В Магадане наградили лучших муниципальных служащих региона
15:48
Магаданцы изучают возможности устройств для умного дома
14:55
На Колыме установили местонахождение шестнадцати человек, объявленных в розыск
14:39
30 млн рублей направили на развитие туризма в этом году на Колыме
14:32
Работодателей Магадана предупредили об ответственности за неформальную занятость
14:26
В Авито Услугах рассказали дальневосточным строителям, как продвигать свое дело онлайн
14:20
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная 
13:44
20 тысяч рублей на пожарное обустройство дома получат малоимущие жители Колымы
13:29
Житель поселка Палатка может отправиться в колонию на 2 года за чужую дверь
12:41
Ранее судимый колымчанин может получить 3 года за избиение собутыльницы
12:37
Колымчанин присвоил себе имущество учреждения на сумму свыше ста тысяч рублей
12:34
В России появится первая единая рейтинг-система для бизнеса
12:26
Магадан стал призером Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"
12:18
Заведующая детским садом № 66 удостоена знаком "За заслуги перед городом Магаданом"
12:11
В Совете Федерации обсудили ход строительства промыслового флота
12:10
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная  13:44
В Магадане состоялось заседание фракции "Единая Россия" 10:01
В Магаданской области "Единая Россия" провела конференцию реготделения партии 21 ноября, 22:19
Колымские парламентарии приняли участие в конференции регионального отделения ЕР 21 ноября, 16:44
Железная дорога от Якутска до Магадана — важнейшая транспортная магистраль 21 ноября, 14:55
Госдума поддержала инициативу ЕР об освобождении участников СВО от исполнительного сбора 20 ноября, 14:59
Комитет СФ рассмотрел законы, направленные на поддержку волонтеров и участников СВО 20 ноября, 14:44
Сергей Иванов провел заседание подкомитета по финансовому контролю комитета СФ 19 ноября, 14:27
Вектор Вольфа 19 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 10:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 18:25
В Магадане комитет по госстроительству и самоуправлению рассмотрел 9 вопросов 18 ноября, 16:51
Магаданская область начала подготовку к юбилейному Х ВЭФ 16 ноября, 19:25
Комитет Магаданской облдумы по экономическому развитию рассмотрел 5 вопросов 15 ноября, 14:18
Дмитрий Чернышенко поручил подготовить стандарты по повышению качества питания в школах 15 ноября, 13:19

Раритет, тюнинг и сток — история иномарок Дальнего Востока

Что такое рестомод, как можно объединить "Волгу" и "щуку", и почему в музее "Гайдзин" во Владивостоке можно увидеть самое невероятное
10 февраля 2023, 13:10 Общество
В музее представлено около 30 машин Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
В музее представлено около 30 машин
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

В столице Приморья совсем недавно открылся необычный музей японских машин "Гайдзин", которые вполне могут считаться раритетными, есть там и восстановленные авто, рестомод и совсем новинки. Пока автомобильный край, откуда в Россию в 90-е хлынул поток иномарок, обретает новые символы и сохраняет историю — оценить забытую "щуку" или "сайру" предлагает ИА PrimaMedia.

Во Владивостоке давно сформировались сообщества любителей уже ставших раритетными "японок". Эти люди с увлечением могут обсуждать, чем отличается MarkII 71 кузова от следующего поколения, как найти эксклюзивный руль, собираются на открытие "сезона", делятся новостями, успехами, лайфхаками, отправляются в путешествия. Среди них есть настоящие "кулибины", которые могут своими руками восстановить машину практически "из ничего", а есть те, кто готов вкладывать любые средства, чтобы увидеть "своего красавца" почти в стоковом состоянии — "как с завода". Чем же их привлекает это дорогостоящее хобби, какие машины во Владивостоке самые ценные и редкие, и почему "доводить их до идеала" можно годами? 

