Итоги недели: новые "косатки", марафон через Босфор, железная дорога в Магадан
23 ноября, 08:30
Как вернуть деньги, потраченные на лишние услуги ЖКХ 
14:05
Наливаю в бутылочку это из ванной - и в доме всегда пахнет чистотой и свежестью: Лайфхак
13:50
Новый фотоконкурс "СуперМама" запускает MagadanMedia в Telegram
12:00
Россиян проинформировали о новом способе мошенничества через Telegram
11:43
История Колымы: Пароход "Днепр"
11:30
Опрос "Авито Недвижимости" показал популярность риэлторских услуг среди россиян
10:55
Житель поселка Палатка перечислил мошенникам свыше 300 тысяч рублей
09:34
Вашей грамотности нужна срочная прокачка, если результат меньше 8/8 — ТЕСТ
08:00
24 ноября в календаре: День матери в России, День моржа
07:45
Пионерский лагерь "Снежная Долина" принят в эксплуатацию в 1966 году
07:30
В Магадане в воскресенье преимущественно без осадков и до –10 градусов
06:14
Гороскоп на 24 ноября от MagadanMedia: Торжество интуиции и встречи с друзьями - что ждёт
06:00
Самые феноменальные умы не сделают ошибок, а вы дотягиваете до этой планки? — ТЕСТ
23 ноября, 21:30
Нетрезвого водителя автомобиля Nissan Tiida задержали в Магадане
23 ноября, 21:15
Эти 2 сорта баклажанов - чудо: Ранние, без горечи - семян нет в продаже уже в ноябре
23 ноября, 20:55
Итоги XXXVI заседания Магаданской областной Думы седьмого созыва 22 ноября, 16:34
В бюджеты Магаданской области за 10 месяцев поступило 48 млрд рублей налогов 22 ноября, 16:32
В Магаданской области с 2025 года начнет действовать специальный налоговый режим 22 ноября, 16:20
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная  22 ноября, 13:44
В Магадане состоялось заседание фракции "Единая Россия" 22 ноября, 10:01
В Магаданской области "Единая Россия" провела конференцию реготделения партии 21 ноября, 22:19
Колымские парламентарии приняли участие в конференции регионального отделения ЕР 21 ноября, 16:44
Железная дорога от Якутска до Магадана — важнейшая транспортная магистраль 21 ноября, 14:55
Госдума поддержала инициативу ЕР об освобождении участников СВО от исполнительного сбора 20 ноября, 14:59
Комитет СФ рассмотрел законы, направленные на поддержку волонтеров и участников СВО 20 ноября, 14:44
Сергей Иванов провел заседание подкомитета по финансовому контролю комитета СФ 19 ноября, 14:27
Вектор Вольфа 19 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 10:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 18:25
В Магадане комитет по госстроительству и самоуправлению рассмотрел 9 вопросов 18 ноября, 16:51

Судьба инвестпроектов рыбаков Дальнего Востока висит на "законодательном волоске"

Рыбаки-инвесторы, впрочем, надеются, что внимание власти к развитию ДФО позволит принять взвешенные решения
15 августа 2022, 12:40 Бизнес
Новое рыбопромысловое судно ГК "Океанрыбфлот" предоставлено медиахолдингом "Фишньюс"
Новое рыбопромысловое судно ГК "Океанрыбфлот"
Фото: предоставлено медиахолдингом "Фишньюс"

Благоприятный инвестиционный климат — одно из ключевых условий, необходимых для социально-экономического развития Дальнего Востока. На это работают федеральные и региональные институты развития, разрабатываются и внедряются системы льгот и преференций для бизнеса, на деле готового вкладывать свои средства в инвестпроекты. Во многом ради улучшения инвестиционного климата в ДФО проводится Восточный экономический форум с участием президента Российской Федерации. 

