тематическое фото
Фото: ИА PrimaMedia

Запойный и непьющий "антисоветчик": яркая история визитов Владимира Высоцкого на Дальний Восток

К годовщине смерти ИА PrimaMedia публикует материал о связи выдающегося артиста с дальневосточными регионами

Общество

28.07.2022

25 июля 1980 года, во время проведения Олимпиады-80, в Москве скончался Владимир Высоцкий. Власти, чтобы не омрачать праздник, закрыли информацию о смерти всенародного любимца, но печальная весть мгновенно облетела весь Советский Союз от Калининграда до Владивостока. 25 июля — День памяти выдающегося актера, поэта и музыканта, но в июле Владивосток традиционно отмечает не только скорбную дату, связанную с именем Владимира Семеновича, но и годовщину его приезда в город "нашенский".

Июль для Владивостока — месяц особый: в июле 1860 года город был основан, в июле, начиная с 1939 года, Владивосток отмечает один из самых любимых праздников — День ВМФ, и в июле же 1971 года Владивосток посетил Владимир Высоцкий с концертами, которые стали легендарными. О том, как это было, ИА PrimaMedia рассказал историк, ведущий проекта "Объяснения" Сергей Корнилов.

Мой друг уехал в Магадан

Высоцкий побывал на Дальнем Востоке только в двух городах — Магадане и Владивостоке, хотя в его песнях упоминаются Находка ("Нас вместе переслали в порт Находку...") и Хабаровск ("А в Хабаровске рейс отменён — там надёжно застрял самолёт"). Причем оба приезда случились неожиданно как для дальневосточников, так и для самого Высоцкого, впрочем, в духе его характера.

Первый визит на Дальний Восток произошел весной 1968 года, во время съемок фильма "Служили два товарища" (12+). Работа над картиной началась осенью 1967 года, но из-за хронических запоев киногруппы, в которых принимали участие исполнители главных ролей Владимир Высоцкий, Олег Янковский и режиссер фильма Евгений Карелов, съемки пришлось отложить на следующий год. 

Владимир Высоцкий в роли поручика Брусенцова, фильм Два товарища, 1968 год

Владимир Высоцкий в роли поручика Брусенцова, фильм Два товарища, 1968 год. Фото: из открытых источников

23 марта 1968 года Высоцкий взял отпуск в театре на Таганке и должен был лететь в Одессу на досъемку "Служили два товарища", но застрял в аэропорту по причине непогоды. Одесса не принимала — все происходило в точности, как он впоследствии описал в знаменитой песне: 

В который раз лечу Москва — Одесса,
Опять не выпускают самолёт...

Рейс задержали на час, затем еще на час, потом на неопределенное время. Высоцкий просидел в аэропорту почти весь день:

Сказали мне: "Сегодня не надейся —
Не стоит уповать на небеса!"
И вот опять дают задержку рейса на Одессу:
Теперь обледенела полоса.

Кстати, в этой песне Владимир Семенович впервые упомянул Владивосток:

Открыли самый дальний уголок,
В который не заманят и награды,
Открыт закрытый порт Владивосток,
Париж открыт — но мне туда не надо!

… и Магадан:

Мне надо — где метели и туман,
Где завтра ожидают снегопада!..
Открыли Лондон, Дели, Магадан,
Открыли всё — но мне туда не надо!

В результате Высоцкий так и не дождался рейса на Одессу. Плюнув на все, он обменял билет и вылетел совершенно в другую сторону:

Опять дают задержку до восьми —
И граждане покорно засыпают…
Мне это надоело, чёрт возьми,
И я лечу туда, где принимают!

В тот момент принимал именно Магадан, и Высоцкий отправился в столицу Колымы. Поступок кажется безумным, но в нем была своя логика. Дело в том, что в Магадане тогда жил его друг детства Игорь Кохановский, кстати, именно он научил Высоцкого играть на гитаре.

Игорь Кохановский и Володя Высоцкий, 1950-е гг.