В музее представлено около 30 машин

В музее представлено около 30 машин. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

История восстановления или как можно соединить "Волгу" с иномаркой

Один из молодых представителей это тусовки — Илья. По образованию он инженер-механик, работает в логистике и туризме. Но большую половину жизни у него занимает его любимое хобби — восстановление машин. На выставке "Гайдзин" представлено одно из его "детищ" — Nissan Homy в 23-м кузове, 1984 года выпуска.

"Я очень люблю старые автомобили, у меня было более 30 японских автомобилей старше 88-го года выпуска. Этот год считается переходным, когда сменилось автомобильное направление, стилистика, формы. Именно эпоха 80-х наиболее близка мне, по нескольким причинам: там были квадратные "топорные" формы авто, надежные и ремонтопригодные силовые агрегаты, интереснейший функционал кузова. На самом деле машины тех лет не сильно уступают современным, а по некоторым параметром многократно превосходят, например, богатой отделкой салона", — с улыбкой глядя на свой синий микроавтобус говорит мастер на все руки.

Илья — владелец Nissan Homy

Илья — владелец Nissan Homy. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Настоящий поклонник японского автопрома за свой относительно небольшой водительский стаж владел несколькими десятками машин. В его послужном списке — пять экземпляров Nissan Laurel в 32-м кузове, Skyline в 30-м и 31-м кузове и Nissan Cedric W430 в самой редкой комплектации.

Редчайший Nissan Cedric W430

Редчайший Nissan Cedric W430. Фото: предоставлено владельцем автомобиля

"Если углубиться в историю автомобилестроения, то была, грубо говоря, космическая эра — эпоха 70-х годов, когда концерны приближали автомобили по своему виду и функционалу к космическим кораблям, их наделяли немыслимыми на те года функциями, огромным количеством хрома и "тумблеров".
В середине 70-х начался топливный кризис и автопроизводители были вынуждены подстраиваться под финансовую ситуацию, уменьшать объемы двигателей, оптимизировать различные процессы, вот именно в это время на свет начали появляться, на мой взгляд, автомобили с гениальной инженерией, где были реализованы самые смелые фантазии проектировщиков, до которых не просто дотянуться сейчас. Зато их абсолютно спокойно можно эксплуатировать в режиме реального времени, даже несмотря на то, что машинам уже более 30 лет", — разъяснил Илья.

1 / 8

По его словам, современные автомобили потеряли "душу", но стали более экологичны — зато ухудшилось качество и ремонтопригодность. Теперь для починки небольшой детали в авто меняют целый агрегат — узлом. Хотя раньше можно было его разобрать и заменить одну часть, по цене сопоставимую с 1% от стоимости ремонта всего узла.

А старые машины он покупал и сам восстанавливал до эксплуатационного состояния. Бюджеты их были относительно смешные — половина из его машин была куплена до 100 тысяч рублей. Зато позже, в ходе ремонта в них вкладывалось гораздо больше. К примеру, в синий "микрик", который представлен на выставке, уже вложено более 600 тысяч рублей, хотя и это не предел. Ведь по факту старенький Nissan Homy был в таком состоянии, что "строил" он его практически с нуля. В целом, во Владивостоке средний ценник качественного восстановления авто  — от 1 млн рублей, а реставрации — от 3 млн.

Реставрация — это доведение автомобиля до стокового, заводского состояния. Восстановление же предполагает ремонт машины до эксплуатационного состояния. А дальше необходим соответствующий уход и хорошая стоянка.

Самое интересное, что свой синий фургон Илья сразу после ремонта вывез на настоящую проверку. На следующий же день после окончания трехлетней "стройки" в сентябре с друзьями и собакой он отправился в путешествие на Алтай.

"Я люблю две вещи: старые автомобили и путешествие. И решил совместить их. Поэтому эта машина создана для дальних поездок. К слову, когда мы выехали на ней, через пять дней мы уже сидели по уши в грязи на берегу Телецкого озера в Республике Алтай и все мои "выведения чистоты подкапотного пространства" были под слоем грязи", — рассказал он с гордостью глядя на свое создание.

