Люди и судьбы Колымы: Смирнов Сергей Фёдорович
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Сегодня мы познакомим вас с судьбой человека, большая часть трудовой жизни которого была связана с Дальстроем. Он начал работу в тресте практически с момента его образования и трудился в нём до момента реорганизации. При этом больше 14 лет проработал непосредственно на Колыме. Итак, встречайте — Смирнов Сергей Фёдорович.
Сергей родился в 1907 году в городе Белый Смоленской губернии в семье рабочего.
Отец мальчика работал слесарем-механиком по швейным машинкам в компании "Зингер", в 1910 году он пропал без вести.
Мать Сергея специальности не имела и жила за счёт того, что зимой набирала квартиросъёмщиков-учащихся, а летом ходила на полевые работы.
Смирнов закончил 8 классов девятилетней школы и 2 класса профтехшколы, но условия быта не позволили учиться дальше и работать, он устраиваться и трудится некоторое время в совхозе, после чего уезжает в Москву.
В столице работал слесарем до 1929 года, затем окончил курсы буровых мастеров и уехал по разнарядке в Омский округ, где проработал 2 года буровым мастером.
Колыма
В 1932 году заключает договор с Дальстроем, где проработал с перерывами на разных общественных и хозяйственных должностях до 1953 года.
Снимок друзей на память перед отъездом из Москвы на Колыму. 1932 год. Фото: из архива семьи Смирновых
В апреле 1932 года прибыл в Нагаево, где назначен на должность бурового мастера Строительной конторы.
Перспектива капитального строительства предприятий управления местной промышленности в Магадане. 30-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
В сентябре 1932 года был избран председателем группового комитета профсоюза Ольского района.
Иванов, Смирнов, Ильин, Шуберт у жилого дома. Колыма. 1933 год. Фото: из архива семьи Смирновых
Осоавиахим
В июне 1934 года Сергей Фёдорович переходит на работу в Осоавиахим, что я думаю, во многом определило его дальнейшую судьбу и его карьеру на Колыме.
Думаю не будет лишним сказать, какое значение имел Осоавиахим в жизни как СССР, так и Дальстроя.
Члены Осоавиахима на стрельбище. Магадан. 30-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
Из статьи И.В. Мостинского "Осоавиахим СССР. Сращивание общественной организации с государственным аппаратом (1935–1941 гг.)":
"… Осоавиахим занимал видное место среди добровольных общественных организаций СССР в кон. 1920-х–1940-х годах.
… 23 января 1927 года на совместном заседании I Всесоюзного съезда Авиахима и 2-го Пленума Центрального Совета ОСО по докладу Наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова было принято решение слить два общества в одно под названием: “Союз Обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР”, сокращенно Осоавиахим СССР.
… Советскими исследователями отмечалось, что общественные организации составляли неотъемлемую часть политической структуры советского социалистического общества, что позволяло рассматривать их в какой-то мере в качестве субъектов власти, т.е. носителей властных полномочий. И это давало возможность осуществления общественными организациями некоторых функций государственных органов. Всё это в полной мере можно отнести и к Осоавиахиму.
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР “Об Осоавиахиме” (8 августа 1935 г.) призывало Осоавиахим сконцентрировать все свои силы на подготовке резервов для армии и флота. Именно в конце 1930-х гг. Осоавиахим превращается в мощную военизированную организацию.
Тактические занятия членов ОСО. Магадан, 5 км. 1936 год. Фото: из архива семьи Смирновых
Одной из главных задач организаций Осоавиахима стала допризывная подготовка молодежи и подготовка резерва для армии и флота, то есть — подготовка военнообязанных, призываемых в армию по мобилизации. В организациях Осоавиахима было подготовлено до 80% военнослужащих сухопутных войск и флота и до 100% авиации.
Осоавиахим, формально оставаясь общественной организацией, фактически превращался в государственную структуру. В аппарате Общества работало значительное число кадровых военнослужащих РККА, число которых, по отношению к “гражданским” работникам и военнослужащим запаса постоянно увеличивалось к началу 1940-х годов. Многие работники Осоавиахима воспринимали работу в Обществе, как работу в одном из Наркоматов. Таковым, фактически он и был".
В июле 1934 года Смирнов работает в должности ответственного секретаря в райсовете Колымского совета Осоавиахима. Из документа: "На тов. Смирнове лежит ответственность за ведением как финансовой, так и хозяйственной стороны по райсовету ОСО, а также дача практической помощи в работе низовым ячейкам ОСО".
