Кинотеатр "Горняк"
Фото: MagadanMedia

Кинотеатр изнутри: за час до первого зрителя...

Закрытый показ провел "Горняк" специально для MagadanMedia

Когда вы смотрите фильм на большом экране, вы и не подозреваете, сколько подготовительной работы проводят специалисты кинотеатра до вашего привычного досуга.  Первый вопрос — откуда берутся фильмы? За последние несколько лет жизнь кинотеатров радикально изменилась, с технической точки зрения: прокатчики уже не отправляют множество "частевых коробок" с фильмокопиями, а киномеханики не склеивают пленку из нескольких катушек на большую бобину для показа одной ленты. Изменилась и система "закупки" контента.

Получить новинки проката можно только одним способом — заключить договор с дистрибьютером, который предоставляет права на фильм на определенной территории. В контракте прописывают условия предоставления права показа — сроки, время сеансов, количество сеансов; обязанности сторон — отчетность, реклама; а также процент прокатной платы. Обычно она составляет 50% от валового сбора.

Вадим Мыльников, директор кинотеатра

Вадим Мыльников, директор кинотеатра. Фото: MagadanMedia

"Договоры могут быть разными, но обычно — это 50 на 50. То есть, если мы продали билетов на 500 тысяч рублей, то в любом случае 250 тысяч рублей мы должны перечислить дистрибьютеру. Или придет всего 2 человека с билетами по 200 рублей, тогда так же 50% перечислим. А может быть фиксированная сумма за прокат, тогда мы переводим ее, даже если на показ никто не пришел.

С оставшихся наших средств мы еще перечисляем 1,5% процента в "Российское авторское общество" за прослушивание музыкальных произведений, используемых в контенте. Кроме того, сами платим за эквайринг при продаже билетов", — рассказал директор кинотеатра "Горняк" Вадим Мыльников.

Кинотеатр направляет заявку дистрибьюторской компании на те фильмы, которые хотел бы у себя показать. Специалисты следят за рейтингами ожидания киноновинок, анализируют форматы лент: если фильм выходит в формате IMAX, то у него и бюджет хороший; смотрят на план росписи — сколько копий этого фильма может компания предоставить в кинотеатры, потому что прокатчик не может просто откопировать фильм и раздать его всем. Весь процесс регулируется на законодательном уровне. Обо всех этих данных можно узнать на специализированной системе — "Киноплан".

Туда же кинотеатру приходят и ключи на показ. К каждой цифровой фильмокопии прокатная компания присылает ключ — архив файлов с кодом, который для каждого зала генерируется отдельно и имеет ограниченный срок действия. Без него "прокатить" ленту невозможно, даже если контент уже есть в кинотеатре. Как получилось с долгожданным "Бэтменом" (16+). Нет ключа — нет кино. 

"Весь контент приходит зашифрованный. Мы можем делиться этим контентом, но никто его не откроет без специальных ключей. Ключи выдаются на определенный промежуток времени, то есть показать мы его может только в конкретный день с определенного времени.

Сам контент приходит либо на физическом жестком диске, либо скачивается через "Торрент" — так называется технология, а не пиратский контент, либо в некоторых случаях загружается через Яндекс-диск: например, если автор самостоятельно распространяет контент без помощи дистрибьютера.

А вообще у нас есть несколько серверов — "Синелаб","Мосфильм-Мастер", "DCP24", по закрытым каналам которых мы получаем контент. Фильмы ставят на загрузку после заключения договора, без нашего участия, и сервер получает контент и дополнительные материалы", — сообщил Вадим Мыльников

Самое прибыльное время проката — новогодние праздники и каникулы. Но показывать все фильмы в этот период невозможно. Поэтому кинотеатры проводят торги с прокатчиками: ищут лучшие условия проката, следят за сеткой показа, чтобы не нарушить предыдущие договоры, а также получить хорошую прибыль с новых релизов. Если контент для кинотеатра не выгоден, то его могут "бойкотировать".

"В приоритете проката те фильмы, которые принесут больше денег. В этом году мы принципиально отказались от "Елок". Как и многие залы в стране. У нас есть сообщество среди работников и руководителей кинотеатров, где мы обмениваемся информацией, общаемся. Всем этим сообществом мы можем решить судьбу показа. Как и случилось с "Ёлками" — прокатчик сделал нулевым цифровое окно — период между прокатом фильма в кинотеатре и на стриминговых площадках, то есть они одновременно запустили контент в кинотеатрах и онлайн-кинотеатрах. Для кинотеатров это не очень выгодно", — рассказал Вадим Мыльников

А за то, что выгодно, кинотеатру необходимо отчитаться — за каждый проданный билет и проведенный показ. Прокатчик может увидеть данные в системе ЕАИС, зайти на сайт учреждения или заслать "мистера шопера" — тайного покупателя, который в любой момент может прийти в зал с проверкой. С отчетностью и многим другим помогает разработанная специально для "Горняка" информационная система или, как говорит Вадим, — сердце кинотеатра.