Почитатель стилистики Vanlife, Илья создал свой дом на колесах: с оригинальной панелью, сиденьями и обшивкой кабины он восстановил гидроусилитель, кондиционер, электрический люк. Внутри салон обшил деревом, но как оказалось это всего 5% от плана по работам там. К примеру, кроме холодильника внутри он собирается сделать полноценный жилой модуль с возможностью полностью автономно находится в любой точке земного шара, куда реально проехать на колесах. В ближайшее время он планирует — обеспечить автобус полным приводом.

Вообще-то первой его машиной была "Волга" — "Газ-24", которую он тоже восстановил и проездил на ней 50 тысяч км. А потом купил Toyota Celsior и соединил две машины: "морду" приварил от Celsior, как и подрамник, мотор и низ кузова, а сверху "накинул" кузовщину "Волги". Такой "эксперимент" отъездил еще 30 тысяч км.

1 / 9

Стиль жизни или олдскульный автомобильный Владивосток 

Еще один участник сообщества Оldschool JDM Vladivostok, участники которого владеют авто до 1989 года, — Дмитрий. Его увлечение "японками" началось еще пару десятков лет назад. После восстановления семейной "Короллы" 1985 года, он купил Toyota Soarer 1981 года выпуска и теперь знает в ней почти каждую деталь. Люксовая модель заднеприводного купе после почти 30 лет эксплуатации к нему попала в очень плохом состоянии, поэтому и начался ремонт. Стоит отметить, что удовольствие этого дорогое и совсем не относится к экономии средств. К примеру, рестомод — сохранение внешнего вида автомобиля "как с завода", но с модифицированной технической начинкой, у героя обошлось более чем в 1 млн рублей. Полная разборка, ремонт подвески, восстановление металла и салона — все это заняло несколько месяцев.

Дмитрий, владелец Toyota Soarer

Дмитрий, владелец Toyota Soarer. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

"Вообще автомобили, которые я восстановил, цены не имеют, потому что они для меня много значат, это частичка меня и даже не только меня, еще и моей семьи, потому что они разделяют мое увлечение", — рассказал Дмитрий.

Таких как у него красавцев "сайр" во Владивостоке штук пять. Конечно, это не сравнится с почитанием в Приморье легендарных "черностоев" Toyota Mark II, кузовом х70 и х71, которых по краю из-за популярности в свое время наберется штук 100. Хотя Дмитрий отмечает, что машины тех лет по технической части более-менее все  унифицированы  с точки зрения эксплуатационных характеристик — Soarer, Celica, Cresta. Только Crown стоит особняком из-за "рамы". Но все они ценятся в автомобильном Приморье именно за свою долговечность — "их и в хвост, и в гриву гоняют, потом там немножко подшаманили, лоск навели и он опять на ходу".  По его словам, у современных машин обычного бизнес-класса технические показатели сравнимы со спорткарами 80-х годов, они могут быть быстрее и более устойчивыми на дороге.

1 / 4

"Я согласен, что современная машина комфортная, удобная, у меня есть машина и 2000-х, но на совсем новую ее менять не хочу, потому что в тех машинах есть индивидуальность. Если вы посмотрите на современные машины, они все как инкубаторские. Может быть есть какие-то различия по дизайну, они современные, красивые, безопасные, но мне это неинтересно", — заявил Дмитрий.

Совсем новые машины действительно безопасные, комфортные, быстрые, удобные, но нет в них изюминки, признается он. Поэтому часто и ажиотажа они не вызывают.

"Есть избитая фраза: "Раньше машины делали инженеры, сейчас машины делают маркетологи". Я не говорю, что плохо делают. Может быть где-то попадается автомобиль, который может зацепить взгляд, на котором можно остановить свое внимание, но это допустим из 1000 штук пять моделей", — добавил он.

Только ты и машина — так он охарактеризовал притяжение к старине.