Между тем рыбная отрасль — один из экономических и социальных локомотивов более чем половины субъектов ДФО — сегодня, мягко скажем, смотрит в будущее далеко не оптимистично, считает ИА PrimaMedia.  Как отмечают в деловом сообществе страны — а это, напомним, и РСПП, и "ОПОРА РОССИИ", и объединения рыбной отрасли — реальную угрозу инвестиционному климату в рыбохозяйственном комплексе прежде всего Дальнего Востока несет так называемый "законопроект о втором этапе инвестквот", внесенный в конце июля правительством в Госдуму РФ. Инициаторы принятия законопроекта предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот),  а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и вновь продать их на аукционах. Помимо этого, авторы законопроекта предлагают обременить инвесторов в строительство рыбоперабатывающих заводов на ДВ еще и необходимостью построить рыбопромысловое судно.

Очевидно, что предлагаемый беспрецедентный "передел" существенно сократит (а то и вовсе полностью изымет) промысловые лимиты у подавляющего большинства рыбопромысловых предприятий ДВ-бассейна, а это означает как максимум — банкротства, а как минимум — сворачивание инвестиционной активности рыбаков-дальневосточников. 

Возможно, именно поэтому в устах иных чиновников повторяется "мантра" о том, что единственные инвесторы в рыбной отрасли — это немногочисленные компании, которые стали участниками первого этапа программы инвестквот и вложили средства в строительство судов и рыбзаводов в обмен на прибавку в квотный "портфель". Не касаясь особо того факта, что пока успехи первого этапа весьма скромны (в сроки построены лишь полтора десятка береговых предприятий, а вот "обновление рыбацкого флота" начинает выглядеть уже как полный провал), отметим, что рыбаков-инвесторов, осуществляющих капитальные вложения вне рамок программы инвестквот, на Дальнем Востоке хватает.

За примерами далеко ходить не надо. Если взять сегмент промысла тихоокеанских моллюсков (100% квот, на которые, напомним, инициаторы нашумевшего законопроекта предлагают просто изъять у пользователей), то пока две трети квоты добывается и перерабатывается в том числе и в высокотехнологичную продукцию предприятиями, расположенными на Курильских островах.  Согласно открытым данным, только четыре из них — АО "Северо-Курильская база сейнерного флота" (остров Парамушир), АО "Курильский рыбак" (Итуруп), АО "Крабозаводское" (Шикотан), АО "Южно-Курильский рыбокомбинат" (Кунашир)  — за последние 5 лет инвестировали свыше 25 млрд рублей в обновление добывающего флота, строительство береговых подрабатывающих производств, холодильников, портовой и логистической инфраструктуры на этих стратегически важных для России территориях.

Та же "Северо-Курильская база сейнерного флота" провела глубокую модернизацию своего флота — переоборудовали его для добычи и глубокой переработки морского гребешка, закупив дорогостоящее зарубежное оборудование. Только за последние 2 года инвестиции в развитие добычи и переработки гребешка составили около 1,84 млрд рублей, подсчитали в компании, только в 1,5 млрд рублей собственных средств обошлась постройка нового высокотехнологичного траулера. Совсем скоро судно пополнит флот компании, будет добывать гребешок с последующим производством продукции, а также — работать на приемке и выпуске продукции из лососевых пород рыб.

Серьезную ставку на развитие береговой перерабатывающей инфраструктуры — также вне, подчеркнем, программы инвестквот — сделала несколько лет назад группа компаний "Гидрострой". Близится к завершению и масштабная реконструкция рыбозавода "Ясный" на острове Итуруп. Также в планах "Гидростроя" — создание производственно-логистического центра в поселке Преображение (Приморский края) — в том числе и для отправки рыбопродукции по Северному морскому пути. Причем рыбопродукции высокой степени переработки — например, филе минтая и фарша сурими — для чего группа компаний модернизировала свои добывающие суда, оснастив их линиями по производству такой продукции. 