"Это очень мощная информационная система, которая включает в себя рабочее место кассира, рекламные блоки, сайт учреждения, систему отчетности, в ней же работает букинг, в ней планируем расписание, в ней мы работаем со всеми нашими партнерами. При этом мы максимально защищены, при любых внешних факторах работа кинотеатра продолжается", — отметил директор кинотеатра "Горняк".

Еще одна авторская разработка — ресепшн (административная стойка) — особенность ее в том, что легким движением руки место кассира превращается в терминал самообслуживания. "Горняк" не планирует отказываться от живого общения, но если кассира не будет на месте, то купить билет можно будет самостоятельно. В этом технологическом открытии родилась новая культурная политика кинотеатра — абсолютного доверия к людям. 

"Безусловно, есть люди, которые могут обмануть, но пусть это останется на их совести", — заявил Вадим Мыльников.

При всей своей современной, цифровой и модернизированной структуре ресепшн в "Горняке" хранит важную традицию. В то время, как в России повсеместно отказываются от строгой отчетности и предлагают зрителям фискальную ленту вместо билета, кинотеатр в Магадане принципиально "за" сохранность культурных обычаев.

"Билеты в кино — это часть культуры: подойти, оторвать контроль, сохранить билет на память. Кроме того, мы на них еще и экономим: наши партнеры размещают там рекламу и печатают для нас билеты. Года два с половиной назад мы придумали: на каждом билете на обратной стороне подарок — скидка, которая попадается нашим зрителям случайным образом. При этом, это элемент геймификации", — говорит директор кинотеатра "Горняк".

Современный кинозал — это высокотехнологичное помещение, над совершенствованием которых учреждению регулярно приходится работать, чтобы быть в тренде мировых и отечественных залов. Но для посетителей кинотеатра важны, прежде всего, изображение и звук. И попкорн...,но сейчас не об этом.

В большом и втором залах "Горняка" установлены современные экраны с мелкой перфорацией. Именно этот элемент делает показ фильма сбалансированным для зрителя. Сквозь отверстия грамотно настроенные колонки сзади экрана подают звук, который идет прямиком на любителей кино. Это и есть основная акустика: 2 больших сабвуфера и колонки, а также громкоговорители, "проталкивающие" звук дальше. При этом боковые колонки в залах отвечают за интершум — набор звуковых событий, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства. 

Важный элемент кинозала — камеры наблюдения. Во-первых, они установлены для безопасности, во-вторых — камеры следят, чтобы посетители не снимали "экранки" (запись фильма на телефон с экрана).

"Экранки" распознаются очень быстро. Тот самый ключ, который выдает прокатчик, шифрует контент в режиме онлайн, наделяя его аудио и визуальными метками. То есть по записи прокатчик может определить — какой был сеанс и в каком кинотеатре сняли пиратское видео.

Ну, а теперь мы дошли до "мозга кинотеатра" — киноаппаратной. Ответственность за невидимую для зрителя и работу лежит на инженерах. И неслышимую тоже — в комнате установлена мощная звукоизоляция, оборудование работает достаточно шумно. Инженер Сергей Кайдаш следит за работой колонок, усилителей, процессоров, сервера, занимается расстановкой меток включения диммера. Когда приезжает мастер, обслуживающий кинотеатры, а их по всей России человек пять, Сергею приходится оставаться и работать со специалистом всю ночь, чтобы на утро залы функционировали в прежнем режиме.

Хотя сам Сергей говорит: "Здесь работа — bounty"

"Киномеханики у нас максимально душевные ребята, всех подменяют, придут на помощь, могут и на билетном контроле постоять. В целом у нас сложился позитивный коллектив", — сообщил Вадим Мыльников.

Конечно, работа инженера изменилась с переходом в мир цифрового кино. Проекторами, сервером, на который закачиваются все фильмы, расписанием лент, запуском рекламы и маркерами света киномеханик может управлять в специальных программах дистанционно и с определенной периодичностью. Однако, несмотря на автоматизацию, Сергей предпочитает личное присутствие в кинотеатре. На всякий случай.

"Это сервер, где хранится сам контент — через USB загружается жесткий диск. Здесь стоят сразу четыре жестких диска, все они дублируют друг друга. Потому что показ прерывать нельзя. Если один диск выходит из строя, то показ, независимо от этого, продолжается, зритель не страдает. 