Игорь Кохановский и Володя Высоцкий, 1950-е гг.. Фото: из открытых источников

В Магадан Кохановского забросила судьба. Нет, он не отбывал срок наказания, как многие деятели культуры. В 1955 году они вместе с Высоцким поступили в МИСИ, который Владимир бросил на первом же курсе, а Игорь окончил институт и стал работать инженером-строителем. В 1961 году Высоцкий начал активно писать песни и их первым слушателем был Кохановский.

Игорь был поражен творчеством друга и решил сам написать песню — так появилась "Бабье лето", которую похвалил Андрей Вознесенский, а Высоцкий включил в свой репертуар и часто исполнял на концертах.

Первый успех вдохновил Кохановского: он решил сменить профессию и стать поэтом, но поступить в Литинститут было крайне сложно. В газете "Московский комсомолец", где опубликовали его стихи, посоветовали: "Если хочешь стать литератором, начинать надо не с московского, а, например, с "Магаданского комсомольца". Езжай в Магадан, там выпустишь книжку, а вернешься, вступишь в Союз писателей, как перспективный поэт с периферии. В 1964 году Кохановский уехал в Магадан, а Высоцкий написал об этом песню:

Мой друг уехал в Магадан —

Снимите шляпу, снимите шляпу!

Уехал сам, уехал сам —

Не по этапу, не по этапу...

Игорь Кохановский писал: "Высоцкий был моим единственным близким другом, больше такого я за всю жизнь не встретил". Они переписывались, перезванивались, но четыре года разлуки привели к тому, что Высоцкий, соскучившись по лучшему другу, вместо Одессы, рванул на Колыму.

24 марта 1968 года Высоцкий прилетел в Магадан и пришел в редакцию "Магаданского комсомольца", где работал Кохановский, но Игоря там не оказалось — был воскресный день. Ему дали телефон сотрудницы редакции Нины Кошелевой, с которой Высоцкий был знаком. Нина и ее муж Виктор разыскали Кохановского и накрыли стол у себя в квартире. Высоцкий пел всю ночь, а утром друзья отправились бродить по Магадану. Они пробовали найти зал для выступления, но никто не рискнул взять на себя ответственность.

25 марта в редакцию "Магаданского комсомольца" пришла телеграмма из Одессы — съёмочная группа разыскивала пропавшего актера Высоцкого, а в справочной аэропорта сообщили, что пассажир с такой фамилией вылетел в Магадан. Как вспоминал Игорь Кохановский, 26 марта он проводил друга в аэропорт, "посадил в самолет, вручил стюардессе коньяк и взял с нее слово, что она будет давать его Володе малыми дозами, так как в самолет он садился уже в полуразобранном состоянии". 

Открыт закрытый порт Владивосток

Второй визит Высоцкого на Дальний Восток оказался не менее авантюрным, чем первый. Связан он с постановкой в Театре на Таганке легендарного спектакля "Гамлет" (16+) с Высоцким в главной роли.

Высоцкий в роли Гамлета

Высоцкий в роли Гамлета. Фото: из открытых источников

Премьеру "Гамлета" запланировали на 1971 год и в начале января, сразу после новогодних праздников, начались репетиции. Роль требовала полного напряжения, а Высоцкий, отработавший "ёлки" и отметив Новый год с молодой женой (в декабре 1970 года они с Мариной Влади сыграли свадьбу и съездили в свадебное путешествие), был не в состоянии выкладываться на 100%. В результате у него началась депрессия, перешедшая в запой.

Марина, хлопнув дверью, улетела в Париж, а 11 января, сразу после очередной репетиции, у Высоцкого случился нервный срыв. 25 января 1971 года свое 33-летие (возраст Христа) Владимир Семенович встретил в знаменитом "склифе" — неврологическом отделении больницы им. Склифосовского.

Пройдя курс восстановительного лечения, Высоцкий был отправлен домой на недельную реабилитацию, но бездеятельность для него — как нож по сердцу и внезапно для всех, да и для себя, он оказывается… во Владивостоке.