"Когда ты садишься в такую машину, ты понимаешь — из электроники минимум. У меня только электростеклоподъемники. АБС нет, гидроусилитель механический. Ты понимаешь, что целиком твое поведение на дороге зависит только от тебя. Чувствуешь, что ты управляешь машиной, а не машина управляет тобой", — настаивает Дмитрий.

1 / 6

Как появился "Гайдзин"

Еще один увлеченный японским раритетом — основатель музея "Гайдзин" во Владивостоке Виктор Олейник. Эта идея к нему пришла после посещения тематических музеев в Москве, Санкт-Петербурге, Дубае (ОАЭ),  Белоруссии. У него такой же азарт к машинам, как и у других участников сообщества — "глаз горит".

Виктор Олейник

Виктор Олейник. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

"Максимально у меня одновременно в пользовании было семь машин. Автомобили разные были. Например, джип для морских прогулок, Chaser "сотик" — на каждый день, Mitsubishi GTO черная — на "поездить". А иногда просто скупал интересные модели, уникальные. Часто хотелось  владеть всем. Но это "все" негде было ставить", — объясняет он.

Так и появился музей "японок" во Владивостоке.

"Я увидел пример в Москве. Но ведь Приморье — это старт пути этих машин в Россию, это уже часть нашей культуры. Начал думать, как это все сделать. Некоторое время ушло на то, чтобы собраться с мыслями, идеями, прикинуть возможности, и кого можно приобщить к этому делу. Мы только открылись, а уже машины стоят, и это еще не все. Я дал толчок этому месту. Нашел через друзей помещение. Мы создали здесь условия и развиваемся потихоньку", — рассказал Виктор.

1 / 7

Самая старая модель на выставке пока — Toyota Crown 79-го года. Самая новая и одна из самых дорогих —  Supra 2019 года (порядка 4 млн рублей). Еще есть Silvia S15 от местного дрифтера Виктора Легай.

"В среднем цена каждой машины тут с учетом ремонта и вложений — за миллион. Владение ретро-автомобилем — это вливание денег, содержание этой машины. Если хотите такой автомобиль приобрести, то должны понимать, что будете в него вкладывать. Но это для души. Цель нашего музея — объединить все, что делается в нашем городе, всю нашу автомобильную культуру, сохранить ее историю и иметь возможность показать ее нашим детям, следующему поколению. Чтобы можно было прийти и сказать: "Твой дедушка на такой машине катался. А твоя бабушка вот на такой машине ездила". Сейчас это все чисто на частных добровольных началах", — с гордостью за свое начинание рассказывает Виктор.  

Он объяснил, что больше всего любителей "японок" все же на Дальнем Востоке. По России тоже есть люди, которые приобщены к этому увлечению, но их совсем мало. Через 10-20 лет — таких "железных коней" почти совсем не останется на дорогах, и они станут на вес золота. Уже сейчас в Японии и Европе возвращают машины обратно, есть спрос — это 80-я Supra, Skyline, 32 и 33 GTR. К примеру, среди дрифтеров номер один по агрегатам — знаменитый двигатель 2JZ на 154 коробке.

"Реставрация машин — очень узкий рынок. Немного людей в стране готовы пройти этот путь", — поясняет он, перечисляя список машин на выставке — отданный под реставрацию Nissan Bluebird 1983 года в 910 кузове, восстановленные Toyota Soarer 1982 года, родстер Mazda MX5. Nissan Laurel 86-го года (доставшаяся внуку от дедушки, почти в идеальном состоянии, все это время просто стояла в гараже), два турбовых Toyota Mark II "самурай", Tourer V (хозяин там все поменял на новое и практически не ездит — у него это как модель под стеклом).  Есть "японский" Ferrari, названный так потому, что делался концерном Mitsubishi наподобие моделей тех лет — Twin-турбовая Mitsubishi GTO. Эта машина еще известна тем, что долгое время держала первенство на соревнованиях в Америке по подъему на холм в "Гонке в облака".