Смирнов Сергей Фёдорович с женой на стройплощадке парашютной вышки в парке. Магадан. 30-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
В феврале 1935 года Сергей Фёдорович был избран председателем Колымского Совета Осоавиахима на второй районной конференции.
Фактически на время его работы в качестве руководителя Колымского Совета Осоавиахима пришлось становление этой организации на Колыме и, можно сказать, что Сергей Фёдорович справился с этой задачей достойно.
За успешную работу 10 мая 1935 года приказом № 146 по Государственному Тресту ДС Смирнов С.Ф. был премирован мелкокалиберной винтовкой.
Лётно-планерная группа Колымского совета Осоавиахима, 2 выпуск. В нижнем ряду — Смирнов С.Ф. Магадан. Август 1936 года. Фото: из архива семьи Смирновых
Думаю стоит упомянуть и о том, что в 30–40 годы ХХ-го века на Колыме было подготовлено немало пилотов как для авиаотряда Дальстроя, так и для гражданской и военной авиации СССР. У истоков этой работы стоял Сергей Фёдорович, за время его работы в Осоавиахиме (1934–1938 годы) было выпущено несколько групп пилотов-планеристов.
Строительство парашютной вышки в парке. Магадан. 30-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
Во время работы Смирнова на посту председателя Колымского Совета Осоавиахима был возведёно сооружение, которые долгие годы украшало парк Магадана. Речь идёт о парашютной вышке, которая был построена Осоавиахимом на верхней площадке парка культуры и отдыха.
В сентябре 1937 года в парке культуры и отдыха Магадана строительство сооружения было завершено.
Утром 26 сентября 1937 года было проведено первое испытание уже построенной парашютной вышки.
Сначала на парашюте с самого верха спустили наполненный песком мешок весом 135 кг. Скорость падения была вполне нормальной. Вслед за первым мешком с песком спустили на парашюте и второй, который весил 70 кг, то есть соответствовал среднему весу человека. Он "приземлился" через 8,4 с.
Испытания парашютной вышки в парке. Магадан. 30-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
Теперь можно было совершить и первый прыжок. Его выполнил комсомолец, инструктор Осоавиахима Константин Корнилов. При весе 86 кг он достиг земли за 7 с. Вскоре после этого парашютную вышку приняла специальная комиссия, и в начале октября 1937 года с нее уже в массовом порядке совершали прыжки учащиеся Охотско-Колымского техникума и средней школы.
УСВИТЛ
В феврале 1938 года Смирнов Сергей Фёдорович покидает место председателя Колымского совета ОАХ (Осоавиахим) и переходит на работу в УСВИТЛ НКВД СССР.
В Севвостлаге Сергей Фёдорович начал свою работу в Северном горно-промышленном управлении (СГПУ).
29 октября 1938 года он (начальник КВЧ ОЛП СГПУ) откомандировывается в распоряжение УСВИТЛа НКВД СССР на основание его рапорта.
В 1939 году Сергей Фёдорович вступает в члены партии ВКП(б). Интересный факт — в кандидаты партии ВКП(б) он был принят в 1932 году, а принят в партию только в 1939 году, фактически через семь лет. У многих такой перерыв мог вызвать вопросы и поэтому Смирнов Сергей Фёдорович в своей биографии пишет следующее, поясняя такой разрыв по времени: "В кандидаты в партию вступил в 1932 году, но в связи с тем, что в Дальстрое в 1937 году был прекращён приём в партию, так как проходила чистка в партии, а также дважды проходила проверка партийных рядов в 1938 году. Приём в партию был начат только в 1938 году, в этот период у меня был отпуск длиной в 11 месяцев. По прибытии из отпуска в сентябре 1939 года я был принят в члены партии".
В марте 1940 года переведён заместителем начальника рудника "Бутугычаг" Тенькинского ГПУ по политработе, на новом месте отработал полгода.
В общей сложности в системе УСВИТЛ Смирнов проработал около двух лет, занимая должности, связанные с культурно-воспитательной и политической работой.
Промхозы
После УСВИТЛа Сергей Фёдорович продолжил свою работу на Колыме в Магаданском промкомбинате. В октябре 1940 года он назначен заместителем начальника снабжения Магаданского промкомбината.
Семья Смирновых. Фото: из архива семьи Смирновых
И снова поворот судьбы — в марте 1941 года Семёнов переведён в Усть-Магаданский промхоз на должность начальника.