О том, как это произошло, есть несколько малоправдоподобных версий, но одно известно точно — в ЛГЗ (Лучший город Земли) ВВС (Высоцкий Владимир Семенович) попал благодаря китобоям, а точнее, благодаря китобою Борису Чурилину, на квартире которого Высоцкий останавливался во время двух первых визитов во Владивосток. Третий визит является недоказанным.

На квартире у Бориса Чурилина

На квартире у Бориса Чурилина. Фото: Петр Якимов

Высоцкий и Борис Чурилин познакомились в Москве в феврале 1971 года. По одной из версий это произошло в московском ресторане "Арагви", куда Чурилин попал… на спор из владивостокского ресторана с одноименным названием.

По воспоминаниям капитана китобойного судна "Дружный" Анатолия Автухова, где Чурилин работал электромехаником, после очередного рейса команда отмечала успешное возвращение домой во владивостокском ресторане "Арагви".

Попойка продолжалась около месяца, плавно перетекая из ресторана на квартиру Чурилина, который проживал на улице Колхозной, 30 (ныне ул. Семеновская) и обратно.

В результате интерьер и обслуга кабака настолько обрыдли загулявшим китобоям, что Чурилин стал восхвалять достоинства московского "Арагви" и поклялся, что завтра будет сидеть не за этим засаленным столиком, а в шикарных апартаментах столичного заведения.

Коллеги Чурилина поддержали спор, и бравый китобой забился, что сможет в течении одних суток выпить и во владивостокском, и в московском ресторанах "Арагви".

Ул. Семеновская, 30 — дом, где Высоцкий останавливался у Бориса Чурилина в 1971 году

Ул. Семеновская, 30 — дом, где Высоцкий останавливался у Бориса Чурилина в 1971 году. Фото: из открытых источников

Спор он выиграл, так как разница во времени +7 позволяет вылететь из Владивостока и прилететь в Москву в тот же день всего на пару часов позже.

В московском "Арагви" якобы и произошло знакомство Высоцкого и Чурилина. По другой версии, Чурилин, прогуляв в столице все деньги, попал в трудную ситуацию и, чтобы достать деньги на обратный билет, продал на московской барахолке джинсы, купленные во время захода в Сингапур. Покупателем будто бы оказался Владимир Семенович. Впрочем, согласно этой версии, чтобы обмыть покупку, покупатель и продавец отправились все в тот же "Арагви", так что без культового питейного заведения дело не обошлось.

Как бы то ни было, но слово за слово и в феврале 1971 года Высоцкий и Чурилин оказались во Владивостоке, где на Колхозной, 30 собралась все та же компания, чтобы обмыть пари и распить ящик коньяка, проигранный друзьями Борису Чурилину.

Кстати, Высоцкий выступил третейским судьёй и свидетелем, который подтвердил факт пребывания Бориса в московском "Арагви". Этот первый визит ВВС во Владивосток был частным и подтверждается воспоминаниями команды китобойного судна "Дружный", в том числе записанным интервью с капитаном к/с "Дружный" Анатолием Автуховым.

Впрочем, есть и другие подтверждения. Так, в дневнике коллеги Высоцкого по театру на Таганке Валерия Золотухина есть запись, датированная 19 февраля 1971 г.: "Володя во Владивостоке, улетел к китобоям. Сказал Митте (кинорежиссер — прим. авт.) — на 5 дней. Объяснил так: "Принимая депрессант, я не могу репетировать…" 27 февраля 1971 года. Володя вернулся из своих странствий, во всю силу вкалывает. Вчера, говорят, была хорошая, даже гениальная репетиция".

Второе пришествие ВВС в ЛГЗ

Пока Высоцкий летал во Владивосток, худрук и главный режиссер театра на Таганке Юрий Любимов роль Гамлета отдал Валерию Золотухину, но по возвращении ВВС и его клятвенных обещаний завязать со злоупотреблением алкоголем, роль снова вернули Владимиру Семеновичу. По воспоминаниям коллег, было очередное собрание, где в сотый раз рассматривался "моральный облик актера В.С. Высоцкого" и в сотый раз его оставили в театре, сделав "последнее и решающее" предупреждение.

