Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к правительству РФ с предложением отказаться от идеи проведения в ближайшие годы аукционов по продаже долей квот на добычу краба, поскольку такая инициатива, уверены в крупнейшем бизнес-объединении страны, чревата уничтожением десятков компаний рыбной отрасли, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию официального сайта Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Вместо шокового для отрасли перераспределения прав доступа к промысловым ресурсам РСПП предлагает рассмотреть вопрос о корректировке в сторону повышения ставок сборов за крабов (то есть аналога "природной ренты" в отечественном рыболовстве), что позволит обеспечить стабильность бюджетной системы страны в нынешний непростой для российской экономики период.
Как сообщает сайт ВАРПЭ, соответствующие предложения, подготовленные Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, президент РСПП Александр Шохин направил председателю правительства Михаилу Мишустину 22 марта. В письме господина Шохина, в частности, говорится о том, что РСПП в целом отрицательно оценивает законопроект, предусматривающий в рамках старта второго этапа программы инвестиционных квот в том числе и окончательное изъятие из базового для российского рыболовства "исторического принципа" лимиты на добычу крабов.
Напомним, что речь идет о вызвавшем масштабные дискуссии в бизнес-сообществе страны законопроекте, инициаторы которого предлагают уже в 2023 году выделить 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — продать оставшиеся у предприятий 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах "с инвестиционными обязательствами" (которые еще только предлагается определить правительству).
"Законопроект предусматривает беспрецедентную в практике государственного регулирования меру — лишение действующих предприятий полностью производственного ресурса, необходимого для продолжения его деятельности", — отмечает президент РСПП Александр Шохин в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.
Глава крупнейшего бизнес-объединения страны особо подчеркивает, что проект закона основан на финансовых и экономических показателях, которые в нынешней ситуации беспрецедентного давления на российскую экономику не могут считаться релевантными.
В существующих условиях РСПП считает "разработку законопроекта, который предусматривает разрушение бизнеса, абсолютно неприемлемым".
При этом, понимая "необходимость обеспечения стабильности бюджетной системы страны", объединение предлагает повысить ставки сбора за водные биологические ресурсы применительно к крабам. С учетом реализации правительством комплекса мер поддержки отраслей экономики и стабильности бюджетной системы страны и регионов президент РСПП Александр Шохин попросил Михаила Мишустина дать поручение о рассмотрении соответствующего предложения Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.
Как отмечает председатель "рыбной" комиссии РСПП, президент ВАРПЭ Герман Зверев, в случае принятия спорного законопроекта на Дальнем Востоке уже в следующем году из-за отсутствия ресурса прекратят работу 34 крабодобывающих предприятия. Также полностью лишатся доступа к промресурсу 39 субъектов малого и среднего предпринимательства, занятые в добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга — или 82% от всего числа предприятий, добывающих эти виды.
"Чтобы сохранить работающие предприятия, Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре предложила вместо лишения предприятий квот и выставления их на аукционы повысить ставки сбора за краба. Эта мера обеспечит дополнительный доход государства и при этом сохранит стабильность в отрасли, что особенно актуально в текущих условиях. Наше предложение подразумевает такое повышение эффективной ставки сбора за крабов, которое увеличит ежегодные поступления с 458,6 млн рублей до 13,5 млрд рублей. Таким образом за весь срок действия договоров объем поступлений в федеральный бюджет достигнет не менее 202 млрд рублей", — прокомментировал инициативу Герман Зверев.
От ИА PrimaMedia напомним, что, по оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, совокупные потери рыбной отрасли страны от проведения второго этапа программы инвестиционных квот могут составить около 1 трлн рублей, что в 3,2 раза превышает объем предполагаемых инвестиций. В крупнейшем объединении рыбной отрасли также отмечают, что обоснования необходимости принятия законопроекта и, соответственно, запуска второго этапа программы инвестквот в ряде случаев существенно противоречат официальным данным госорганов (в частности, правительства РФ, Росстата и Росрыболовства), а аналитические методы не соответствуют методикам, утвержденным Минэкономразвития.
Также ранее сообщалось, что Минэкономразвития в рамках процедуры ОРВ дало в целом отрицательное заключение на подготовленный Минсельхозом проект федерального закона о втором этапе инвестквот. В заключении ведомства говорится о целом ряде существенных ошибок при подготовке текста законопроекта, а также — о рисках для экономики страны в случае его принятия.
В декабре 2021 года федеральные органы исполнительной власти, которым был направлен подготовленный Минсельхозом законопроект, определяющий основные параметры второго этапа программы инвестиционных квот, дали отрицательные отзывы на документ. Спектр претензий ФОИВ к законопроекту оказался достаточно широк — речь в отзывах идет о возможном ограничении конкуренции в добыче ценных водных биоресурсов, об отсутствии детальных расчетов доходов бюджета от реализации положений законопроекта, а также о сомнительных новациях в регулировании промысла моллюсков, что особенно важно для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
В январе 2022 года руководители десятков рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока обратились к Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) с просьбой вынести законопроект о втором этапе инвестиционных квот в России на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и дать оценку тем негативным социально-трудовым последствиям, которыми грозят дальневосточному сегменту отечественной рыбной отрасли и всему Дальнему Востоку неоднозначные инициативы авторов инициативы. В своих письмах рыбаки-дальневосточники указывали, в частности, что перераспределение с помощью аукционов 50% квот на добычу крабов и 100% квот тихоокеанских моллюсков в пользу крупных игроков лишит множество малых и средних предприятий возможности продолжать свою деятельность и приведет к массовым сокращениям работников.