Следующим назначением для Сергея Фёдоровича стал Ольский промхоз, куда он был переведён в сентябре 1942 года на должность начальника материально-хозяйственной части Ольского промхоза.
Но уже буквально через месяц — в октябре 1942 года он получает новое назначение — на должность начальника производственно-технического отдела Ямского промхоза.
В 1943 году Смирнов был назначен начальником Ямского промхоза. Под начало Сергея Фёдоровича попало большое и непростое хозяйство. В то время в состав Ямского промхоза входило 5 промыслов, располагавшихся на побережье залива Шелихова и удалённых друг от друга на значительных расстояниях. Это промыслы Речка, Иреть, Тахтояма, Туманы, Вилига и портрыббаза Брохово.
По поводу оперативности управления говорит тот факт, что приказы и распоряжения на промыслы можно было доставить летом по морю, а — зимой на собачьих упряжках. На большей части промыслов телефонная и радиосвязь отсутствовали.
Остро ощущалось нехватка рабочей силы рабочих — численность личного состава была около 50% от необходимого. Не хватало техники, уровень механизации был очень низок.
На вручении наград. Город Магадан, театр. 40-е годы. Фото: из архива семьи Смирновых
Однако несмотря на все сложности и нюансы, Ямский промхоз под руководством Смирнова в годы войны прилагал все усилия для выполнения плана и снабжения рыбой Дальстроя, причём успешно.
Выписка из приказа № 148. Октябрь 1944 года. Фото: из архива семьи Смирновых
По итогам путины за 1944 год приказом по Управлению Рыбопромыслового хозяйства Дальстроя НКВД СССР в октябре 1944 года за перевыполнение Государственного плана по вылову и обработке рыбы начальник Ямского промхоза Смирнов С.Ф. награжден денежной премией в размере 9900 рублей. Ямскому промхозу, давшему высший процент выполнения годового плана — 167,6% было вручено переходящее Красное Знамя УРПХ.
Приказ № 553 по Главному Управлению Строительства Дальнего Севера. 1945 год. Фото: из архива семьи Смирновых
В следующую путину Ямский промхоз повторил свой успех и 15 октября 1945 года Приказом № 553 по Управлению Строительства Дальнего Севера НКВД СССР по итогам путины 1945 года переходящее Красное Знамя УРПХ было вручено Ямскому промхозу. Для премирования лучших рыбаков и рабочих были выделены денежные средства. Начальник Ямского промхоза Смирнов С.Ф. награжден денежной премией в размере 5700 рублей.
Казалось бы, начальник Ямского промхоза находится на хорошем счету у начальства, его предприятие в числе передовиков, можно сказать, что жизнь удалась…
Но в ноябре 1945 года, не дожидаясь окончания действия договора, Сергей Фёдорович пишет заявление на увольнение из системы Дальстроя.
Ответ отдела кадров Смирнову. 1945 год. Фото: из архива семьи Смирновых
20 ноября 1945 года отдел кадров Дальстроя сообщает начальнику Ямского промхоза УРПХ Смирнову С.Ф., что поданное им заявление на имя генерал-майора Комарова рассмотрено и в увольнение из системы Дальстроя ему отказано.
31 июля 1946 года бывший начальник Ямского промхоза Сергей Фёдорович пишет рапорт на имя начальника Дальстроя Никишова, в котором просит дать ему окончательный расчёт с разрешением выезда на материк. Свою просьбу Смирнов обосновывал тем, что за время работы на Колыме (более 14 лет), его здоровье пошатнулось, и здоровье детей вызывает опасение. Семья Смирновых к тому времени состояла из 6 человек.
В 1946 году он переведён ИО начальника рыбзавода Усть-Магаданского промхоза.
На Усть-Магаданском рыбозаводе. Засольный цех. Фото: kolymastory.ru
18 октября 1946 года Сергей в четвёртый раз подаёт заявление с просьбой увольнения из Дальстроя: "Чувствую большую усталость — упадок сил и здоровья как самого, а также и семьи. Больше работать не в состоянии и всякое ослабление в работе — как руководителя, будет зависеть не от умения и желания, а от состояния здоровья самого и семьи".
К тому времени Сергей отработал в системе Дальстроя на Колыме 14,5 лет.
На заявление начальника Усть-Магаданского рыбозавода Смирнова из отдела кадров Дальстроя поступил ответ, где говорилось: "Настоящим сообщаю, что до весны 1947 года уволить Вас не представляется возможным".
