Взять в аренду электросамокат можно на центральных улицах Хабаровска. Приложение для заказа устройства не запрашивает никаких документов, подтверждающих совершеннолетний возраст, а о водительских правах и речи не идет. Призвать к законной ответственности хабаровских прокатчиков в случае аварий с участием детей невозможно, потому что пока их деятельность не регламентирована законом, сообщает ИА AmurMedia.
Прокат электросамокатов появился в Хабаровске весной и за лето получил большую популярность среди хабаровчан. Жители краевой столицы разных возрастов от мала до велика с удовольствием катаются на них по всему городу. Арендовать устройство можно с помощью специального приложения, которое покажет, где именно забирать самокат. У новомодного транспорта нет единой стоянки. Пользователи оставляют гаджеты в произвольных местах.
Кикшерингом в Хабаровске занимается несколько компаний, но только одна из них работает по закону. Остальные пока находятся в тени российского законодательства. За последнее время администрация выявила многочисленные нарушения со стороны самокатчиков — это несоответствие мест размещения, превышение занимаемой площади и факты самовольного размещения самокатов.
Нарушение законодательства, как со стороны пользователей, так и со стороны предпринимателей приводит к различным происшествиям. В последнее время в СМИ и социальных сетях все чаще стали появляться новости об авариях, связанных с эксплуатацией городских электроскутеров. Высокая скорость передвижения повышает риски возникновения аварийных ситуаций и нанесения вреда пешеходам. А отсутствие ясного правового регулирования затрудняет его возмещение.
На днях подросток сбил в Хабаровске 60-летнего пожилого мужчину. Случай произошел на пешеходном переходе Уссурийского бульвара. Пенсионер переходил дорогу по “зебре”, а сзади на него налетел 16-летний парень на арендованном самокате. В результате наезда хабаровчанин получил закрытый вывих левой плечевой кости.
Как прокомментировала случившуюся ситуацию полиция, о необходимости получения удостоверения молодой нарушитель не знал:
— Сейчас многие не осведомлены, особенно молодежь о том, что для катания на самокате с определенной мощностью нужно получать права, — сказала инспектор городского отделения пропаганды ГИБДД, Яна Степанова.
Сотрудница полиции пояснила, что для управления устройствами мощностью более 250 ватт необходимо получать водительское удостоверение категории L.
Подобная авария с участием ребенка на самокате произошла ранее. 12-летняя девочка на электромопеде наехала на девушку, катящуюся на велосипеде. Подросток получила серьезные травмы и была госпитализирована в лечебное учреждение. По версии следствия , владелец пункта проката организовал оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, не провел для них должным образом инструктаж по эксплуатации электромопеда, не обеспечил средствами индивидуальной защиты, не принял мер, исключающих наезд электромопеда на препятствия и других людей.
В связи частыми инцидентами общероссийская комиссия Совета при Президенте по гражданского участию в развитии правоохранительной системы подготовила предложения по совершенствованию законодательства, среди которых: отнесение элекросамокатов к числу источников повышенной опасности, определение правил дорожного движения для их водителей, ограничение скорости и оснащение арендуемых устройств номерными знаками. Указанные предложения были направлены руководству МВД России и в Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при президенте России.
Глава СПЧ отметил, что в следующем году с наступлением лета количество происшествий будет возрастать и общество обязано принять меры, чтобы защитить пешеходов.
На многочисленные происшествия с участием самокатчиков обратили внимание местные власти. Мэр Хабаровска Сергей Кравчук созвал заседание Совета по Предпринимательству, чтобы в диалоге с бизнесменами найти способы регулирования сферы кикшеринга в краевом центре.
Основная трудность заключается в том, что на данный момент из трех действующих ренторов электросамокатов только один прошел все необходимые законодательные процедуры. Партнер компании Urent, владелец 17 точек проката Сергей Гувва пожаловался на конкурентов, которые незаконно размещают свои устройства на не принадлежащих им участках:
— Я первый в Хабаровске запустил шеринг элетросамокатов на законном основании. подписал правовой договора с Управлением торговли, питания и бытового обслуживания и согласовалл участки для размещения наших устройств с администрацией города. В течение года появились еще три предпринимателя, которые также предлагают прокат электросамокатов и размещают свои устройства на тех же площадках, что я. Я ничего не нарушал, но именно мне пришла жалобная бумага из Управления торговли, питания и бытового обслуживания. Добавлю, что я отвечаю только за свои действия и не могу контролировать других операторов, работающих вне правового поля.
В качестве одной из мер решения проблемы незаконного кикшеринга в Хабаровске мэр города Сергей Кравчук предложил создать единые специализированные площадки для размещения самокатов, которые будут контролироваться ответственными лицами:
— Нам поступают жалобы от жителей города, часто они связаны с тем, что езда на электросамокатах происходит в неустановленных для этого местах. Мы позитивно относимся к тому, что в городе появилось несколько новых операторов электросамокатов и в целом этот бизнес развивается, но все предприниматели должны действовать в рамках закона. Сейчас я предлагаю определить единые площадки установки электромопедов для всех трех операторов. Пускай это будут публично обозначенные места с сотрудниками, отвечающими за порядок и качество предоставления услуг. Невозможно, чтобы сфера кикшеринга в Хабаровске и дальше оставалась вне законного контроля. Недавно наблюдал такую картину на улице: подъехал микроавтобус, выгрузил самокаты, расставил их так, как захотел, загородив при этом пешеходный проход и уехал.
Мэр города Сергей Кравчук пообещал решить вопрос узаконивания хабаровского кикшеринга. Права и обязанности предпринимателей и пользователей самокатов будут регламентированы законом. Остается надеяться, что к началу следующего сезона необходимые документы пройдут все согласования и аварий на хабаровских дорогах с участием самокатчиков станет меньше.