Весной 1971 года репетиции "Гамлета" продолжились, а 22 мая чуть было не произошла трагедия — во время очередной репетиции на сцену упала металлическая конструкция. По счастливой случайности никто не пострадал, но премьеру спектакля, намеченную на июнь, отложили до осени. Благодаря этому ЧП, Высоцкий вновь оказался во Владивостоке. На сей раз приезд был задокументирован, так как ВВС дал несколько концертов на судах ДВМП и в ДК моряков, который был расположен в нынешнем Пушкинском театре. 

На концерте в ДКМ. Цветы от благодарных владивостокцев

На концерте в ДКМ. Цветы от благодарных владивостокцев. Фото: из открытых источников

Впрочем, концертов могло и не быть, но, как обычно, в жизни ВВС произошел ряд удивительных случайностей. Во-первых, Владивосток в то время — "закрытый город" и въезд в него осуществлялся только по специальным приглашениям. Этот запрет был легко обойдён — Чурилин встретил Высоцкого в аэропорту и на такси привез в уже знакомую квартиру № 41 по ул. Колхозной, 30.

Во-вторых, визит вновь был частным и никаких концертов не предусматривал, но буквально на следующий день после приезда Высоцкий обнаружил, что он на мели и встал вопрос с обратным билетом. Проблема была в том, что первый визит ВВС в город нашенский финансировали китобои, но на сей раз, "Дружный" стоял в ремонте и финансы у китобоев "пели романсы".

Этот приезд совпал с трагедией, случившейся на околоземной орбите. Высоцкий прилетел во Владивосток 30 июня 1971 г., а в ночь с 29 на 30 июня при спуске на Землю погиб экипаж орбитальной станции "Салют" в составе космонавтов Добровольского, Волкова и Пацаева.

Узнав об этом, Владимир Семенович написал стихотворение "Я б тоже согласился на полёт..." и впервые прочитал его сначала на квартире у Чурилина, а затем на концерте. Так что веселой дружеской попойки, как было в феврале, на этот раз во Владивостоке не получилось, и первый тост, прозвучавший в гостях у Чурилина, был: "За погибших космонавтов..." В том же году в строящемся микрорайоне Бухта Тихая во Владивостоке появились улицы Добровольского, Волкова и Пацаева.

Петр Якимов, Борис Чурилин, Владимир Высоцкий и неизвестный в ДКМ, июль 1971 г.

Петр Якимов, Борис Чурилин, Владимир Высоцкий и неизвестный в ДКМ, июль 1971 г.. Фото: Борис Подалев

Для того чтобы решить финансовые проблемы, Борис Чурилин свел Высоцкого с директором Дворца культуры моряков Анатолием Белым, который вспоминал:

"Борис ещё раньше говорил мне, что хочет пригласить Высоцкого, хорошо бы ему устроить концерты. ДКМ был культбазой плавсостава, и у нас была определённая свобода действий... Мы были на хозрасчёте: бюджет выделял зарплату работникам, а там сами крутитесь как хотите.

И вот ко мне в кабинет заходит парень — в светлой куртке, в кепке — и говорит: "Здравствуйте, я — Высоцкий. Вам обо мне говорил Борис". А я, как и многие, в лицо его не знал, только по записям. "Какой Высоцкий? Тот, который на записях?" "Да. Я сейчас в отпуске, приехал в гости, хотелось бы встретиться с моряками".

Я говорю: "Отлично, будем работать, только как же это лучше сделать? Надо подготовиться, рекламу… Народ кто на дачах, кто где…" Он говорит: "А Вы просто напишите: Встреча с актёром театра и кино Владимиром Высоцким…"

На концерте в ДКМ

На концерте в ДКМ. Фото: из открытых источников

Дал задание художнику, тот на листе ватмана написал текст и вывесил афишу на Ленинской, напротив остановки ДВПИ. Вот и вся реклама…

В четверг, 1 июля, звонит начальство: "Что у тебя там за концерт сегодня? Я за тобой выслал машину, приезжай, будем разговаривать!" Тут подошёл Высоцкий, узнал, что меня вызывают, говорит: "Так, понятно. Поедем вместе". Приезжаем в здание крайисполкома напротив вокзала, Володя в приёмной остался, я вошёл в кабинет. Начальство с порога:

"Да ты знаешь, кто такой Высоцкий? Какая у него репутация? Это же пьянь, его видели, как он под забором порта валяется..."

