Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 63 дня

Обратный путь
Фото: Филипп Колесников

Узкоколейный вагон-электростанция времён "Дальстроя" переедет с Колымы на Урал

Уникальную экспедицию по спасению хрупкого памятника машиностроения провели в 400 км от Магадана

Общество

18.04.2022

Несколько лет назад в Магаданской области обнаружили кузов вагона, который на деле оказался передвижной электростанцией времён "Дальстроя". Более 60 лет уникальный артефакт простоял в глухой тайге в Магаданской области, а теперь им заинтересовался Музей узкоколейных железных дорог в Екатеринбурге. Вскоре станция отправится на Урал, но чтобы вытащить с побережья реки Хинике 11-тонный вагон понадобились 5 дней экспедиции, мощный бульдозер и авторские волокуши. О симбиозе инженерной мысли, профессионализма и мужского спокойствия — в материале MagadanMedia.

Как рассказал друг редакции, автор сайта kolymastory.ru Василий Образцов, "вагончик" — это передвижная паровая электростанция серии ППЭС-40 на базе узкоколейного вагона-мастерской, произведённого на вагоностроительном заводе "Веймар".

Послевоенная экономика СССР нуждалась в срочном восстановлении промышленности, транспортных путей, сельского хозяйства. Строительство и реконструкция требовали огромного количества лесоматериала. Строились новые узкоколейные железные дороги к лесозаготовительным участкам. Но в стране катастрофически не хватало подвижного состава и паровозов. Для лесной промышленности страны в Германии в счет репараций с 1946 года начали заказывать сперва платформы, позже грузопассажирские вагоны, а после и вагоны-мастерские.

"Приблизительная дата производства этого вагона — не ранее 1949 года. Переоборудование в электростанцию вагон проходил на Онежском заводе, время появление на территории Дальстроя — начало 50-х годов. Основное назначение ППЭС-40 — источник тока для электропил "ВАКОПП" и "К-5", применявшихся на заготовке леса

Был он частично разукомплектован — сняты колёсные пары и другие механизмы — для облегчения транспортировки, по зимнику его перевезли на берег Хинике для обеспечения электроэнергией лесозаготовительного участка. После ликвидации ЛЗУ в середине-конце 50-х годов вагон оставили прямо у реки, в связи со сложностью транспортировки", — поделился Василий Образцов

Паровая 40-киловаттная электростанция была смонтирована в крытом узкоколейном вагоне и представляла собой энергетическую установку. Кузов выполнен из металлического каркаса с двойной обшивкой, а с внутренней стороны в котельном отделении вагон обит огнестойким материалом, а помещение машинного отделения покрашено огнеупорной краской. Двухцилиндровая горизонтальная паровая машина эффективной мощностью 60 лошадиных сил с 750 оборотами в минуту расходовала 8 кг пара на 1 лс/час. 

ППЭС-40 была выпущена в ограниченном виде, и до сих пор подобной электростанции не было ни в одном из музеев на постсоветском пространстве. Именно поэтому, разузнав, что в лесах Магаданской области "спрятан" уникальный артефакт, "Свердловская железная дорога" (один из 16 территориальных филиалов "РЖД") попросила передать его для ремонта, реставрации и последующего размещения в музее в Екатеринбург. При этом, СвЖД готовы предоставить для пополнения фондов будущего музея в Магадане узкоколейную платформу Алтайского вагоностроительного завода 1950-х годов постройки. Подобные платформы ранее использовались в доставке дров и лесоматериалов на Колыме по лесовозным линиям.

Встал ключевой вопрос — как вытащить из тайги хрупкий памятник, простоявший там более 60 лет? На помощь пришли любители приключений, при этом профессионалы своего дела. Филипп Колесников с детства увлекается внедорожным туризмом, имеет инженерно-техническое образование и работает руководителем авторемонтной мастерской компании "Модерн Машинери Фар Ист". Именно под его руководством прошла экспедиция по спасению уникального исторического объекта.

"Моей задачей было вытащить вагончик в цивилизацию. Я люблю решать такие задачи, это уже не первая организованная мною экспедиция: были и спасательные, и развлекательные, но подобная культурно-историческая цель была впервые, я рад, что именно мне поручили ее. Конечно, я действовал не один, была ощутимая помощь компании, да и команда у нас хорошая сложилась — все спокойные, работящие", — рассказал Филипп Колесников. 

В трио команды-мечты — приехавший на работу из Хабаровска старший механик сервиса РиМ "Модерн Машинери Фар Ист" Сергей Девяткин, а также ювелирно управляющий тяжелой техникой машинист бульдозера Komatsu D275 Виктор Горук.

В январе 2022 года Филипп Колесников вместе со своим другом отправились на разведку на снегоходах. От Омчака они проехали 50 км по неизвестной лесной местности и по выданным координатам обнаружили тот самый вагон. ППЭС-40 стояла на своих полозьях, но было ясно, что на них она не доедет. Стало понятно — не обойтись без авторских инженерных решений, для этого измерили вагон, сфотографировали объект с разных ракурсов и вернулись в поселок.

"Разведка прошла легко. Но мороз в минус 40 и короткий световой день дали понять, что торопиться с подготовкой не стоит, лучше дождаться нужного времени. До конца марта заниматься подобной эвакуацией — напрасный труд, при таких условиях производительность труда слабая. Мало того, что рабочий день ограничен пятью часами, так еще и приходится прерываться, чтобы согреться. Кроме того, в конце марта — начале апреля еще не начинается оттайка рек", — отметил Филипп Колесников. 

