С 13 сентября в России меняются базовые тарифы ОСАГО — "коридор", в границах которого их можно устанавливать, решением Центробанка расширяется сразу на 26 процентов, причем и "вверх" и "вниз". Теперь те, кто ездит аккуратно и имеет большой стаж вождения, должны получить возможность платить за страховку меньше. Но это в теории — на практике же "реальное" удешевление полисов следует за "номинальным" крайне редко. И в этот раз ни сами автомобилисты, ни парламентарии позитивных подвижек не ждут. Почему так происходит и что с этим делать, ИА AmurMedia сообщает со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
"Несоциальный" продукт
Для начала — суть проблемы. Больше двух лет назад, 24 августа 2020 года, в России вступил в силу закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Он отменил единые схемы расчета тарифов и позволил страховщикам устанавливать их самостоятельно в рамках утвержденного ЦБ тарифного коридора — то есть не выше столько-то и не ниже столько-то (конкретно с 13 сентября — не ниже 1646 и не выше 7535 рублей). Отталкиваться страховщики при этом должны от территории, на которой зарегистрировано транспортное средство, условий эксплуатации (если машину предполагается, например, использовать только летом для поездок на дачу, то и ОСАГО для нее выйдет дешевле), а еще — и это самое главное — от личностных характеристик водителя. Существует, например, коэффициент безаварийного вождения "бонус-малус" — чем меньше ДТП произошло по вине автомобилиста, тем он ниже. Кроме того, понижающие коэффициенты вводятся за возраст и стаж.
Другими словами, автомобилисты, которые прилежно копят опыт и не попадают в аварии, должны платить за ОСАГО меньше. Однако на практике этого не происходит — стоимость страховки стабильно повышается, пусть и на 200-300 рублей каждый год, но все же. И прогнозы экспертов не добавляют оптимизма: скорее всего, с расширением тарифного коридора эта тенденция также никуда не исчезнет.
"Несмотря на все рассказы страховых компаний о том, что кто-то теперь будет платить меньше, меньше платить не будет никто, — констатировал в разговоре с "Парламентской газетой" вице-президент "Национального автомобильного союза" Антон Шапарин. — Обычно за такими нововведениями следует довольно ровное линейное повышение цен всеми страховыми компаниями — настолько, что их тарифы зачастую совпадают до рубля при, казалось бы, присутствующей и активной конкуренции".
По словам Антона Шапарина, с ОСАГО в России связаны две фундаментальные проблемы.
"Во-первых, по данным автостраховых компаний, 25 процентов водителей у нас страховки не имеют в принципе (Российский союз страховщиков оценивает их количество в шесть миллионов. — Прим. ред.), — заключает Антон Шапарин. — На наш взгляд, в силу подорожания полиса и снижения выплат люди просто начнут массово от нее отказываться. Во-вторых, ОСАГО не является социальным продуктом. Страховые компании, которые реализуют данную услугу, основной своей целью видят извлечение прибыли. Возможно, имеет смысл перевести вопросы, связанные с ОСАГО, в ведение какой-нибудь государственной страховой компании, которая все же будет ориентироваться в первую очередь на людей, а не на свой собственный кошелек".
Один на один с системой
Серьезные недочеты в нынешней схеме работы ОСАГО видит и депутат Госдумы Николай Новичков. Однако, по его словам, одним лишь давлением на страховые компании проблеме не поможешь.
"Сейчас, на мой взгляд, имеется целесообразность в расширении категорий водителей, которым положены скидки на оплату ОСАГО, — отметил Новичков в беседе с "Парламентской газетой". — Можно ввести преференции автомобилистам, оставляющим меньше углеродного следа, например, вообще в целом людям, создающим меньше проблем на дорогах. Я думаю, мы, как депутатский корпус, в этом направлении тоже поработаем и, возможно, в будущем выступим с соответствующей инициативой".
Что же касается не всегда прозрачной политики страховых компаний, то здесь, по словам Новичкова, решение должно быть понятным и простым: сделать так, чтобы автомобилист не оставался со своими проблемами один на один.
"Если у страховых компаний есть желание решить свои финансовые вопросы за счет простого человека, они всегда это сделают, — считает парламентарий. — И задача государства — как раз и оказаться на месте этого самого простого человека. Я думаю, нам стоит, в частности, вернуться к идее учреждения должности уполномоченного по защите прав автомобилистов, который мог бы выступать третейским судьей в спорах страховых и водителей. Подобная инициатива уже поднималась, но тогда Минфин заявил, что работать нужно в пределах тех инструментов, которые есть, и не плодить сущности. Но позвольте, у предпринимателей же, например, есть свой омбудсмен на уроне государственного чиновника федерального масштаба. Притом что автомобилистов как минимум в несколько раз больше".
Временный рост
Впрочем, подобного взгляда на тарифную политику страховых придерживаются не все. Так, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что тарифы растут далеко не всегда и не для всех.
"Если говорить в целом, то тарифы у нас никогда не повышались больше, чем на уровень инфляции, — прокомментировал депутат для "Парламентской газеты" инициативу ЦБ. — И даже были определенные снижения стоимости для отдельных категорий. Сейчас ситуация складывается сложная. Во-первых, на финансовых процессах сказывается все та же инфляция, а она сейчас довольно высокая. Во-вторых, у нас на рынке сейчас очень много автомобилей с импортными комплектующими. А импорт в последнее время здорово подорожал — из-за логистики, скачков курса валют и так далее".
По словам Аксакова, в ближайшее время рассчитывать на какое-либо ощутимое снижение стоимости ОСАГО не стоит точно — и в первую очередь как раз-таки из-за импорта. Деталей заграничного производства, особенно оригинальных, фирменных, в России сейчас не то чтобы дефицит, но ситуация с ними явно напряженная — мы писали об этом не так давно. И это тоже сказывается на их стоимости, а следовательно — на собственных издержках страховых и цене ОСАГО.
"Сейчас у нас понемногу развивается параллельный импорт, поэтому, я думаю, проблемы с комплектующими будут решаться, а цены, соответственно, пойдут вниз, — говорит парламентарий. — Что же касается стремления страховых компаний к выгоде в ущерб автомобилистам — напомню, что у нас существует процедура трастовых расследований. Если есть факты или, по крайней мере, существенные подозрения, мы можем сделать запрос в ФАС, чтобы такое расследование было проведено. Поэтому если тот же Национальный автомобильный комитет готов предоставить фактуру — пусть обращаются, и мы его инициируем".
Тем временем
Сколько будет стоить ОСАГО в разных регионах
"Парламентская газета" подсчитала стоимость ОСАГО в разных регионах. За образец взяли легковушку мощностью 106 лошадиных сил, водитель — один, 30 лет, пять лет стажа, три года не был в авариях.
Москва — 7805 рублей.
Санкт-Петербург — 7111 рублей.
Красноярский край — 7111 рублей.
Республика Карелия — 3642 рубля.
Дальний Восток — 5897 рублей.