Тут я приглашаю Высоцкого из приёмной, заходит абсолютно трезвый Володя в белоснежной водолазке, я его представляю. Была неловкая пауза. Володя показал паспорт и справку о том, что Театр на Таганке предоставляет артисту Высоцкому кратковременный отпуск с правом проведения творческих встреч с населением.

Создалась ситуация, что ни запретить, ни разрешить концерты начальство не могло без вышестоящей инстанции. Договорились, что завтра утром будет разговор с представителем крайкома партии, и всё решится. Но сегодня концерт проводим, билеты ведь проданы.

Мы вернулись в ДКМ, а попали туда уже с трудом: на улице у окошка кассы было столпотворение! Парни брали одного из своих, забрасывали вперёд по головам, он брал на всех билеты. Мы еле пробились внутрь. В этот вечер был первый концерт..."

С Петром Якимовым, Владивосток, ДКМ, июль 1971 год

С Петром Якимовым, Владивосток, ДКМ, июль 1971 год. Фото: из открытых источников

На партийном уровне все решалось непросто, но надо отдать должное первому секретарю крайкома партии Виктору Ломакину, давшему разрешение на концерты. Вот что об этом рассказал председатель Бассейнового комитета профсоюзов флота Вячеслав Романюк:

"Когда Анатолий <Белый> рассказал про сложившуюся ситуацию, мы с секретарём парткома флота Анатолием Васильевичем Пилипенко пошли в крайком и добились встречи с первым секретарём Ломакиным Виктором Павловичем. Тот нас выслушал, подумал и сказал:

"Значит так. Считайте оба, что свои партбилеты вы положили мне на стол. И если на концертах Высоцкого будет какое-нибудь ЧП, какая-нибудь антисоветчина, эти партбилеты к вам уже не вернутся. Имейте в виду — в зале будут находиться люди, которые станут наблюдать, слушать, всё фиксировать и докладывать даже не мне, а в Москву.

Так что вы двое отвечаете головой за то, чтобы, во-первых, в его репертуаре всё было в порядке по идеологической части, и во-вторых, никаких ЧП не было". Мы пообещали, что всё пройдёт нормально, под нашу ответственность. И тогда сектору культуры крайкома было дано указание концерты Высоцкого разрешить".

Владимир Высоцкий, Николай Свитенко и члены экипажа теплохода Феликс Дзержинский, Владивосток, 1 июля 1971 г.

Владимир Высоцкий, Николай Свитенко и члены экипажа теплохода Феликс Дзержинский, Владивосток, 1 июля 1971 г.. Фото: из открытых источников

Но первый концерт Высоцкого во Владивостоке состоялся не в ДКМе, а на пассажирском теплоходе ДВМП "Феликс Дзержинский" 1 июля 1971 г. капитан лайнера Николай Свитенко так вспоминал об этом:

"Позвонили из пароходства: "Николай Иванович, по плану культурно-массовой работы мы направляем к Вам артиста, организуйте встречу с экипажем". Часов в 16 в дверь моей каюты постучались. Вошёл мой приятель, электромеханик с китобойной базы "Владивосток" (Борис Чурили — прим. авт.), а с ним — Владимир Высоцкий. Мой приятель-китобоец, будучи в отпуске в Москве, познакомился с Высоцким и предложил ему съездить во Владивосток, встретиться с моряками. Сказал, что его там знают и любят и будут рады такой встрече".

На борту "Феликса Дзержинского" членов экипажа оказалось немного, но Высоцкий с удовольствием отыграл концерт, ответил на вопросы, сфотографировался с экипажем. Сохранилась фонограмма этого концерта.