По возвращению Филипп за одну неделю создал чертеж волокуши (прим. ред.: особое приспособление для перевозки грузов, предок саней), за вторую — силами компании сани изготовили. Сразу был составлен план экспедиции, весь маршрут до вагона разделили на две части: 22 км от рудника "Полюс" до устья реки Интрикан (слияние с рекой Хинике) и 24 км вдоль реки Хинике, а также до объекта. На выполнение задачи запланировали 5 дней, если что-то пойдет не так — 10. 

Волокуша

Волокуша. Фото: Филипп Колесников

30 марта компания была в сборе: двое едут на снегоходе спереди с необходимым провиантом, один — на бульдозере следом тащит волокушу. Первая часть маршрута прошла по плану, путешественники остановились в доме, передохнули. Впереди — река. 

"Пробурили лёд, видим, что он двойной, вроде всё нормально. Проехал метров 150 метров и провалился в воду, часа полтора доставал снегоход. Но хорошо, что мы нырнули в самом начале! Речка дала понять, что пришла весна, а значит по воде ехать не нужно, надо искать объезд. Мы вернулись в дом, чтобы выспаться и с новыми силами продолжить путь", — рассказал Филипп Колесников.

Как опытный путешественник, Филипп полагал, что они могут и не проехать по речке, поэтому был "план Б" — идти по открытым полям, чтобы не задевать лес. Так прошли километров 7, и снова река: с косы на косу через нее перебрались. И снова дом, получив добро от хозяина, путешественники остановились в нем. До вагона осталось 3 км.

Ночь, 33 градуса мороза, а домик летний, печку приходилось топить раз в полтора-часа. За бытом и уютом, как и за организацией экспедиции следил Филипп.

"Если плохо выспишься, будешь плохо работать. В лесу, если что-то идет не так, или люди эмоционально не настроены, то на второй-третий день наступает психологическая усталость, и производительность труда падает в разы", — отмечает Филипп Колесников.

Добравшись на третий день до паровой электростанции, члены команды поняли, что все старые промороженные брусья, на которых держался вагон, нужно выбросить, для эвакуации понадобятся новые, которые упредительно участники экспедиции взяли с собой.

И вот, самый важный момент эвакуации, не терпящий ошибок, — подъем объекта и перенос его на волокуши. Конечно, с помощью гидравлики.

"Если отвал бульдозера (прим. ред.: навесное оборудование для горизонтального перемещения грунта) поставить боком, то он сможет поднимать объекты довольно вертикально. Ленточной стропой и цепью мы с Сергеем зацепили за "клюв" вагон, а Виктор гидравликой поднимал его вверх. Под поднятой стороной мы ставили чурбаны, а бульдозер перемещался к другому боку.

Так, поочередно, мы смогли поднять вагон над землей на 1,2 метра. При этом, вес электростанции — 11 тонн, хотя визуально такой тяжелой она не кажется.

Видимо, чугунное оборудование сильно прибавляет в весе", — рассказал Филипп Колесников.

После этого вагон поставили на швеллеры (прим. ред.: изделие, использующееся в качестве опорной конструкции в строительстве и машиностроении), команда попыталась затолкать волокуши под электростанцию, однако лишние опоры на санях помешали это сделать оперативно. Было принято решение отложить работу на завтра.

На следующий день за 2 часа сани заволокли под вагон. Таким образом, на подъем раритетного памятника машиностроения в условиях глухой тайги ушло полтора дня.

Путешественники выдвинулись в обратный путь, а вагончик продолжил движение в свое новое депо, спустя 60 лет. Команда планировала добраться до конца дня до первого дома, но ручей спутал все планы, пройти по нему удалось только на 90%, у самого берега бульдозер провалился в пустоту. Но благодаря мастерству Виктора Горука, 51-тонная машина смогла залезть на лед. Как говорят очевидцы, смотрелось это эффектно. Однако, все понимали, волокуша через промоину так пройти не сможет. И вновь наши герои ночуют в холодной избушке.

Утром пятого дня пришла идея приподнять перед саней, чтобы поменять вектор их движения. Всё получилось с первого рывка, бульдозер перевел волокуши в нужное русло. Реку команда прошла успешно, лишь трещащий под многотонной техникой лед придавал обратному маршруту остроты. Неспешным ходом, на скорости 10-15 км в час, команда добралась сперва до первого дома, а после и до основной трассы.

Сейчас ППЭС-40 в Магадане, скоро его отправят морем во Владивосток, оттуда по железной дороге, конечно уже не своим ходом, он отправится в Екатеринбург. Там передвижную электростанцию ждут реставраторы. После восстановления уникальный памятник поместят в Музей узкоколейных железных дорог.

Это учреждение культуры работает более 5 лет и собирает экспозицию из образцов ЖД техники, некоторые из которых представляют целый пласт истории научно-технической деятельности многих отраслей: машиностроения, металлургии, торфяной и лесной промышленностей. Сегодня в коллекции музея собрано около 100 единиц железнодорожного подвижного состава: это и паровозы, мотовозы, тепловозы, специальный подвижной состав и вагоны разного назначения. При этом, 46 экземпляров отремонтированы и выставлены на площадке музея, расположенной на Свердловской детской железной дороге в городе Екатеринбурге.

2184237.jpgИстория Колымы: Вагон на берегу Хинике

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia