Хабаровск занял 14 место в рейтинге городов Сибири и Дальнего Востока по доходам местной казны на одного жителя к концу первого полугодия 2022 года. Так, на одного хабаровчанина приходится 14 тысяч 500 рублей доходов муниципального бюджета. Для сравнения, на жителя Южно-Сахалинска, города, занявшего первое место в рейтинге, приходится почти в пять раз больше — 70 тысяч 200 рублей. В тонкостях бюджетной обеспеченности краевой столицы разбирался корр. ИА AmurMedia.
За первые шесть месяцев 2022 года Хабаровск в рейтинге бюджетной обеспеченности спустился на один пункт — по итогам аналогичного периода 2021 года краевая столица занимала 13 позицию. Это следуют из мониторинга исполнения бюджетов 15 городов, составленного финансовым департаментом администрации Хабаровска. Причем в текущем году доходы бюджета на одного хабаровчанина все же увеличились на 1 тысячу 200 рублей, и это с учетом прироста населения больше чем на три тысячи человек.
Между тем, ближайшие по численности населения города — Иркутск и Владивосток — расположились на шестом и десятом местах соответственно. В расчете на одного жителя доходы иркутского бюджета составляют 22 тысячи 300 рублей, владивостокского — 16 тысяч 800 рублей.
В лидерах рейтинга Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, и Якутск, где на одного местного жителя приходится от 70 тысяч 200 рублей до 33 тысяч 500 рублей доходов бюджета. Список из 15 городов замыкает Омск, где доходы в расчете на одного человека составляют 11 тысяч 200 рублей.
Предполагается, что к концу 2022 года доходы бюджета Хабаровска составят 19 млрд 119 млн рублей. Тем не менее, данные рейтинга позволяют говорить о достаточно низкой бюджетной обеспеченности муниципалитета в сравнении с другими городами Дальнего Востока и Сибири. Очевидно, что этот факт влияет как на реализацию социальных вопросов и программ жилищно-коммунального хозяйства, так и на устойчивое развитие экономики города. Некоторые эксперты полагают, что рост доходной базы муниципалитета сдерживает в том числе и такой фактор как чрезмерная централизация налоговых доходов в бюджетах краевого и федерального уровней.
Так, традиционно около 45% доходов бюджета Хабаровска составляют налоговые отчисления. В сумму таких доходов полностью поступают только местные налоги: налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также налог с применения патентной системы налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, госпошлина.
Сборы по остальным налогам распределяются по бюджетам всех уровней: федерального, регионального и, наконец, муниципального. Так, в 2021 году на территории города всего было собрано 112,5 млрд рублей налоговых платежей или, по отчётным данным, более 50 % налоговых доходов всего Хабаровского края. Однако только 7% от всех отчислений в итоге поступило в бюджет Хабаровска.
"Ничего не остается в городе от налога на прибыль и налога на имущество организаций. От транспортного налога и налога с упрощенной системы налогообложения в бюджет Хабаровска поступает только 15 %. От НДФЛ, доля которого составляет основу налоговых доходов, в городском бюджете остается 19,5%", — заявила заместитель директора Финансового департамента по доходам администрации Хабаровска Марина Полынцева.
Бюджетный Кодекс РФ четко определяет порядок отчислений налогов в бюджеты, в том числе и НДФЛ. Согласно закону, 85% налога на доходы физических лиц поступает в бюджет региона, а только 15% остаются в муниципалитете. Тем не менее, субъекты имеют право корректировать размер распределения налогов.
"Краевым законом от 26 декабря 2007 № 169 для городских округов края установлены единые нормативы отчислений от НДФЛ в размере 4,5%, данный норматив не менялся с 2013 года. При этом стоит отметить, что фактически при росте объема доходов по единым нормативам отчислений от НДФЛ на очередной финансовый год, уменьшается иная дотация. Отчисления от транспортного налога и налога с упрощенной системы налогообложения — 15 %, установлен с 2020 года. В 2021 году поступления в бюджет города по данным налогам, за счет установления единых нормативов отчислений, составили порядка 2 млрд рублей", — объясняет Марина Полынцева.
Кроме того, корректировать бюджетную обеспеченность муниципальных образований краевые власти могут так же с помощью механизма выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Однако и здесь для Хабаровска не все так просто. Дело в том, что краевая столица попросту не соответствует принятым региональными властями критериям, по которым город или район может рассчитывать на такую дотацию — в сравнении с остальными муниципальными образованиями края положение Хабаровска считается наилучшим.
В финансовом департаменте мэрии с этим согласиться не могут и пытаются повлиять на формирование налоговых доходов местного бюджета.
"Одно из наших последних предложений — зачислять в бюджет города хотя бы половину транспортного налога, увеличить до 30 % поступления налога с упрощенной системы налогообложения, который уплачивает малый и средний бизнес. А также установить норматив от налога на имущество организаций — не менее 10 %. В результате предложенных вариантов решений город дополнительно сможет получить порядка 1,7 млрд рублей", — сказала заместитель директора Финансового департамента.
Предложения городской администрации неоднократно направлялись в правительство Хабаровского края. И только при участии и поддержке краевых властей все расходные обязательства городской казны будут обеспечены соответствующим финансированием.