Дважды чуть не сорваться с горы, трансформировать боль и отчаяние в силу, бороться со страхом и победить: турист Артем Бондарь @ratiborart рассказал в блоге MagadanMedia о походе, в котором пришлось преодолеть себя.
Маршрут по южному хребту 1 февраля 2020 года
Сама гора расположена в 15 км от одноимённого посёлка и имеет несколько хребтов, по которым на неё можно взойти, с вершиной в 1135 метров и авиамаяком наверху. Я бывал уже на ней ранее, но в этот раз мы выбрали самый сложный (особенно зимой) для восхождения хребет, по которому ещё я не поднимался.
Этот поход словно сама судьба хотела отменить.
Во-первых, с утра у Егора не завелась машина, замёрзла, и мы потеряли время её отогревая. Во-вторых, на Арманском перевале она вообще отказалась ехать. Около часа ушло на то, чтобы Егору, наконец, удалось её починить. Времени уже катастрофически не хватало для этого маршрута, и мы начали думать о его отмене и возвращении в город, особенно с такими вот "знаками", но всё-таки решили "заднюю" не включать.
Только часам к 12 подъехали к озеру Глухое, которое надеялись переехать на машине, чтобы сэкономить время и силы. Но сильный снежный перемёт перед выездом на озеро обещал закопать машину в себе при его проезде, и мы решили не рисковать. Быстро собрав вещи, так же быстро перешли припорошённое снегом озеро (около 5 км), за которым нас ждала Армань.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Хребет, который мы выбрали для подъёма, начинается почти сразу за озером, и сначала подъём не вызывал никаких проблем. Погода была солнечная и тёплая, а с полным штилем — даже немного жаркая. В определённый момент мы даже сняли куртки.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Но постепенно, когда мы уже взошли на сам хребет и пошли по нему, ветер, круживший снег на вершине, словно заметив нас, начал угрожающе ползти к нам навстречу.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
В определённым момент нас встретили скалистые выступы, которые нужно было обходить вдоль склона. Мы надели кошки, достали ледорубы и начали траверс. Вот тут погода словно взбесилась. Ветер усилился, пурга стала скрывать видимость движения и конечную цель, а снег под ногами становился всё более и более жёстким.
Я развернулся лицом к склону и стал аккуратно, зарубаясь ледорубом и кошками, продвигаться вперёд.
Зарубаться становится всё сложнее, фирн превращается в лёд, и тут у меня происходит срыв. Я полностью повис на ледорубе. Пытаюсь ногами быстро найти точку опоры. Не получается. Пурга ещё сильнее начинает свой танец.
Начинаю бить кошками хоть какую-то ступеньку, чтобы зацепиться. Немного удаётся пробить лёд. Зацепился. Бью второй ногой. Встал. Стою несколько секунд, и снова срыв. Опять вишу на ледорубе. Силы в руках от постоянного удержания своего веса, начинают истощаться. Заруб ледоруба — тоже не слишком сильный. Подо мной метров 800 выдутого фирна и камни.
Я могу полететь вниз в любой момент, и это может стать моим последним "полётом".
Страх начинает воровать последние силы. Понимаю, что нельзя этого допустить. Смотрю вверх. Замечаю немного более мягкий снег в паре метров от меня. Начинаю опять яростно рубить ступеньку кошками, пытаясь перенаправить в эту ярость свой страх. Закрепился одной ногой. Второй. Немного отдохнул. Вытаскиваю ледоруб и начинаю зарубаться им выше. Получилось. Ещё ступеньки кошками. Ещё сантиметры наверх. Наконец, я вышел с этого участка сплошного льда. Перевёл дух. Вижу выше себя небольшой останец. Быстро, выжимая последние силы из своего страха, словно паук забираюсь под него.
Падаю. Сил хватает только на то, чтобы повернуть голову.
Ищу взглядом Сюзанну, которая должна была идти за мной. Ничего не видно в метрах трёх от меня. Её тоже. Но слышно голос! Спрашивает направление. Куда идти? Егор, давно поджидающий нас, берёт верёвку и спускается за ней. Минута, вторая, третья. Минуты тянутся как часы. Появляется Егор, за ним Сюзанна. Закрываю глаза. Всё хорошо. Вместе отдыхаем, укрывшись от ветра за останцем.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Немного передохнув, принимаем решение перейти на другую сторону хребта, чтобы облегчить себе путь и немного укрыться от ветра. Какое-то время идём там.
Снова меняем сторону, чтобы совершить очередной переход уже по направлению к вершине.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Тем временем смеркается, а нам предстоит сложный траверсный проход — около двухсот метров по жёсткому фирну к останцам под вершиной.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
В этот раз все встаём в связку (обвязываемся верёвкой друг за другом). Начинаем идти. Идём лицом к склону, зарубаясь ледорубами и кошками. Идём медленно и аккуратно, и поэтому долго. Начинают сильно уставать ноги, так как постоянно идёшь на носках кошек, выдалбливая себе ступеньки. Порой кто-то из нас просит остановиться (мы все связаны), чтобы хоть немного отдохнуть, оперившись на ледоруб. Снова идём.
