20 декабря Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла резонансный закон о втором этапе инвестквот, в который не вошли поправки межведомственной согласительной комиссии. Представители профильных федеральных ведомств, региональных властей прибрежных регионов, бизнеса, в том числе от Магаданской области, работали над поиском компромисса по наиболее спорным моментам в течение двух последних месяцев. Их предложения, как сделать лучше, не учли, сообщили MagadanMedia в пресс-службе компании "Тихрыбком".
До губительной, по мнению рыбацкого сообщества, замены исторического принципа на "инвестиционный" уже с 1 января 2023 остается предпоследний шаг: утверждение закона в Совете Федерации. Последней точкой станет подписание документа Президентом РФ.
В связи с этим Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока обратился к председателю Совфеда Валентине Матвиенко с просьбой не допустить уничтожения отрасли.
Из письма рыбаков-дальневосточников:
"Не дождавшись хоть сколько-нибудь заметных результатов первого этапа реализации программы инвестиционных квот, авторы законопроекта в лице Минсельхоза и Росрыболовства поспешно добились его принятия в Государственной Думе, настояв на сроке вступления изменений в 2023 году.
Все предложения дальневосточных региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти, групп сенаторов и депутатов о необходимости отложить вступление законопроекта как минимум до 2026 года не были услышаны. Желание авторов законопроекта понятны: необходимо завершить передел квот до того, как в 2023—2024 годах станет очевидным и бесспорным, что программа инвестиционных квот, особенно в судостроении, не работает и вряд ли будет завершена.
Не ясно только, почему депутаты Государственной Думы от фракции "Единая Россия" не захотели этого увидеть и не дождались отчета официального органа парламентского контроля — Счетной палаты Российской Федерации по оценке текущей эффективности программы инвестиционных квот. Следует особо отметить, что все остальные парламентские фракции единогласно проголосовали против принятия этого антинародного законопроекта".
![Михаил Котов](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3414/3413218.jpg)
Михаил Котов. Фото: Тихрыбком
Мнение авторов письма полностью разделяет и поддерживает президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО "Тихрыбком" и ООО "Маг-Си Интернешнл" Михаил Котов:
"Что сказать… Демократия, уважение к власти, здравый смысл, надежда на то, что у предприятий будет завтра — всё в очередной раз попрано, — говорит руководитель. — Осталось недоумение: к чему, зачем все это было, если итог дискуссий зависел вовсе не от мнения специалистов и забот о благополучии рыбной отрасли, а от чьих-то личных "хотелок" подмять ее под себя?
Ну и что, что судостроительную отрасль, как мы и предполагали изначально, у реформаторов не получилось реанимировать за счет рыбаков, что государство получило бы в 10 раз больше налогов от рыбопромышленных предприятий, если бы не первый этап инвестпрограммы. До лампочки, что дееспособных верфей в России как не было, так и нет, что на фоне санкций и СВО рухнул рынок сбыта, и выручка рыбаков сократилась в 17-20 раз. Что два миллиона россиян — рыбаков и их окружение — лоббисты этого безумия настроили против власти. Что это выстрел уже не в ногу, а в голову. Мне очень стыдно за наших парламентариев, у которых, как выяснилось, нет ни свободы законотворческой деятельности, ни смелости противостоять внешнему давлению. Пожалеть за такую слабость можно, уважать — нельзя".
Принятие закона в долгосрочной перспективе будет иметь "крайне негативные последствия для экономики отрасли, социально-экономического развития дальневосточных прибрежных регионов", говорится в обращении к главе Совета Федерации, а кроме того, затормозит обновление промыслового флота и приведет к монополизации отрасли. Михаил Котов поясняет это на примере Магаданской области:
"После изъятия квот — 50% краба, 20% минтая и сельди — наши предприятия неминуемо ждет банкротство, поскольку их имущество заложено в банках под квоты. Заберут квоты — имущество арестуют. Мы не сможем вести промысел, заниматься переработкой. Будем вынуждены закрыть завод в Гадле и горнолыжный комплекс "Снегорка", не достроим новые суда, завод "Омега-Си". Все пойдет с молотка. Кроме того, не сможем участвовать в крупнейшем совместном с правительством области проекте по реконструкции и модернизации рыбного порта. Но главная беда — усилится отток людей с Колымы. Мне горько и страшно говорить об этом, но результат действия закона будет именно таким".
Напомним, законопроект о втором этапе инвестиционных квот был внесен в Госдуму 28 июля. Документ предусматривал распределение 24% общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на инвестиции и проведение аукционов по реализации оставшихся 50% ОДУ на добычу крабов и 100% ОДУ моллюсков.
Против его принятия в предложенной регулятором редакции выступали главы и заксобрания прибрежных регионов, профессиональные объединения рыбаков и предпринимателей. Под напором общественности после принятия закона в первом чтении в октябре было принято решение создать при Госдуме межведомственную согласительную комиссию для урегулирования спорных моментов и поиска компромиссов. Интересы Магаданской области представляли губернатор Сергей Носов и президент региональной ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов.
Согласительная комиссия пришла к выводу, что целесообразно:
- отложить введение второго этапа инвестпрограммы по крабам до 2026 года;
- не распространять механизм инвестквот на промысел моллюсков и других беспозвоночных;
- защитить добросовестных добытчиков из числа малого и среднего предпринимательства.
Основная часть поправок была "утеряна" и в текст законопроекта перед его принятием в Госдуме не вошла.