14 мая в Хабаровске произошло событие, знаковое и для колымчан, и для всех рыбаков-дальневосточников, и для российской судостроительной отрасли. Со стапелей хабаровской судоверфи спустили на воду краболов "Омолон", который строят по заказу лидера магаданской рыбной отрасли — компании "Маг-Си Интернешнл". В торжественной церемонии участвовал генеральный директор компании, президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов, сообщили MagadanMedia в пресс-службе компании "Тихрыбком".
"Невероятное торжество устроили хабаровчане, — делится впечатлениями Михаил Котов. — Было празднично, ярко и многолюдно. Среди собравшихся — первый вице-губернатор Хабаровского края Александр Никитин, председатель краевой Думы Ирина Зикунова, вице-президент ПАО "Промсвязьбанк" Наталья Юдина, заместитель генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Андрей Овчинников. В полном составе пришел заводской коллектив — с семьями, цветами, флажками. Счастливые! Для них это был настоящий праздник, что объяснимо: в последний раз на Хабаровском судостроительном заводе судно сошло со стапелей семь лет назад, в 2015 году. А для промыслового флота хабаровские корабелы суда вообще никогда не строили. Наш "Омолон" — первый краболов в истории завода. И первое судно, которое наша компания строит в России. Красивый он получился. Все были рады, а мы больше всех".
Спуск краболова "Омолон" на воду. Фото: Тихрыбком
По словам главы рыбопромышленной компании, во время спуска в каждом трюме, каждой каюте "Омолона" находились специалисты — для контроля.
"Все отлично, ни одной протечки. Сработано на совесть", — сказал Михаил Котов.
Кили двух краболовов для "Маг-Си" заложили на хабаровской судоверфи в марте 2020 года по программам инвестиционных квот и развития российской судостроительной отрасли. По традиции магаданские рыбаки дали судам имена, созвучные топонимам Северо-Востока: "Омолон" и "Кедон". Второй краболов спустят на воду амурского затона осенью — с тем, чтобы до конца речной навигации успеть провести швартовные испытания и перегнать оба судна во Владивосток для окончательной доводки на приморской базе завода. Полностью готовые краболовы "Маг-Си Интернешнл" получит в начале 2023 года. Руководитель в этом уверен.
"Не скрою, поначалу у нас были сомнения в успехе проекта. Слишком уж напоминала авантюру вся эта история: покупка крабовых квот на аукционе, обремененная обязательством постройки судов на отечественных судоверфях. Потому что, во-первых, это очень дорого — проект обошелся нам в 2,5 миллиарда рублей, не считая миллиардов, потраченных на аукционе. Во-вторых, промысловых судов такого класса в России никогда не строили. Во-третьих, российское гражданское судостроение на тот момент было больше на бумаге, чем в реальности. Все заводы, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации, по сути, в предбанкротном состоянии".
Спуск краболова "Омолон" на воду. Фото: Тихрыбком
Ситуацию с инвестквотами "под киль" и сейчас в целом трудно назвать успешной: по плану российские рыбаки должны были построить 67 судов, по факту построили 4 Магаданцам и заводчанам пришлось придумывать целую схему по оплате, чтобы деньги шли в дело, а не на погашение долгов производства. А чтобы финансовые трудности хабаровской верфи не остановили строительство, к решению вопросов на определенном этапе подключился колымский губернатор Магаданской области Сергей Носов. Но главное, что в итоге все получилось. Сроки не нарушены, качество работ заказчика полностью устраивает.
"Мы убедились, что хабаровские судостроители действительно хотят и умеют строить, что завод — надежный партнер. Надеюсь, этот день станет вторым рождением судоверфи, производство вновь будет развиваться, а наши коллеги — промысловики-дальневосточники по нашему примеру потянутся на завод с заказами", — выразил надежду Михаил Котов.
Есть такие планы и у ООО "Маг-Си Интернешнл".
"Думаем заложить в Хабаровске третье судно. Контракт подпишем, как только "Кедон" спустят на воду", — сказал глава компании.
Спуск краболова "Омолон" на воду. Фото: Тихрыбком
Краболовы "Омолон" и "Кедон" по заказу ООО "Маг-Си Интернешнл" строятся на Хабаровском судостроительном заводе по проекту, разработанному российскими инженерами по образцу японского краболова "Викинг". Длина корпуса — 63 м, валовая вместимость — более 1 000 т, численность экипажа — 21 человек. Суда предназначены для промысла краба и его транспортировки в порт в живом виде.