К слову, в дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) сообщили, что переоборудование промысловых судов под производство высокотехнологичной продукции — не единичные случаи, а устойчивый тренд у дальневосточных добытчиков этой самой массовой рыбы. Например, в 2020 году совокупное количество судов компаний — участников АДМ с филетировочными линиями составляло 30 единиц, в 2021 году — 34 единицы, а в этом году — уже 40 судов.

Если же говорить не только о модернизации, но и об обновлении промыслового флота, то здесь дальневосточные рыбаки также не бездействуют — причем безо всякой господдержки в виде "квот под киль". Как сообщал "Интерфакс", камчатский "Океанрыбфлот" еще в 2018 году заключил многомиллиардный контракт с турецкой судостроительной компанией Tersan Tersanecilik Sanaya Ve Ticaret A.S. на строительство двух современных траулеров с новейшим оборудованием. И первое судно серии — "Георгий Мещеряков" — уже пришло на Камчатку в январе нынешнего, 2022 года. Тем временем на верфи в Турции завершается работа над вторым судном серии, оно было спущено на воду летом 2021 и скоро также пополнит флот камчатской компании.

Примеру коллег следуют и другие рыбопромышленные предприятия Камчатки. "Тихоокеанская рыбопромышленная компания", например, также является заказчиком турецкой верфи Tersan, на которой в январе этого года заложили киль большого промыслового траулера-процессора, предназначенного для промысла и переработки дальневосточных минтая, сельди, иваси, ставриды, камбалы, кальмара. 

Даже достаточно поверхностный срез инвестиционной активности в рыбохозяйственном комплексе ДВ, который сделала редакция ИА PrimaMedia, с очевидность подтверждает практически полностью консолидированное мнение экспертов и рыбацкого сообщества о несвоевременности и непродуманности инициатив по некоей "стимуляции инвестиций в рыболовстве" с помощью тотального квотного передела в отрасли. Так же как минимум противоречивым представляются инициативы изъятия промысловых ресурсов у подавляющего количества предприятий РХК в разрезе тех усилий, которые руководство страны предпринимает для развития — причем опережающего — российского Дальнего Востока, развития как в экономическом, так и в социальном плане.

"Дальневосточные регионы, Арктическая зона — это территория, которая требует особого внимания из-за своего геополитического положения.  Президент определил стратегию их ускоренного развития. Она включает в себя целый комплекс мероприятий поддержки бизнеса, создание новых рабочих мест, комфортных условий для жизни людей, увеличение их доходов",

— заявил недавно председатель правительства РФ Михаил Мишустин буквально накануне своей рабочей поездки в регионы Сибири и Дальневосточного федерального округа.

И, возможно, в ходе своего безусловно насыщенного визита глава кабмина найдет возможность лично оценить сложившийся в рыбной отрасли ДВ инвестиционный климат и ознакомиться с реализуемыми рыбаками инвестпроектами. Во всяком случае, в рыбной отрасли макрорегиона очень на это надеются

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, 8 августа этого года в Петропавловске-Камчатском под эгидой Общественной палаты РФ прошел круглый стол, участники которого — представители ОП РФ, региональных Общественных палат, отраслевых ассоциаций и предприятий рыбной отрасли Дальнего Востока — в подавляющем большинстве отмечали, что инициаторы очередных реформ в рыбной отрасли страны не учитывают те масштабные риски для рыбохозяйственного комплекса России и социально-экономического положения "рыбацких" регионов, которые несет законопроект о втором этапе инвестиционных квот

В конце июля этого года трудовые коллективы рыбацких предприятий Дальнего Востока и ассоциации отрасли обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой остановить процесс принятия одиозного законопроекта. В своих письмах на имя главы государства дальневосточные рыбаки отмечали очевидно бездумный и ангажированный характер очередных "аукционных инициатив" и прогнозировали настоящую катастрофу не только в отрасли как таковой, но и в связанной с рыбацким промыслом социально-экономической ситуацией в ДФО, особенно — в отдаленных территориях федерального округа.

17492
31
69