По факту, показ прерывается, если отключают свет или срабатывает пожарная сигнализация. Но это уже момент безопасности", — рассказывает Вадим Мыльников.

Во втором зале кинотеатра "Горняк" стоит цифровой проектор, в большом зале — два цифровых и один аналоговый. За сохранность оборудования и обслуживание тоже отвечает Сергей Кайдаш: меняет лампы, фильтры, работает с приезжим механиком — разбирают полностью до винтиков проектор и продувают все элементы. 

Плёночный проектор до сих пор в рабочем состоянии и ждет своего звёздного часа. В "Горняке" хотят провести показ киноленты "Мастер и Маргарита". У аналогового аппарата два объектива на разные форматы — Flat и Scope (кашетированный и широформатный).

Удивительно, но на данном проекторе плёнка является не только источником изображения, но и источником звука. На ней нарисован штрих, фонограмма голубого цвета. Лампа просвечивает не только кадры, но и звуковые дорожки, которые нанесены на плёнку оптическим способом.

"Кстати, самый идеальный звук в большом зале — на 15 ряду, 12 месте. Именно здесь приезжие специалисты устанавливают микрофон, чтобы настроить качественное звучание.

Также в этом зале у нас самый большой экран в городе, а во втором зале — самый яркий экран в Магадане. Если вы хотите пойти на мультфильм, особенно в 3D, то приходите к нам во второй зал.

Кроме того, у нас единственное оборудование в городе, которое может показывать видео с повышенной частотой кадров High Frame Rate (HFR) — 48 кадров в секунду и выше (обычно фильмы идут с частотой 24 кадра в секунду). Последний раз с такими характеристиками мы показывали фильм "Гемини"(12+)", — отметил Вадим Мыльников.

А вот по поводу модернизации системы отопления, к сожалению, кинотеатр пока похвастать не может. В большом зале, действительно может быть прохладно при небольшой заполняемости во время сеанса. Частично решает проблему установленные тепловые завесы, которые включают перед показом, но хватает их ненадолго. 

"Отапливать зал — очень дорого — в зависимости от времени года и морозов может уходить по 300-400 тысяч рублей в месяц. Поэтому, чтобы не было холодно в зале, приходите в "Горняк" большими компаниями. Такой проблемы нет на новогодних праздниках, когда в зале до 450 зрителей", — отметил директор кинотеатра.

Вообще "Горняк" — это не просто кинотеатр, это дружное комьюнити (сообщество). Для этого создали объединяющий бренд KINOMAGADAN. В нем и дружба с другими кинозалами, и работа с российскими знаменитостями, среди которых Руслан Габидуллин, Тимур Бекмамбетов, Александр Самойленко, Иван Кудрявцев, и коллаборация с мэрией и социальными организациями. Еще есть идея союза с творческими людьми из Магадана для создания культурного уголка, где каждый желающий может поделиться творчеством и разместить свои работы — куклы, рисунки, вязаные вещи, фотографии в кинотеатре "Горняк".

"Сейчас у нас размещается магаданская художница Наталья Ковалёва. Если есть желающие, которые хотели бы сделать фотовыставку, видеовыставку или что-то другое, напишите мне или позвоните по телефону — 622-406 (доб. 6). В большинстве случаев я говорю "да", отказываю редко", — отметил Вадим Мыльников

Вадим Мыльников, директор кинотеатра

Вадим Мыльников, директор кинотеатра. Фото: MagadanMedia

В планах кинотеатра "Горняк" на ближайшие три месяца — пережить время дефицита проката и ждать волну всех пропущенных релизов. Как отмечает директор, в отложенных релизах нет ничего страшного, и в допандемийные времена некоторые фильмы выходили в России с задержкой на 1 год. Вадим надеется, что уже летом магаданский зритель сможет посмотреть и "Соника" (6+), и "Бэтмена" (16+), и "Морбиуса" (16+). 

Сейчас отмена мировых премьер и заполняемость возникшей пустоты кажутся самыми главными проблемами "Горняка". Но стены кинотеатра помнят время, когда, чтобы сохранить культурное учреждение, приходилось делить здание с соседями — цирком, салоном компьютерных игр и магазином американской мебели, которые распологались на втором этаже. "Выжить" кинотеатру удалось благодаря предыдущему директору — Тамаре Ивановне Деренко.

Современные проблемы требуют современных решений. Но основа с тех тяжелых времен остается неизменной — политика "3 WIN" — выигрывают все: кинотеатр, партнеры, а главное — зритель.

2886191.jpg"Брат" вместо "Бэтмена" и билет по 250: как санкции влияют на работу кинотеатров Магадана

Чем заполнить пустоту в прокате и как зрители поддерживают кино, рассказал директор "Горняка" Вадим Мыльников

119745
Общество