У каждой машины своя очень интересная история. Но есть в музее и "уголок" современных машин.

"Мы стараемся показывать не только старые машины, но и какие-то выборочно новые. На разного ценителя и посетителя. Здесь стоит свежая Crown Majesta. Действительно, замечательный автомобиль, который считается эталоном в плане комфорта, бизнеса. Есть легендарная свежая Supra. Многие относятся скептически к этой машине, потому что она с мотором от BMW — эдакий гибрид Toyota и BMW. Все привыкли восхвалять 80-ю Supra, которая показана в фильме "Форсаж". Есть Mazda MX-5 (вошла в Книгу Рекордов Гиннеса как самый массово продаваемый спорткар) и RX-8 (автомобиль получил номинацию как самый безопасный автомобиль года, потому что посредине конструкции шла балка плюс "кокон" для водителя). Мы же идем в ногу со временем, появляется что-то новое, интересное. Люди, которые приходят сюда, так же могут оценить. Кто-то может поспорить, подискутировать, но в целом классно", — считает основатель музея.

1 / 10

Многие машины отреставрированы в Приморье с нуля, но таких "кулибиных" единицы. И работа эта высокооплачиваемая, а очереди к мастерам — на месяцы вперед. Автосервисов в регионе хватает, но ради небольших денег и при этом долгосрочного ремонта мало кто за него берется, тем более что на простом потоке обслуживания спецы зарабатывают проще и больше. Некоторые владельцы из-за этого сами собирают свои автомобили, хотя не каждый готов за такое взяться, нужен и инженерный склад ума и другие навыки и знания.

"В 90-е все было на классических началах, проще, многие детали можно было купить. Культа реставрации не было: разбиваешь один автомобиль, едешь и покупаешь другой. После какого-то времени уже, когда эти машины начали переходить в разряд ретро-автомобилей, появилось понятие реставрации во Владивостоке. Сначала этот процесс был реставрационный: покраска, вытяжка, разбор до нуля, покупка каких-то запчастей, стыковка. Сейчас дошло до того, что многие запчасти не купишь. Поэтому появились современные технологии и реставрация шагнула дальше — есть технология 3D принтера. Если нет какой-то запчасти, то мы можем сделать ее на 3D принтере. Есть отдельные мастера, которые реставрируют определенные детали, допустим, фары. Таких единицы, потому что рынок небольшой, и людей, готовых вложить достаточно большие средства в это, тоже мало. Среди новинок по восстановлению — краски на особых основах, новые подходы в шпатлевании, локальная вытяжка деталей и другие технологии", — пояснил Виктор.

Обладатели японок 80-х годов не раз попадали в неприятные ситуации, когда можно поставить автомобиль на ремонт на месяц, а в итоге через год его забрать, и то с горем пополам. Хотя люди готовы платить за результат. Поэтому совет от бывалых: прежде чем поставить кому-то автомобиль, стоит узнать, что он делал, как делал, результаты посмотреть, отзывы реальных людей поспрашивать, узнать про сроки.

Эксперты раритета в Приморье отметили, что самым старым японским авто можно признать Nissan Silvia в C311 кузове 1965 года — она одна в России. Самая технически продвинутая для своего времени — Soarer 80-х годов, у этой машины практически первой появились сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз контроль, сенсорный климат контроль — те "навороты", которые потом перекочевали в остальные автомобили. В Приморье была полностью отреставрирована, а не восстановлена черная Nissan Fairlady Z s30 1974 года. Из самых затюнингованных и переделанных — Supra 80-я, широкая пятнистая Toyota Celica, на которой заменено практически все.

Mazda Savanna RX-7, Nissan Skyline и три Nissan Silvia разных поколений

Mazda Savanna RX-7, Nissan Skyline и три Nissan Silvia разных поколений. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

К слову, редкие детали владельцам старых авто приходится искать по всему миру. К примеру, Дмитрий заказывал стоп-сигналы на Corolla из Австралии, а габариты покупал в Малайзии. Зато крышку багажника найти до сих пор не может. Поэтому и все работы и любой ремонт таких машин стоит в 2-3 раза дороже, но оно того стоит, считают почитатели.