А вечером 1 июля был первое выступление в ДКМе, которое прошло с бешеным успехом. На концерте были партийные товарищи, которые убедились, что никакой "антисоветчины и похабщины" со сцены не звучит.

Утром 2 июля Высоцкий пришёл в здание Приморского крайисполкома на ул. 1-я Морская, 2, для переговоров о дальнейших концертах. Его попросили подождать, пока подойдёт заведующая сектором культуры крайкома партии Майя Александровна Афиногенова. Вот что она рассказывала:

"В приёмной сидел паренёк в кепочке. Я прошла мимо в кабинет, спросила: "А где Высоцкий?" "Он сидит в приёмной". Мы его позвали в кабинет. Давайте, мол, будем что-то решать. Начальник отдела культуры крайисполкома спрашивает: "Как же так, Владимир Семёнович, у Вас нет гастрольного удостоверения, утверждённого репертуара. Как нам быть?" Я-то понимала, что концерты надо разрешать. Запрещать было глупо, все моряки уже знали, что он в городе, неизвестно, что могло произойти.

Я спрашиваю: "Какова Ваша программа, какие песни Вы поёте?" Он стал перечислять. Я говорю: "Очень хорошо. Вот это всё и напишите, а мы утвердим в качестве репертуарного списка — и работайте". Мы пожали друг другу руки, и я ушла. Наверное, они там написали этот список, заверили печатью. Вечером 2 июля в ДКМ было два концерта — в 19 часов и в 21 час". Мы с Белым больше всего боялись за балкон: я говорила, чтобы он следил, чтоб не набивалось туда много людей, а то балкон рухнет. Высоцкий отработал концерт отлично! Много цветов...

На сцене был совершенно другой человек, артист. Энергетика мощная! А тогда, в кабинете — обычный мужичок. Он и по городу ходил — его и не узнавал никто. Надвинул кепочку — и пошёл…"

Приглашение на концерт Высоцкого в ДКМ, 3 июля 1971 г.

Приглашение на концерт Высоцкого в ДКМ, 3 июля 1971 г.. Фото: из открытых источников

Замечание "моряки знали, что он в городе, и неизвестно, что могло произойти" совершенно справедливо. Майя Александровна говорила: "Моряки его обожали. В то время много судов стояло в порту: и военный флот, и торговый, и рыболовный.

Разрешалось включать музыку через динамики. И в то время, помню, сначала всюду "Ландыши — светлого мая привет" звучали, а потом начались песни Высоцкого. И по всему порту Высоцкий гремел". Популярность полулегального певца зашкаливала. Интерес к нему был невероятный, но из-за отсутствия информации, о нем ходили самые нелепые слухи.

Так как начинал он как исполнитель блатных и дворовых песен многие считали его отсидевшим срок за… здесь была масса вариантов, самых фантастических: от драки за девушку — версия основывалась на песне Высоцкого "В тот вечер я не пил, не ел..." ("Тот, кто раньше с нею был") до знаменитой 58-й статьи за антисоветчину. После выхода фильма "Хозяин тайги" (0+) некоторые верили в то, что Высоцкий сыграл сам себя — браконьера и незаконного золотостарателя.

На концертах Высоцкий рассказывал о том, что он актер театра на Таганке, что снимается в кино (в это время уже вышли фильмы с его участием "Стряпуха" (0+), "Вертикаль" (0+), "Короткие встречи" (12+), "Служили два товарища" (12+)), но во Владивостоке их мало кто видел, а если и видел, то не всегда мог соотнести, например, что комбайнер Андрей Пчёлка из "Стряпухи" и всенародно любимый бард Владимир Высоцкий — одно и то же лицо.

Днем 2 июля Высоцкий побывал в гостях у капитана "Феликса Дзержинского" Николая Свитенко дома, где праздновали день рождения его жены Светланы. Жили они на ул. Бестужева, д. 20, кв. 3. Николай Иванович вспоминал:

"Я хорошо помню, что Володя пришёл ко мне с хорошим настроением. Стол был уже накрыт. 2 июля у моей жены день рождения. Высоцкий был у меня дома часов в 14-15, много пел. При этом не выпил ни единой рюмки.

