Инициативы Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), направленные на "цифровизацию" работы предприятий рыбной отрасли и, соответственно, снижение административной нагрузки на рыбаков, получили законодательное закрепление. Во вторник, 7 июня, депутаты Государственной Думы РФ на очередном пленарном заседании поддержали во втором и третьем чтениях соответствующий законопроект, предусматривающий введение в практику российского рыболовства электронных промысловых журналов (ЭПЖ) и электронных разрешений на промысел (добычу) водных биоресурсов, сообщает ИА PrimaMedia.
К голосованию по второму чтению законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (№1260573–7) депутатам представил председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин. Глава ответственного за подготовку комитета подчеркнул, что законодательная инициатива в случае принятия снимет алминистративные барьеры в отечественной рыбной отрасли и сделает ее более эффективной. По итогу голосования во втором и третьем чтениях законопроект был поддержан депутатами Госдумы единогласно.
Напомним, что электронный промысловый журнал — это механизм, с помощью которого рыбодобывающие предприятия могут предоставлять в электронной форме данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов, о производстве рыбной продукции.
"Электронный промысловый журнал позволит увязать в единый интерфейс систему предоставления разрешений на промысел и систему оформления ветеринарных сопроводительных документов. Такая система создает абсолютно прозрачный механизм предоставления разрешений на вылов и исключает любые разговоры о неконтролируемом промысле", — комментировал инициативу в 2020 году президент ВАРПЭ Герман Зверев.
18 мая этого года Комитет ГД по аграрным вопросам, участие в заседании которого приняли представители Минсельхоза (разработчик законопроекта), Росрыболовства и президент ВАРПЭ Герман Зверев, одобрил подготовленный ко второму чтению законопроект о введении электронного промыслового журнала (ЭПЖ) и электронных разрешений и рекомендовал Госдуме принять документ во втором чтении.
Как отметил президент ВАРПЭ Герман Зверев, подготовленный профильным комитетом Госдумы ко второму чтению законопроект "учитывает технологическую и экономическую многоукладность рыбной отрасли: в частности, документ предусматривает возможность для капитанов судов, к которым не предъявляется требование оснащения техническими средствами контроля, вести рыболовный журнал как в электронном виде, так и в бумажном". Руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны также напомнил, что законопроектом вводится переходный период до 1 декабря 2023 года, в течение которого допускается выдача разрешений и ведение промыслового журнала в бумажном виде. Сам же закон должен вступить в силу с 1 марта 2023 года.
Антикризисные инициативы отраслевого сообщества, механизмы диалога с госорганами, решения по итогу — в редакционном обзоре ИА PrimaMedia
От ИА PrimaMedia отметим, что сама инициатива о введении инструментов цифровизации в работу отечественного рыбохозяйственного комплекса, появившаяся еще в 2018 году и тогда же успешно опробированная десятками рыбацких и рыбоперабатывающих предприятий, прошла долгий путь согласований и корректировок.
Новый импульс законодательному оформлению новации был дан в 2020 году на фоне пандемии коронавируса. Переход рыбной отрасли "на цифру" в качестве одной из неотложных мер для обеспечения финансовой стабильности рыбной отрасли в период пандемии COVID-19 в апреле 2020 года предложила Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. Инициатива ВАРПЭ получила поддержку Минсельхоза, профильного комитета Совета Федерации и ведущих национальных объединений — Российского союза промышленников (РСПП) и предпринимателей и "ОПОРЫ РОСИИ". 15 июля 2020 года законопроект согласовала Подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правкомиссии по проведению административной реформы.
22 сентября 2020 года Минсельхоз внес проект закона на рассмотрение правительства РФ. Спустя год, в сентябре 2021-го, правительственная комиссия по законопроектной деятельности его одобрила. 8 декабря минувшего года законопроект был принят Госдумой в первом чтении. После первого чтения ВАРПЭ обратила внимание депутатов на то, что законопроект не в полной степени учитывает специфику прибрежного рыболовства, так как распространяется и на суда с главным двигателем мощностью менее 55 кВТ и валовой вместимостью менее 80 тонн, которые ранее добровольно установили технические системы контроля для передачи данных о местоположении. Замечание ведущего объединения рыбаков было учтено при подготовке проекта ко второму чтению.
Рыбная отрасль — единственная в стране, которая формирует свою позицию в тесном взаимодействии с научным сообществом
Как отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев, ежегодно свыше 70 тысяч разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и вносимых в них изменений оформляются в бумажном виде. Зачастую это приводит к необходимости доставлять разрешения на борт судна, нести дополнительные издержки, которые оцениваются в целом по отрасли в 47 млн рублей ежемесячно.
"Законопроект меняет ситуацию. Однако очень важно будет на этапе правоприменения разобрать важный вопрос — стоимость и доступность оборудования, необходимого для ведения рыболовного журнала в электронном виде. Новая реальность в виде беспрецедентного санкционного давления на Россию может повлиять и на сроки реализации проекта оцифровывания рыболовного журнала, и на его стоимость. Уверен, что законодатель и регулятор держат в уме эту вероятность", — прокомментировал Зверев.
Отметим, что, по данным Росрыболовства, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (обеспечивает до 80% ежегодного общероссийского вылова) разрешен промысел более 120 видов водных биологических ресурсов в 13 подзонах в течение всего года в периоды, разрешенные Правилами рыболовства. При этом выдачу разрешений на помысел осуществляют пять теруправлений Росрыбловства, которые располагаются на расстоянии до 3 тысяч морских миль от районов промысла, поэтому для доставки разрешений на суда предприятия вынуждены использовать не только автомобильный или морской транспорт, но и дорогостоящие услуги по перевозке вертолетом. Ежегодно территориальными органами регулятора выдается в бассейне порядка 30-40 тысяч разрешений и в таком же объеме предоставляются обязательные документы о внесение в разрешения изменений. Причем, что важно, в настоящее время наличие на борту судна оригиналов этих документов в бумажном виде — обязательное условие для ведения промысла.