В Магадане проходит Международный фестиваль косторезного искусства. Целый этаж торгового центра наполнился многообразием форм и сюжетов мастеров со всего мира. Редакция MagadanMedia не только демонстрирует грани искусства в фоторепортаже, но и делится интересными фактами для ценителей прекрасного.
Самым ценным сырьем остается бивень мамонта. Как определить, что скульптура именно из этого материала и какие особенности у того или иного ценного сырья редакция выяснила у заслуженного художника РФ, скульптора, костореза Владимира Похилюка.
— Как отличить подделку от оригинала и убедиться, что изделие из бивня мамонта действительно из этого материала?
— В мире искусства достаточно подделок, я имею ввиду искусство в целом. Надежнее всего — купить произведение у автора. Автор не может подделать сам себя. Каждый автор, помимо того, что является экспертом и дорожит своим именем.
В магазине, например, продавец является экспертом не всегда. Если заявлено, что это клык моржа, значит, продавец знает, что это — клык моржа. Здесь, возможно, у покупателя могут возникнуть сомнения.
Но все же зачастую происходит так: нашли дома фигурку — осталась от родителей, родственников, и человек не может разобраться, из чего она сделана. Ко мне иногда обращаются с таким вопросом.
Международный фестиваль косторезного искусства народов мира. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Клык моржа устроен так же как наш зуб. У него есть внутренняя часть — дентин, затем — пульпа и эмаль. Эмаль белая, пульпа кремовая, а в дентине угадывается такая структура, как зернистость. Если смотреть на изделие, оно имеет объем, и на какую-то часть скульптуры приходится кусочек эмали, где-то — пульпа, а где-то мы видим зернистость. Если это неоднородное изделие, и вы видите разные материалы, то, как правило, это клык.
Есть так же зуб кашалота, у него отсутствует пульпа. Есть дентин и эмаль.
Срез клыка моржа. Фото: Из архива Владимира Похилюка
— При этом нужно видеть срез?
— Объемная фигура уже имеет срезы. Если это цельный клык, то вы увидите природную исходную форму. Если мастер срезал части при создании изделия, то вы заметите неоднородную структуру.
У бивня мамонта своя фактура, и одна однородная, без пористости. То же есть, как правило, эмаль. У хорошо сохранившегося бивня эмаль выраженная. Обычно это корка коричневатого цвета. Иногда бывает синеватая, зеленоватая. Зависит от того, какая минерализация и в каких грунтах он залегал. Если внутренняя часть не имеет трещин, которые могут нам подсказать, что это бивень, то есть специфический цвет. Будто немного охры добавили в белила. Назовем его, шампань.
Международный фестиваль косторезного искусства народов мира. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
И угадывается своеобразный сетчатый рисунок. Эта сетка очень хорошо играет в объемах и придает интересную фактуру. После обработки она не имеет рельефа, но почти всегда остается на поверхности в виде естественного рисунка.
— Как определяется качество бивня?
— Определяется тем, какие трещины и насколько их много. Если берешь бивень и по всему массиву нет ни одной трещины, то это качественный. И если он сухой, потому что есть еще очень мокрый бивень, когда он просто похож по цвету на хозяйственное мыло. Тогда его нужно сушить, потому что если резать из такого, неизвестно как себя изделие в дальнейшем поведет. И его сушат годами по определенной технологии.
— С чем вы еще работали?
— Рог лося, зуб кашалота, рог снежного барана. Со всеми материалами работал, но бивень мамонта дает больше возможностей, дает больший объем, имеет хорошую структуру. Рог оленя в основном внутри пористый, лося — более массивный и почти без пористости. Из него можно делать более масштабные фигуры.
Но его текстура все же неравномерная. Он имеет некую волокнистость слишком плотную. Опять же, зависит от того в какой период рога добыли — свежие или перед сбрасыванием, или после сбрасывания они еще пролежали пару лет. Чем дольше, тем большая возникает пористость, которая не дает необходимой проработки.
Срез рога лося. Фото: Из архива Владимира Похилюка
Международный фестиваль косторезного искусства народов мира. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Конечно, чтобы наверняка узнать, из чего состоит скульптура, лучше обратиться к эксперту. Но, надеемся, этот текст поможет чуть лучше ориентироваться в мире косторезного искусства.
.