Вообще во время этого визита во Владивосток он не пил совершенно. На мой вопрос ответил: "Коля, я или пью, или работаю. Сейчас мне надо поработать". Во время застолья пришли Чурилин, Белый и кто-то ещё. Пока сидели, шёл разговор о предстоящем вечернем выступлении Высоцкого в ДКМ. Белый говорил о трудностях, связанных с получением разрешения на выступления. Были проблемы и по оплате. Но, в конце концов... всё утряслось".

Очевидцы вспоминают, что 2, 3 и 4 июля в ДКМе на ул. Пушкинской было не протолкнуться: толпы жаждущих увидеть и услышать живьём Высоцкого осаждали ДК, у входа спрашивали лишние билетики, которых, конечно же, не было. Дело осложнялось тем, что часть зрителей, пришедших на концерт в 19 часов, пыталась остаться в зале на следующий концерт в 21 час. Большие толпы стояли на улице и слушали концерт на улице — для них открыли двери и окна в зал, чтобы они смогли услышать Высоцкого.

Анатолий Белый и Высоцкий на сцене ДКМ

Анатолий Белый и Высоцкий на сцене ДКМ. Фото: из открытых источников

Концерт Высоцкого в ДКМе снимали фотокорреспондент "Красного знамени" Борис Подалёв и оператор "Дальтелефильма" Пётр Якимов. Последний вспоминал:

"Когда я узнал, что приехал Высоцкий, то хотел снять концерт на киноплёнку, но начальник киностудии сказал: "Ты кого собираешься снимать — это же антисоветчик!" — и не дал кинокамеру. Поэтому я снимал на фотоплёнку. А наша первая встреча произошла на квартире Бориса Чурилина. Борис позвонил мне, говорит — приходи, у меня в гостях Высоцкий.

Я сначала не поверил, думал — розыгрыш. Приезжаю. Квартира у него была пустая такая — голые стены и стол посреди комнаты. Сидят Чурилин, Высоцкий и девушка, представившаяся студенткой института искусств. Высоцкий разговаривал тихо, совсем не таким голосом, каким пел. Потом я был на четырёх концертах в ДКМ, фотографировал.

Высоцкий рассказывал о кино, о театре: "В театре я исполняю три роли на букву "Г" — Галилея, Гитлера и Гамлета". Когда он выступал, в зале стояла тишина. На одном концерте, правда, из зала какой-то парень в наколках крикнул: "Кончай разговаривать, песни пой!", но Высоцкий никак на это не отреагировал..."

Отсняв первую пленку, Якимов так спешил с проявкой, что на последнем кадре она оплавилась и получился непроизвольный фотомонтаж — гитара как бы отделилась от Высоцкого и повисла в воздухе. Высоцкому этот кадр очень понравился, и на обороте фотографии он написал экспромт:

Не найдёте в приказах вы той графы,

По которой не буду забыт.

Ну и что же? — меня фотографы

Отливают при жизни в гранит.

Анатолий Белый: "Концерты разрешили с условием, что все вырученные деньги будут перечислены в Фонд мира. Стало понятно, что заработать нам не дадут, и тогда мы с Володей составили договор, по которому передаём деньги в Фонд мира, чтобы начальство их не забрало себе. На следующий день после всех концертов, в понедельник меня вызвали "на ковёр".

Мы с кассиром пересчитали выручку, я отнёс деньги на почту, отправил и пошёл к начальству. Там мне говорят: "Денежки вырученные будьте любезны нам отдать!" Я говорю: "Вот договор и квитанция — деньги перечислены в Фонд мира". В общей сложности с 1 по 4 июля в ДКМ Высоцкий дал шесть концертов.

График был примерно такой. Днём они с Борисом Чурилиным ездили по кораблям, Володя встречался с моряками. А вечером два концерта — один бесплатный для работников пароходства и один по билетам для всех желающих. 1-го был один концерт, 2-го и 3-го — по два концерта и 4-го — один концерт. Принимали его везде прекрасно.

