Большой комплект поправок ко второму чтению проекта изменений федерального закона о рыболовстве после встреч с рыбаками представили члены Совета Федерации Валерий Пономарёв, Борис Невзоров, Алексей Майоров, Анатолий Широков, Людмила Талабаева, Игорь Зубарев, Алексей Кондратенко, Константин Долгов, Ольга Епифанова, Валерий Васильев, Юрий Федоров, Баир Жамсуев и Андрей Хапочкин.
Вступление в силу положений законопроекта по промысловому флоту сенаторы считают важным перенести на время, когда будут построены суда по первому этапу. Необходимость такой сдвижки разработчики поправок объяснили серьезным отставанием от графика, запланированного в первом раунде программы инвестквот. Предложение распространяется не только на рыбные инвестквоты, но и на квоты добычи крабов в инвестиционных целях.
Парламентарии выступили за исключение из законопроекта положений о квотах добычи в инвестиционных целях моллюсков и прочих водных беспозвоночных. Это предусмотрено и постановлением Госдумы, в котором были закреплены направления для доработки проекта закона ко второму чтению.
Также члены Совета Федерации предложили вывести из-под перераспределения квот субъекты малого и среднего бизнеса.
Разработчики поправок выступили за то, чтобы отказаться от донаделения 4%-ных объемом участников первого этапа программы инвестквот. Как отмечено в сопроводительных материалах, такая "добавка" противоречии самой концепции квот под инвестиции, когда право на промысел предоставляется в обмен на вложения.
В конце прошлой недели председатель профильного комитета Госдумы, заместитель председателя согласительной комиссии Владимир Кашин представил поправки к законопроекту о втором этапе инвестквот и аукционов, которые будут выноситься на второе заседание согласительной комиссии под руководством вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева.
Из законопроекта планируется исключить положения о квотах добычи моллюсков и прочих водных беспозвоночных в инвестиционных целях. Вошел в блок поправок и отказ от обязательной увязки в один объект инвестиций судов и береговых заводов. А вот 4%-ная "добавка" по объемам для освоения участникам первого этапа программы инвестквот на Дальнем Востоке в пакете изменений так и осталась.
Против "добавки" в 4% выступили все дальневосточные регионы, этот вопрос обсуждался и на Общественном совете при Приморском УФАС.
Члены Общественного совета при управлении ФАС по Приморскому краю обсудили, как принятие закона о втором этапе инвестквот и аукционов может повлиять на конкуренцию в отрасли. По этому вопросу выступили президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов и президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.
Согласно подсчетам АРПП, после проведения второго этапа у предприятий, участвующих в проектах под инвестквоты, будет сосредоточено не менее 84% объема вылова минтая и сельди, 100% краба и 100% других ценных морепродуктов. На долю остальных компаний придется только 16% минтая и сельди. Также им достанутся недорогие "неодуемые" ресурсы.
При этом руководители объединений указали, что малый и средний бизнес не сможет конкурировать с крупными игроками из-за недостаточного объема финансовых ресурсов. Так, минимальная стоимость крабового лота на первом этапе составляла от 3,5 млрд до 6 млрд рублей, а затраты на новое судно — около 2 млрд рублей, обратил внимание президент АРПП. После того, как у МСП отберут оставшиеся 50% крабовых квот, у них не останется ничего, и они прекратят свое существование, считает Георгий Мартынов.
Его опасения разделил Алексей Буглак. Он также отметил, что после ухода малых предприятий на рыбном рынке останется лишь несколько крупных пользователей.
Отдельное внимание члены Общественного совета уделили донаделению 4% объемов для освоения участников первого этапа инвестквот на Дальнем Востоке. Представители отрасли отметили, что распределение дополнительных объемов не оговаривалось заранее, то меняются условия уже состоявшихся процедур. Это несправедливо по отношению к предприятиям, которые принимали решение об участии, исходя из других правил.
По итогам заседания предложено провести оценку возможного влияния обсуждаемого проекта федерального закона на состоянии конкуренции в рыбохозяйственном комплексе РФ.
Серьезных спорных моментов, по которым на совещании в профильном комитете Государственной Думы у Владимира Кашина развернулись обсуждения, было несколько. Так, Федеральная антимонопольная служба предложила установить предельный размер объемов квот для предприятий — чтобы исключить доминирующее положение на рынке.
