Рояль в ММДТ
Фото: ИА MagadanMedia

Впервые за 50 лет в магаданском драматическом театре появился новый рояль

Сколько стоит инструмент, в честь чего сделали такой подарок, почему музыканты выбирают живой звук — в материале MagadanMedia

В сентябре 1941 года создали единый Магаданский музыкально-драматический театр Дальстроя. В честь 80-летия события регион подарил учреждению культуры концертный рояль немецкого производства. Для театра это поистине событие века, старый инструмент работает здесь уже 50 лет и исчерпал свои трудовые ресурсы. Замена — достойная: тянущийся певучий звук оставляет незабываемое впечатление для слушателя, а пианисту, касающемуся клавиш August Förster, открывается вся палитра выразительности — мощь, глубина и лиризм. Музыканты драмтеатра теперь смогут исполнять новую обширную программу, кроме того, появилась возможность приглашать именитых пианистов в Магадан. Подарок приобрели за счет регионального бюджета, стоимость инструмента — 6 млн рублей, сообщает ИА MagadanMedia.

Главы:

1. о ММДТ

2. об August Förster 

3. о новом рояле

О ММДТ

В сентября 1941 года был создан единый Магаданский музыкально-драматический театр Дальстроя. В 1996-м он получил современное название.

Общепринятой датой организации театра считается 6 ноября 1938 года, когда состоялась премьера спектакля "Любовь Яровая" К. Тренева. В 1933 году к празднику 1 мая был поставлен спектакль "Утопия", осуществил постановку режиссер Георгий Петрович Шнабель. Он прибыл в Нагаево на пароходе "Сахалин" 4 февраля 1932 года вместе с руководителями треста "Дальстрой". С легкой руки первого директора "Дальстроя" Эдуарда Петровича Берзина Г. П. Шнабель стал организатором театра и его первым художественным руководителем. Первыми профессиональными актерами были репрессированные ленинградцы Елена Михайловна Негина и ее сын Михаил Альфредович Бибер, приехавшие в июле 1934 года.

Главным режиссером и художественным руководителем театра после отъезда на "материк" Г. П. Шнабеля осенью 1937 года стал 30-летний бывший заключенный Георгий Николаевич Кацман, впоследствии отдавший театру почти 20 лет. Он выезжал в командировку в ЦРС и привозил оттуда многих талантливых артистов. Кроме того, в лагерях он находил актеров среди заключенных и привлекал их для работы в театре. Отметим, магаданский театр с самого начала шел в ногу с театральной жизнью страны, на его сцене ставились те же пьесы, что и в столичных театрах.

Изначально спектакли, пользовавшиеся большой популярностью, шли в тесном деревянном здании клуба, вмещавшем около двухсот зрителей. 1 ноября 1936 года был объявлен открытый конкурс на составление проекта городского театра. Предпочтение было отдано проекту Николая Николаевича Юргенсона "Синий пятиугольник", причем по условию конкурса двухэтажное здание задумывалось больше как Дом культуры, чем театр. 3 марта 1940 года начались подготовительные работы к сооружению Центрального городского клуба. О проекте Юргенсона успели забыть, новый проект без всякого конкурса разработал архитектор Евгений Викторович Симов, впоследствии автор проектов многих зданий в Магадане. Спустя 3 месяца на перекрестке Школьного переулка и улицы Маркса была закончена кладка фундамента. Все лето и осень возводили стены. В ноябре строители приступили к установке карнизных железобетонных плит и стропил дворового фасада под перекрытие. Летом 1941 планировалось сдать здание в эксплуатацию, однако из-за проблем с отделкой ввод перенесли.

Новоселье отметили в непростое время военного лихолетья — 5 октября 1941 года. Победный 1945 год ознаменовался в магаданском театре первой оперной постановкой. "Травиату" Дж. Верди поставил выдающийся русский, советский режиссер, ученик В. Мейерхольда, Леонид Варпаховский. Отметим, в 2006 и 2007 годах его дочь — заслуженная артистка России Анна Варпаховская осуществила две постановки, посвятив их памяти своего великого отца. Один из этих спектаклей "Коктейль по-французски" вот уже несколько лет не сходит со сцены, полюбившись магаданскому зрителю.

Главный фасад был задуман и выполнен на основе противопоставления легких простенков и больших оконных проемов, центральную часть подчеркнули интересным порталом. Характерная особенность интерьеров театра — портики и колонны, украшенные орнаментом. В вестибюле — колонны и кессонированные потолки. Строгая архитектура здания создавала настроение торжественности. При строительстве театра впервые в Магадане были выполнены архитектурно-скульптурные работы, украшающие фасад и интерьеры здания.

На парапете фасада Дома культуры Дальстроя в Магадане установили четыре трёхметровые цементные статуи работы скульптора-заключённого Георгия Дмитриевича Лаврова. По утверждению автора, это были фигуры "Красноармейца", "Партизанки", "Забойщика" и "Бурильщика". Однако на всех существующих фотографиях скульптурной композиции (начиная с 1949 года) вместо фигуры "Забойщика" стоит фигура "Колхозницы". Причина несовпадения неизвестна.

Здание театра — это первое общественное здание, заложившее основу в создание пространственной композиции, в которой жилая застройка сочетается с системой общественных зданий и комплексов.