В воскресенье, 4 июля, после последнего концерта, часов в 11 вечера мы заезжали сначала в Баскомфлот (на углу ул. Фокина и 25 Октября), а потом в партком пароходства (особняк, где родился Юл Бриннер). Там Высоцкому подарили сувениры. Секретарь парткома Пилипенко подарил ему маленький сувенирный штурвал, вручил почётную грамоту с шутливым текстом (сейчас эту грамоту можно увидеть в экспозиции музея В.С. Высоцкого в Москве — прим. авт.). Конечно, я понимал, что он прилетел и улетел за свой счёт, и работал плотно, поэтому надо что-то сделать. Я ему сказал: "Володя, мы постараемся как-нибудь тебе переслать деньги". А он говорит: "Да не надо ничего, мне просто интересно было встретиться с людьми".

Но деньги за билеты Москва — Владивосток и обратно Высоцкому, все-таки, вернули.

Существуют косвенные свидетельства о том, что Высоцкий еще раз посетил Владивосток в 1973 году и снова был в гостях у Бориса Чурилина, но версия эта за давностью лет поросла травой забвения. Ее мог бы подтвердить только Борис Чурилин, но следы его теряются во Владивостоке конца 1970-х гг.

50 лет спустя

Владивостокцы сохраняют память о посещении Высоцким города нашенского. Так, в июле 2001 г., к 30-летию приезда Высоцкого во Владивосток, в Пушкинском театре (бывший ДКМ), в зале, где он выступал, состоялся концерт, в котором принимали участие приморские барды, и была открыта мемориальная доска. В 2006 г. доска была обновлена (первая была с ошибками), и к 35-летию концертов ВВС во Владивостоке ее открыл сын актера Никита Высоцкий.

Памятная доска на Пушкинском театре

Памятная доска на Пушкинском театре. Фото: из открытых источников

В 2013 г. во Владивостоке, в сквере им. Сергея Лазо, рядом с театром им. Горького был открыт памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Петра Чегодаева.

С инициативой установить памятник советскому барду, поэту, актеру Владимиру Высоцкому тогда выступил глава города. Памятник установили не за счет средств городского бюджета, а на личные средства Игоря Пушкарева и других людей, неравнодушных к творчеству Высоцкого.

1 / 3

Высоцкий изображен с гитарой на ступеньках амфитеатра, и рядом выбита надпись "Открыт закрытый порт Владивосток..."

Недалеко от памятника скрытно установлена звуковая аппаратура, из которой несколько лет круглосуточно звучали песни Высоцкого. Сейчас их включают по памятным датам: 25 января и 25 июля — в день рождения и день смерти Владимира Семеновича.

Памятник Высоцкому

Памятник Высоцкому. Фото: Сергей Корнилов

Несмотря на эти приметы памяти, странно, что мемориальная доска до сих пор не установлена на здании по ул. Семеновская, 30, где Владимир Высоцкий, по меньшей мере, два раза останавливался у Бориса Чурилина.

Этот дом уже является мемориальным, так как украшен двумя досками — в память о том, что в нем жили олимпийский чемпион 1964 года по гребле Степан Ощепков и капитан-лейтенант Федор Бурмистров, сбивший в 1945 году камикадзе над Владивостоком.

Кстати, в этом же доме в 1971 году жил футболист "Луча" Юрий Синицын, который в 1970 г. прославился на весь СССР, забив умопомрачительный мяч в ворота ленинградского "Зенита" и спас "Луч" от поражения (игра закончилась со счетом 1:1).

Юрий Синицын дружил с Борисом Чурилиным и побывал на первом квартирнике Высоцкого во Владивостоке, а во время второго визита, когда Высоцкому понадобилось отдохнуть перед концертом (у Чурилина это было сделать невозможно — в его квартире постоянно кто-то находился), футболист предоставил свою квартиру, чтобы артист выспался.

На наш взгляд, мемориальная доска на Семеновской, 30, о пребывании здесь Высоцкого крайне необходима, и мы уверены, что рано или поздно, она будет установлена.

93090
Общество