовать. Настольные игры, телевизор, гитара — это только малая часть того, чем еще можно заняться в свободное время.
— А как протекает у вас рабочий процесс?
-Так как судно новое, мне поручили в основном настройку нового оборудования. И навигационные радары РЛС, и эхолоты, а также средства связи УКВ и ПВ-КВ диапазона нуждаются в тщательном обслуживании, потому что все это задействовано 24 часа в сутки. В работе с таким оборудованием требуется повышенная внимательность и ответственность, и в то же время все это — очень увлекательно и интересно.
Современное оборудование на новом супертраулере "Механик Маслак". Фото: предоставлено РРПК
— Не могу не спросить: как вы считаете, есть ли у женщин сегодня возможность работать в море на том же уровне, что и мужчины?
— Профессия моряка сама по себе требует больших компетенций, силы воли и сноровки. Конечно, здесь все зависит от качеств и характеристик самого человека. Если говорить лично про себя, я считаю, что справляюсь со своими обязанностями. А вот может ли женщина работать в море? Безусловно (смеется)!
А если говорить в целом и совсем серьезно, то впервые находясь так далеко от суши, я с каждым днем все больше влюбляюсь в свою профессию. Я считаю, мне очень повезло, и я искренне благодарна Русской Рыбопромышленной Компании за такую удивительную возможность, которая выпадает далеко не каждому. Я очень горжусь тем, что работаю на новом судне этой компании!
— Спасибо, Вероника, что нашли время поговорить! С предстоящим вас праздником и семь футов под килем — и в этом рейсе, и во всех последующих!
Справка: Русская Рыбопромышленная Компания — один из крупнейших российских производителей дикой белой рыбы, один из ведущих производителей продукции из минтая в России и в мире.
РРПК обеспечивает всю производственную цепочку — от вылова рыбы до глубокой переработки рыбы в продукт с высокой добавленной стоимостью: филе, фарш и новый продукт — сурими. Основные промысловые виды — минтай и тихоокеанская сельдь. Более 80% улова приходится на минтай.
РРПК ведет промысел в Беринговом и Охотском морях, в одной из самых чистых акваторий земного шара. Эффективность и экологичность промысла подтверждены сертификатом MSC.
Крупнотоннажный рыболовецкий флот компании способен выполнять работы во всех промысловых зонах и при любых климатических условиях. Стратегические цели компании связаны с увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
РРПК строит новый флот супертраулеров — современных, технологически насыщенных рыбопромысловых судов. Каждый траулер рассчитан на ежегодный вылов и переработку на борту более 60 тысяч тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке РФ.
Особенностями нового флота станут значительно увеличенные производственные мощности, максимальная безопасность, высокая экологичность и комфортные условия труда и отдыха экипажей.