Но в ноябре 1946 года Сергей Фёдорович был уволен из Дальстроя по окончании срока трудового договора и выехал с семьёй с Колымы в Москву, где у него была квартира.
Приморье
Находка. 1953 год. Фото: kolymastory.ru
Но до Москвы семья Смирновых не доехала, а по ряду обстоятельств осела в Находке и Сергей Фёдорович снова устроился в Дальстрой, где и проработал до 1953 года также на административных и хозяйственных должностях.
За период с января 1947 года по март 1953 года его не один раз перебрасывали с одного места работы на другое:
- в январе 1947 года назначен директором Подсобного хозяйства;
- в апреле 1949 года переведён старшим диспетчером Управления;
- в октябре 1949 года переведён начальником товаро-складского отдела:
- в ноябре 1950 году переведён старшим инженером отдела снабжения;
- в 1952 году переведён замом начальника Хозяйственного отдела;
- в марте 1953 года переведён заведующим хозяйством дома младенца Приморского ИТЛ.
Камчатка
В 1953 году очередной поворот в жизни Смирнова. В мае 1953 года его откомандировывают в распоряжение Камчатского геологического управления.
Петропавловск-Камчатский. 50-е годы. Фото: kolymastory.ru
Он выезжает на Камчатку, где Сергея Фёдоровича назначают заместителем начальника Крутогоровской геологической партии №336, которая занималась разведкой Крутогоровского угольного месторождения.
В июне 1954 года Смирнова увольняют в связи с сокращением штата Камчатского Геологического Управления. По просьбе Сергея он был уволен с выездом с Камчатки.
О причине своего сокращения Сергей Фёдорович в автобиографии пишет следующее: "… работа партии была рассчитана на 3 года, но результаты года показали отличное содержание угля и партия была расформирована".
Честно говоря для меня такая формулировка показалась больно расплывчатой и непонятной. Для того, чтобы понять причину расформирования геологической партии, пришлось обратиться к истории Камчатского геологического управления, факты из которой и расставили всё на свои места.
Камчатское геологическое управление
Небольшое отступление и несколько строк по истории Камчатского геологического управления. В мае 1951 года постановлением Совета Министров СССР от 26.04.1951 г. контора "Камчатнефтегеология" была преобразована в Камчатское государственное геологическое управление. Одновременно в его подчинение была передана и экспедиция № 6, возглавляемая Ярмолюком и подчиняющаяся ДВГГУ.
В таком виде Камчатское государственное геологическое управление просуществовало до конца 1954 года, когда вышло постановление Совета Министров СССР № 2297 от 13.11.1954 г., а после него приказ Министерства нефтяной промышленности СССР № 858 от 3.12.1954 г. и приказ КГУ № 441 от 31.12.1954 г. о ликвидации Камчатского геологического управления.
Были ликвидированы практически все экспедиции и партии управления, лишь Корякская (Воямпольская) экспедиция была перебазирована в Петропавловск-Камчатский, и на ее базе с 1 января 1955 г. создана Камчатская комплексная геологоразведочная экспедиция (ККГРЭ), которая подчинялась тресту "Востсибнефтегеология", находящемуся в Иркутске.
Снова Находка
Находка. 1962 год. Фото: kolymastory.ru
Вернувшись в Находку в июле 1954 года, Сергей Фёдорович назначен начальником транзитного городка Жилищно-Коммунально-Строительной конторы.
В ноябре 1954 года переведён заместителем начальника конторы, начальником квартирно-эксплуатационного отдела.
До выхода на пенсию Смирнов С.Ф. трудился в Находке на административно-хозяйственной работе.
Из биографии Смирнова С.Ф.
Жена — Смирнова Ирина Яковлевна.
Старший сын — Владимир Сергеевич. Год рождения — 1933. После окончания Московского университета переведён в городе Днепропетровск. Всю жизнь проработал на "Южмаш".
Средний сын — Николай Сергеевич. Годы жизни — 1938–2010. Почти всю жизнь проработал шахтёром в посёлке Чегдомын.
Младший сын — Александр Сергеевич. Годы жизни — 1945–2018. Всю жизнь прожил в городе Находка.
_________________________
Моя искренняя признательность и благодарность Андрею Александровичу Смирнову за документы и фотографии из семейного архива.
В статье также использованы материалы статьи И.В. Мостинского "Осоавиахим СССР. Сращивание общественной организации с государственным аппаратом (1935-1941 гг.)", а также информация из свободных источников.