Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. В гостях ИА PrimaMedia побывал солист фанк-группы "Сатисфаер" Илья Кузьмицкий, который рассказал о своих литературных предпочтениях.
— По традиции хочется начать разговор с книг из детства. Что-то вам запомнилось из того периода?
— Классика советского стеллажа — Жуль Верн, все 20 томов. Я просто любитель почитать. Сейчас мало читаю, признаюсь честно. Наверное, потому, что в детстве я был перенасыщен этой историей. Жуль Верн — это классная история. Я очень любил сэра Вальтера Скотта, все его рыцарские приключения, до сих пор несу одну из строчек как девиз по жизни в целом.
— И каков ваш девиз?
— "Делай, что должен, и будь что будет". Это рыцарский девиз в целом в “Айвенго” (12+) на первой странице написан. Ты не то, чтобы никому ничего не обязан, но ты лишний раз не рефлексируешь по поводу происходящего, просто жизнь — есть течение.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia
— Ваша группа играет джазфанк — это такая достаточно сложная для понимания музыка, в ней очень много таких нюансов. Слушаешь одну и ту же песню и постоянно слышишь что-то новое. У вас с книгами также? Вы любите литературную попсу, или более сложные книги?
— В какой-то момент так называемая "попса" мне стала неинтересна. Я очень жёстко перебрался на science fiction и с тех пор на нём очень плотно сижу. Последняя из попсового, что я читал и возводил в культ, был, пожалуй, Брэдбери. И то, я не говорю о каком-нибудь “Вине из одуванчиков” (12+). Оно крутое, но, как по мне, это не лучшее из того, что писал этот автор. А вот сборник рассказов “Человек в картинках” (12+) — да. Сюжетная история и сюжетные завороты меня интересуют больше, чем философия. Вот, к примеру, русская классика. Чтобы что-то в ней понять, нужно несколько раз перечитать. Это про русскую душу, про русские души, и чтобы по-новому взглянуть на произведение, в него надо погрузиться, и не раз. Грубо говоря, в таких произведениях фраза “Доброе утро” может обернуться “А было ли оно добрым?”.
— А чем именно вас зацепил science fiction?
— Я с детства любил физику, да и в целом мне интересна наука. Все эти научные теории, подходы, позитивистские настрои, математика в социологии, геометрия в искусстве, фракталы, законы, по которым все устроено.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia
— Такая литература вдохновляет вас на занятие музыкой?
— Я вряд ли могу провести прямую корреляцию между science fiction и музыкой. Если у тебя этого вдохновения нет внутри, то не факт, что литература поможет творчеству.
— Интересно узнать, а есть ли у вас ритуалы для чтения книг? Может, у окошка с пледом?
— Спать (смеется). Я начинаю читать, и спустя пять страниц засыпаю. Вот такая закономерность. Поэтому, если я целенаправленно сажусь читать, то у меня должно быть время начать читать, уснуть, проснуться и продолжить читать. И ещё, у меня есть интересная "фишка" — при прочтении книг не дай бог услышать внутренний голос чтения. Это всё, это крах. То есть дальше я как будто читаю вслух. В этом случае можно бросить это дело до следующего раза.
— Есть какая-то литература или какие-то определенные книги, которые бы вы никогда не начали читать?
— Сложно ответить, потому что я же не начинал читать. Есть книги, которые я брошу через 10 секунд. Например, феномены Паланика. Лично для меня эти произведения не несут вообще никакой смысловой нагрузки. Но Чак Паланик очень хорошо локализован, я считаю. Это очень красиво написано, это вовлекает, но "ни о чём" вообще. Слог прекрасен. Поэтому нет книги, которую я бы не начал читать. А еще сложнее сказать, что должно произойти, чтобы я начал читать.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia
— А что должно произойти, чтобы вы начали читать?
— Несколько моментов есть. Первый — я в магазине, где на меня будет влиять маркетинг в плане обложек, визуальных составляющих. Мне очень понравилась в этом плане книга “Жутко громко и запредельно близко” (16+) Джонатана Фоера. Когда ты читаешь строки: “Вот я начал печатать документ, принтер начал его исправлять”, он печатает все хуже, и ты прям видишь, как у тебя страницы начинают плохо отображаться, в какой-то момент ты листаешь пять черных страниц. Это позволяет погрузиться в произведение. Но если я не в магазине и не могу "пощупать" книгу, то прислушиваюсь к авторитетному мнению людей, которых уважаю, которые мне интересны.
Топ книг Ильи Кузьмицкого. Фото: ИА PrimaMedia
— И, напоследок, поделитесь вашим личным топом книг?
Хантер Томсон — это как раз "Страх и ненависть" (18+), которые не оформлены в лас-вегасовскую историю, там его гонзо журналистика. Если говорить о книге "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", то это оформленная в произведение вещь, которая понималась автором как продукт, который от него требовало издательство. А вот прочитать то, что было между, мне как-то интересней. Читаю сейчас на языке оригинала.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia
Жюль Верн "Двадцать тысяч лье под водой" (12+). Про него я уже рассказал. Это классика для школьников, а я — вечный школьник.
Юваль Ной Харари "Sapiens. Краткая история человечества" (18+). Эта книжка моя самая любимая. Я не знаю, почему люди не читают такое. Рекомендую для всех: для домохозяек, которые хотят понять, почему они так делают или почему он так делает; для мужчин, которые не понимают, что происходит не так, потому что кризис среднего возраста заставляет их в целом жить уже в этом отчасти феминном обществе, но все еще предъявляет к нему всё те же претензии маскулинного характера. Просто настольная книга того, кто мы есть.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia
Ричард Докинз “Слепой часовщик" (16+). Книга о том, как эволюция доказывает отсутствие замысла во вселенной, почему нельзя говорить "какая умная природа, какого классного муравьеда она создала". В произведении говорится, что все происходит с помощью кибернетики, информатики, математики. После такой книги ты можешь найти себе нового бога и говорить: “А это мой бог эволюции, я в него верю”. Это произведение нельзя просто в один подход взять и прочитать. Я изучаю ее уже на протяжении 1,5 лет. Без знаний, допустим, фрактальной геометрии сюда нечего соваться, без знания простых фактов эволюционной биологии тоже нечего соваться. Это в целом для тех, кто любит послушать лекции из Стэнфордского университета. Книга точно не настольная, для любителей.
Илья Кузьмицкий. Фото: ИА PrimaMedia