Об August Förster 

August Förster — немецкая компания, занимающаяся производством и продажей пианино и роялей премиум-класса. Фредерик  Август  Форстер  родился 30 июля  1829 года  Германии. Он обучался столярному  мастерству, и в свободное  время  восстанавливал музыкальные  инструменты. Август отправился  в  город  Löbau (Лёбау), где  начал  серьёзно изучать  мастерство  создания  пианино, а в 1959 году открыл собственную  мастерскую, в  которой  сконструировал  свой первый инструмент.  В  1862-м он построил большую фабрику по  выпуску роялей и пианино.

В  1866  году  Август  Форстер  запатентовал специальный  чугунный  сплав, рама  из  такого  сплава  выдерживают  натяжение  струн  до  20 тонн. Но  мастер  на  этом  не  остановился. Он  стремился  создать  в  своих  инструментах стабильную, устойчивую настройку и сконструировал резонансный щит для пианино.

После  смерти  Августа  Форстера  в  1897  году  управление  компанией  перешло  к  его  сыну  Сезару. Он  основал  дочернее  предприятие  в  Богемии ( Чехия ), что позволило расширить производство и рынок сбыта. В  1915  году  во  главе  компании стали  сыновья  Сезара  Форстера. Герхард  был  блестящим  дизайнером, а  Манфред — отличным бизнесменом. Именно  они  сумели  довести  инструменты  "August  Förster"  до  совершенства  и  сделать  одними  из  лучших  в  мире.

Инструментами, выпущенными в период до начала Второй мировой войны, часто пользовались композиторы. Особое внимание музыкантов привлекали изобретения сотрудников немецкого завода. Например, сохранилась фотография 1937 года, где за роялем August Förster сидит Сергей Прокофьев. Играли за этими роялями и Вильгельм Бакхауз, Эрвин Шульгоф, Антон Кюрти, Рихард Штраус. Джакомо Пуччини написал оперы "Тоска" и "Мадам Баттерфляй", работая за роялем "Август Фёрстер".

В годы Второй мировой войны фабрика находилась в кризисном состоянии, однако её руководству удалось сохранить направленность компании и не участвовать в военном производстве. После войны изготовление инструментов на фабрике на какое-то время было заморожено, поддерживать её работоспособность удавалось лишь за счет ремонта ранее выпущенных инструментов. Оба  предприятия —  в  Германии  и  в  Чехии — были  национализированы, компания  перестала  быть  собственностью  семьи — она  стала  государственным  предприятием. При  этом  сохранялось  название, так  как  марка  "August  Förster" была  известна  на  мировом  рынке. Долгие  годы  предприятие  являлось  одной  из  основных экспортных  статей  ГДР. После  объединения  ГДР  и  ФРГ, семья  Форстер  вернула  компанию  в  свою  собственность, а  затем  и  своё  предприятие  в  Чехии. Теперь  всё  производство  сосредоточено  исключительно  в  Германии. 

В 1950—1960 годах модельный ряд инструментов August Förster претерпел много изменений. В связи с серьезной конкуренцией с заводами из стран ФРГ и с появлением более требовательных к внешней фактуре покупателей фабрика начала изготавливать фортепиано и рояли как классического стиля, так и современного. В модельном спектре появились инструменты в стилях Рококо, Модерн, в античном стиле.

Пианист Ларри Финн в своей книге The Piano Book отметил, что у инструментов "Август Фёрстер" огромные возможности для исполнения и отличное качество звука. Композитор Эрвин Шульгоф считал, что инструменты, изготовленные на заводе в Лёбау, позволяют передать все уровни экспрессии.

В фильме "Пианист" Романа Полански главный герой во время съёмок в студии играет на инструменте марки "Август Фёрстер".

О рояле

Концертный рояль способен выражать мельчайшие нюансы мелодии: тихо и громко, одновременно и порознь, отрывисто и плавно. Наилучших звуковых характеристик и игровых качеств он достигает при достаточно большой длине, согласно естественной физической природе акустического инструмента. Длина нового рояля магаданского театра — около 250 см, вес инструмента — 825 кг. Рояль создаст в ММДТ особую атмосферу, в которой будет царит живая красота и строгая классика. 

"Возможности открываются огромные. Мы можем приглашать к нам именитых музыкантов-пианистов. А также мы можем сами исполнять на этом прекрасном инструменте очень обширную программу. Для этого у нас музыканты есть" — рассказал главный дирижер Магаданского государственного музыкального и драматического театра Руслан Козовчинский.

Новый рояль в учреждении культуры купили впервые за 50 лет. Вернее, это подарок драмтеатру в честь 80-летия создания, как юридического лица . Деньги выделили из регионального бюджета, вместе с доставкой инструмент обошелся в 6 млн рублей.

"У нас старый рояль стоит уже лет 50. Это событие века для нас, можно сказать", — отметил заведующий художественно-постановочной частью Святослав Лущишин.

Несмотря на широкий выбор и компактность неприхотливых аналогов, таких как цифровое пианино или синтезатор, музыканты магаданского театра предпочитают работать на живом звуке.

"Есть электронные варианты хорошего качества. Они тоже хороши, могут заменить рояль во время репетиции, но для концерта нужен только живой академический звук" — заявил Руслан Козовчинский.

119745
Общество