Росрыболовство не против рассмотрения такой идеи, но ведомству не очень понятен механизм реализации.
"Берем ли мы весь рыбохозяйственный комплекс? Берем ли мы какой-то отдельный рыбопромысловый бассейн? Берем ли мы отдельные виды рыб либо мы берем сразу же весь комплекс водных биологических ресурсов?" — прокомментировал глава федерального агентства Илья Шестаков, отметив, что тема нуждается в тщательной проработке.
В ФСБ выразили уверенность, что норма по предельным размерам перед проведением аукционов — необходима, но, действительно, надо определиться, о каких объектах и в каких районах промысла идет речь.
"Может быть, мы заложим в законе сам механизм, что есть предельный размер, а вот по квотам, по каким видам рыб — это определяет уже Минсельхоз или правительство", — высказался представитель ведомства Михаил Иртюга.
Владимир Кашин поддержал такой подход. У властей будет время проработать вопрос с предельным размером, учитывая, что сроки запуска по второму этапу, по мнению председателя комитета, все-таки будут сдвинуты на 2026 год. ФАС согласилась с идеей прописать в законе общие рамки по предельному размеру, а затем уже действовать на уровне подзаконной базы.
В поправках предложен механизм сохранения субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем не только по рыбе, но и по крабам. По рыбе предлагается использовать при расчете "исторической" квоты повышающий коэффициент. ФСБ, Минсельхоз и Росрыболовство продолжают ссылаться на то, что механизмы выведения из реформы малого и среднего бизнеса в крабе не нужны, небольшие объемы — это путь к браконьерству и "квотным рантье", а вычленить предприятия, которые не состоят в группе лиц, будет проблематично.
Владимир Кашин, однако, с посылом отказаться от особых условий для МСП в крабовой отрасли не согласился.
"Это проголосованная всеми депутатами позиция по малому и среднему предпринимательству. Поддержано всеми нашими территориями", — заявил председатель комитета.
Он подчеркнул, что необходимо все-таки оставить механизмы для того, чтобы была возможность работать у небольших предприятий.
Небольшие предприятия с правами на промысел крабов работают в том числе и на отдаленных территориях, и нужно обязательно предусмотреть механизм защиты этих производств при перераспределении квот, заявили в Координационном совете рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока после рассмотрения этого вопроса на совещании в Государственной Думе.
Добыча краба позволяет работать в том числе и производствам на отдаленных территориях, в том же Охотском районе, который относится к районам Крайнего Севера, отметил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
Почему пользователи со скромными объемами квот добычи рыбы или того же морского ежа имеют право на жизнь, а с небольшими квотами по крабу — нет, удивляются руководители отраслевых объединений.
"Разве сами предприятия виноваты в том, что после первых аукционов у них в два раза сократились объемы для вылова крабов?" — озвучил вопрос Сергей Рябченко.
Защита и поддержка малого и среднего бизнеса — задача, заявленная на государственном уровне. А бороться с браконьерством и возможными злоупотреблениями должны контролирующие органы, считают в Координационном совете.
Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов напомнил, что для защиты от браконьерства на крабовом промысле предусмотрен в том числе механизм минимальных суточных объемов вылова крабов на судно. Эти показатели, установленные приказом Минсельхоза, специально предназначены для расчета времени нахождения судна на промысле, чтобы не допускать случаев, когда предприятие получает разрешение на вылов и под его прикрытием превышает квоты. Существуют и другие меры для борьбы с незаконной добычей.
Важнейший момент — сроки, с которых предполагается запустить второй этап квот под инвестиции по флоту.
"Предусмотрен срок вступления законопроекта в части строительства судов в рамках инвестиционных квот в отношении крабов — 2026 год", — рассказал Владимир Кашин.
Проработка этой темы была предусмотрена постановлением Госдумы. Минпромторг представил запрошенную справку по судостроению. Но с темпами работ тут не все в порядке.
"План есть, а факт выполнения строительства — отсутствует", — прокомментировал Владимир Кашин.
Чтобы бизнес мог адаптироваться к изменениям, предложено начать второй этап инвестквот с 2026 года.