Решение Правительства России снизить минимальный объём капвложений, необходимый для получения статуса резидента свободного порта Владивосток (СПВ), с 5 млн до 500 тысяч рублей привлечет внимание малого бизнеса к этому преференциальному режиму, расширит круг его участников и количество реализуемых проектов — считают опрошенные Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) эксперты.
Ранее объем минимальных инвестиций для потенциальных резидентов СПВ составлял 5 млн рублей. Для многих предпринимателей — прежде всего из сферы услуг — эта сумма значительно превышала объем инвестиций в проекты. По этой причине многие небольшие, но востребованные гражданами проекты по развитию бытовых, туристических и прочих сервисов оказывались за периметром действующей на Дальнем Востоке системы государственной поддержки инвесторов.
"Наша задача — чтобы как можно больше инвестиций пришло в экономику Дальнего Востока, чтобы строились и запускались новые предприятия, создавались новые рабочие места. Одним из таких инструментов стал режим свободного порта Владивосток. Его резидентами уже стали более 2 тысяч инвесторов. Это говорит о востребованности данного режима. Но многие предприниматели заявляли, что порог для получения статуса резидента свободного порта в 5 млн рублей достаточно высок. Чтобы поддержать предпринимателей, дать им больше возможностей для развития, этот порог был снижен", — отметил Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
По мнению генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, снижение "входного порога" для получения статуса резидента свободного порта Владивосток в 10 раз делает его заметно более привлекательным для малого бизнеса.
"Смягчение условий расширит круг потенциальных резидентов свободного порта Владивосток. К примеру, в Приморском крае сегодня зарегистрировано порядка 84 тыс. малых и средних предприятий. Из них, по данным последней налоговой отчетности, выручку свыше 5 млн рублей задекларировали около 13 тыс. компаний, а выручку более 500 тыс. рублей — около 20 тысяч. Таким образом, количество тех, кто сможет воспользоваться особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования, может увеличиться примерно на треть", — сказал Александр Исаевич.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что новый порог инвестиций в 500 тысяч рублей открывает путь в свободный порт Владивосток практически всем. И через полгода-год качественный и количественный состав резидентов префрежима будет совершенно иным. "Разумеется, чем шире круг потенциальных резидентов свободного порта Владивосток, тем лучше. По нашим данным, предварительный интерес малого бизнеса Приморья к вступлению в их число очень велик. Это и малые производственные предприятия, и разнообразный сервис по ремонту, и придорожный общепит. Наконец, здесь могут появиться управляющие компании, которые будут обслуживать жилой фонд, построенный более давними резидентами", — отметил Борис Титов.
Приморский предприниматель Александр Луговский уверен, что решение Правительства о снижении минимального объема инвестиций откроет дорогу в свободный порт небольшим предпринимателям. "Например, мы планируем открыть во Владивостоке мастерскую по пошиву одежды. Инвестиции в проект составят около 1 млн рублей. Благодаря решению о снижении порога капвложений, необходимых для получения статуса резидента свободного порта Владивосток, мы сможем воспользоваться налоговыми льготами и преференциями. В нашем случае наиболее востребованы пониженные на десять лет с 30% до 7,6% страховые взносы. Зарплаты — одна из самых затратных статей. Льгота, предоставляемая резидентам свободного порта, позволит нам достойно оплачивать труд сотрудников", — подчеркнул Александр Луговский.
Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Калинин отметил, что нововведение может привлечь на Дальний Восток предпринимателей из других российских регионов. "Существенное снижение порога объемов капвложений — в 10 раз — безусловно упростит получение статуса резидента СПВ для представителей малого и среднего бизнеса. Помимо этого, снижение порога поможет привлечь в свободный порт Владивосток бизнесменов из других регионов. Многие субъекты России смотрят на Дальний Восток как на точку роста. Лично знаю предпринимателей, которые занимаются выращиванием гребешка в Приморской крае, хотя сами туда пришли из других регионов. Например, остров Большой Уссурийский — если там развернется свободная экономическая зона, то в Хабаровск придет инвестор не только с Дальнего Востока, но и других областей. Главное — возможности. Если бизнес видит возможности, и к этому добавляется резкое снижение налоговой и административной нагрузок, потенциал запуска инфраструктурных проектов за счет государства — сети прежде всего, — это интересно. Кроме того, это завязано на экспортных возможностях, так как потребителей на Дальнем Востоке немного — порядка 6 млн, нужно сразу думать, как продукцию и услуги экспортировать в Азиатско-Тихоокеанский регион", — добавил Александр Калинин.
Руководитель консультационного центра по поддержке малого и среднего предпринимательства Приморского отделения "Деловой России" Дмитрий Боярко говорит, что вопрос по урегулированию проблемы, с которыми сталкиваются резиденты СПВ при составлении финансовой отчетности о ведении инвестиционной деятельности, прорабатывался давно.
"Именно малые предприятия, не имевшие возможности преодолеть минимальный порог объема капвложений для входа в режим СПВ, который ранее составлял 5 млн рублей, зачастую выступают с проектами, направленными на улучшение качества жизни дальневосточников. Это объекты бытового обслуживания, мастерские, булочные — то есть те услуги, которыми мы с вами пользуемся каждый день. Таким образом, за счет упрощения критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток удастся решить еще один вопрос — социальный", — считает Дмитрий Боярко.
По данным КРДВ, сегодня резидентами свободного порта являются более 2 тыс. компаний, реализующих проекты общим объемом инвестиций 1,2 трлн рублей. Уже введены в эксплуатацию 289 предприятий, резиденты СПВ инвестировали в дальневосточную экономику 240 млрд рублей, создали более 28 тысяч новых рабочих мест. Еще порядка 92 тысяч рабочих мест создаются инициаторами проектов. Более 89% от общего количества инвестпроектов, реализуемых резидентами СПВ, приходится на Приморье. 1424 резидента создают новые производства в черте Владивостокского и Артемовского городских округов столицы Дальнего Востока. 145 инвесторов — на Камчатке, 48 — в Сахалинской области, 24 — в Хабаровском крае. И 10 резидентов СПВ реализуют проекты в Чукотском автономном округе.
"На старте проекта строительства индустриально-логистического парка "Авиаполис Янковский" в Приморье мы одни из первых поверили в режим свободного порта. За шесть лет благодаря налоговым преференциям мы сэкономили более 300 миллионов рублей. Это 10% от общего объема инвестиций. Поскольку для любого бизнеса актуальна задача оптимизации расходов, то режим СПВ — хороший инструмент для того, чтобы сделать финансовую модель более эффективной", — заявил генеральный директор группы компаний "DNS Девелопмент" Константин Богданенко.
Режим свободного порта Владивосток был запущен в 2015 году в Приморье. Сейчас СПВ распространен на 22 муниципалитета пяти регионов Дальнего Востока. В состав территории входят 16 муниципальных образований Приморского края. Также СПВ распространяется на Ванинский и Советско-Гаванский муниципальные районы в Хабаровском крае, Корсаковский и Углегорский городские округа в Сахалинской области, городской округ Певек в Чукотском АО и городской округ Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае. В числе льгот, на которые имеют право резиденты свободного порта Владивосток, 5% — налог на прибыль в течение 5 лет (0% в федеральный бюджет и не более 5% в региональный), 0% — налог на землю в течение 5 лет, 0% — налог на имущество в течение 5 лет и от 0,5% в последующие 5 лет. В качестве дополнительных преференций предусмотрено сокращённое время проведения контрольных проверок и получения разрешительной документации для объектов капитального строительства, режим единого окна при прохождении контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска, упрощённый визовый режим.