Даже в музее видно, что в мире автомобилей тоже есть мода. И сейчас она пошла на вид "как с завода". Если раньше люди хотели поставить спойлеры, обвесы, наклейки и прочее, то сейчас все сводится к исходной "картинке", правильным оригинальным колесам, заниженной подвеске, без всего лишнего.

"Тренды были разные. Когда в 90-е завозили автомобили, людям было достаточно того, что есть. С появлением тюнинг-опций спрос был на обвесы, колеса, на какие-то дополнительные девайсы в салон. Допустим — накладка на руль, сидушки, подстаканники, красивые диски, спойлер. В 90-е очень была популярна аэрография,  рисунки животных. С выходом фильма "Форсаж" началась новая "философия" тюнинга — турбина, широкие колеса, модифицированная подвеска, обвесы, спойлер, "губы", пороги, неоновая подсветка. Это был 2001 — но в регионе мало что было продвинутого. Люди сами лепили обвесы из пенопласта, строительной пены, скупали для "тюнинга" женские колготки. А сейчас писк моды — стоковое состояние, хотя аэрография осталась эксклюзивом", — рассказал основатель музея.

Он признает, что люди стали чаще менять машины, мало кто хочет вкладываться серьезно в одну и ездить на ней годами. А вот раньше тратили на нее все сбережения — делали музыку, салон, разрисовывали. Сейчас более обывательский подход изменил расстановку на рынке. Хотя и остались в Приморье и на Дальнем Востоке те, кто реставрирует машину десятилетиями — "поставил в гараж и разбирает до болтика в течение 10-15 лет".

"После выхода фильма "Форсаж" в 2001 году мой сосед купил Toyota Carina — "щуку", сделал ее в стиле "Форсажа", а потом купил Nissan Silvia 81 года у деда в огороде вросшим, ржавым. Начал реставрацию и до сих пор продолжает. Мне тогда было 14 лет, сейчас — 30. Это большая история. Он до сих пор в ней что-то делает. "Благодаря" этой машине он потерял глаз — его повредил разлетевшийся диск от турбинки. Он сейчас походит на пирата, но не обижается на эту шутку, говорит: "Мне сейчас можно в "Пиратах Карибского моря" сниматься". Ситуация такая, что человек уже сживается с этим автомобилем", — поделился историей из жизни Виктор.

А свою любовь к эсклюзиву сам объясняет просто — привязанность к эпохе, в которой он взрослел, проникался субкультурой, приобщался к процессу и "сливался" с машиной.

"Тот сосед, который реставрировал "щуку", и привил мне любовь к машинам. Когда у нас пацаны гуляли, тусили — я крутил гайки в гараже. После школы у меня появилась Mazda MX-5, и пошло-поехало. Мне нравится дорога, мне нравится куда-то ехать. И неважно куда — нравится сам процесс передвижения", — пояснил он.

Машины в гараже "Гайдзина" — каждая как личность, со своей историей, невзгодами, болячками и чудесами воскрешения. Но, возможно, именно это привязка к "железу" и невероятные эпопеи больше говорят о "хозяине".

"Каждый автомобиль — это индивидуальный проект каждого человека. Отражает нас. Говорят, что питомцы чем-то похожи на своих владельцев — так и с автомобилем. Мы с их помощью что-то задаем и показываем. Как говорилось: "Такая только у меня и у Майкла Джексона". А такая — только у меня. Mazda — она такая одна. Soarer — такой один. Это самовыражение, своя личная философия, свои мысли. И такие как мы объединяются, создаются клубы, движения. Собственно, поэтому и появилось такое место. Если бы таких людей не было, такое пространство бы не образовалось", — объясняют все вместе рассказчики.

93090
31
60