Иногда кажется, что эти 200 метров никогда не кончатся, что не хватит сил.
Я разворачиваю одну ногу и ставлю её полностью внутренним ребром на склон, продолжая идти лицом к нему, вторая нога остаётся на носке. Довольно неудобное положение, но это позволило мне разгрузить ноги и уверенней себя почувствовать на траверсе, настолько, что даже забываю про усталость и начинаю подбадривать Сюзанну, идущую впереди меня и тоже сильно уставшую, а ведь усталость в таких переходах может быстро привести к срыву.
Но вот, наконец, этот проход завершён. Опасный участок позади. Можно расслабиться.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Это всё сопровождается красивым закатом, который, конечно, мы не собирались изначально встречать на горе, так как по плану уже должны были к этому времени спуститься, но тем ценнее он был. Виды хребтов в закате завораживали и вдохновляли, возвращая потраченные на них силы.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
До вершины оставалось совсем немного, но мы принимаем решение спускаться. Так как темнело очень быстро, а возвращаться с вершины в полной темноте (даже с фонарями, которые у нас были) с таким опасным снегом на слонах — слишком рискованно. Поэтому мы просто попили чай возле каменной башни и спокойно насладились последними лучами заката.
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь
Спуск прошёл уже без сложных участков, так как мы возвращались по относительно безопасному хребту, правда, ещё предстояло пройти определённое расстояние по лесу уже в полной темноте, чтобы выйти к озеру. В этот момент у меня, скорее всего от сильного перенапряжения, начинает болеть шея. Как назло, именно в этом походе у нас нет обезболивающих. Боль усиливается с каждый шагом, я не могу нести рюкзак. Снимаю его, волоку за собой руками. Ребята предлагают понести его за меня. Я отказываюсь. Идём дальше.
Периодически боль настолько сильная, что я просто ложусь на спину и лежу, чтобы хоть немного сбавить её интенсивность. Такие остановки происходят всё чаще. Движение замедляется. И в определённый момент внутренняя злость от этой боли и её обездвиживания, не находя себе объекта для выхода, становится топливом для меня.
Она как бы трансформируется в кинетическую энергию, да так, что по озеру я начинаю идти порой быстрее ребят. Это был интересный для меня опыт. Правда, я всё равно иногда продолжал снимать остроту боли лежачим положением. Но, во-первых, я стал ложиться реже, во-вторых, не задерживал движение, так как шёл быстро и вырывался вперёд, а пока ребята меня догоняли, расслаблял шею и главное — чисто психологически было легче — ум не причитал и не жаловался, а просто объективно оценивал ситуацию и принимал то что есть, сберегая нервы и энергию.
И вот, наконец, на горизонте появилась машина.
Я делаю последний быстрый рывок очередным приступом боли и с чувством облегчения падаю возле машины. Но нас ждал ещё один сюрприз — машина снова не хотела заводиться. Снова замёрзла.
Время было около 23 часов, температура — под 30 градусов, и мы понимали, что теплее не станет. Я вышел на дорогу (в метрах 300), пытаясь остановить проезжающую машину, но ни одна за полчаса, пока я там стоял, не появилась на трассе. Подошли Егор с Сюзанной. Решаем, что нужно как-то готовиться к возможной ночёвке в этом месте. Ребята предлагают снова переходить озеро и ночевать в небольшом охотничьем домике, который стоит под горой. Навалившаяся усталость вкупе с новой обездвиживающей болью представляют мне ещё один переход через озеро чем-то нереальным, но я понимаю что придётся, иначе можно просто замёрзнуть ночью.
Егор всё это время, пока мы стояли на дороге, грел газ под одеждой, на котором мы хотели прокалить машинные свечи (у нас была с собой газовая горелка). Если это не поможет, мы идём к домику. Возвращаемся к машине. Прогреваем свечи на горелке. Егор ставит их обратно. Садимся. Я закрываю глаза, уже ни на что не надеясь и пытаясь снова подружиться с болью. Поворот ключа. Резкий рёв двигателя, словно спасательная сирена, ставит точку в этом испытании. Мы возвращаемся домой.
Для меня этот поход стал не просто очередным маршрутом с препятствиями. Он стал моим личным преодолением. Преодолением страха, боли, гнева и отчаянья, когда уже кажется нет сил их преодолевать. Нет сил даже думать.
Но в итоге, пройдя через это, ты начинаешь понимать, что сила иногда может прийти даже из боли и отчаянья, так что дорогу осилит идущий. В том числе и дорогу жизни.
Написать автору: ratiborart@gmail.com
Instagram: @ratiborart
Поход на гору Армань. Фото: Артем Бондарь