Через Магаданский морской торговый порт в регион поступает большинство грузов: продукты, стройматерилы, запчасти, мебель и прочее. Факт известный, но как выстроена эта работа, знают немногие. Редакция решила выяснить, что происходит в порту, когда приходит судно и какой путь проделывает ваш груз с момента отправки до его получения. День из жизни порта — в репортаже MagadanMedia.
Кабинет управления
Мы находимся в кабинете отдела грузовой и коммерческой работы. Здесь работает несколько специалистов отдела. В режиме онлайн они следят за всеми перемещениями грузов. Такой контроль возможен благодаря разработанной специально для магаданского порта программе SeaTerminal. Еще задолго до прибытия судна специалист получает список грузов, которые будут находиться на борту.
порт. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Раньше на эту работу сотрудникам коммерческого отдела приходилось тратить в четыре раза больше времени — многие операции производили вручную. Сейчас на весь расчет — от момента загрузки до выхода расходного ордера — уходит не более 2 часов, а раньше этот процесс занимал весь рабочий день специалиста.
Причал
В это время на причале кипит работа. Кран снимает с судна контейнер с грузом и ставит на площадку, его внимательно осматривают, проверяют целостность и заносят в программу отметку о том, что груз прибыл. На причале с каждым контейнером работают два тальмана — один со стороны морского агента, а второй — со стороны порта. Оба специалиста производят визуальный осмотр, сверяют номера и пломбы. Для фиксации осмотра у тальмана от морского порта есть планшет, на который так же загружена программа SeaTerminal.
После осмотра контейнер грузят на портовый тягач Terberg, чтобы отвезти на склад. Там груз будет храниться до прибытия получателя.
"У нас есть связь с агентами с момента отправки судна. Контейнеры идут не фирме или физлицу, они идут агенту, который уже далее распределяет грузы между получателями. Агенты нас предупреждают о выходе судна. У нас есть точная дата и время подхода. Соответственно, мы можем заранее спланировать разгрузку. Конкретно на этом судне прибыло около 300 контейнеров и порядка 200 тонн генерального груза.
Выгружается такое судно примерно в среднем день-полтора с учетом того, что мы работаем с 7.30 до 01.00 часов в две смены для ускорения процесса. Весь процесс обработки судна — разгрузка и погрузка — занимает около 2 суток.", — говорит Альфред Церих, начальник производственно-перегрузочного комплекса ММТП.
порт. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Склад
Водитель ставит отметку в программе о том, что груз поступил на склад. В этот момент у груза появляется новый электронный статус, который виден специалистам фактуровочной. Также при погрузке на склад в программу занесут ряд и место, на котором будет находиться контейнер, чтобы не затрачивать время на его поиски для выдачи получателю.
Фактуровочная
В фактуровочной в это время специалист уже формирует документы на каждый груз, поступивший на склад. А получатели, которым пришли уведомления о прибытии судна, готовы забрать свои контейнеры. Когда грузополучатель проходит фактуровку, у ричстакериста уже высвечивается задание — приехала конкретная машина за конкретным контейнером.
"Сейчас мы агентам до подхода судна отдаем весь пакет документов. У них есть время раздать их грузополучателям. Когда судно только встает, у нас уже очередь, потому что у всех документы на руках. Остается дождаться, пока контейнер будет выгружен.
Агенты морских линий (SASCO и FESCO), имея доступ в программу, так же могут следить за этапами перемещения груза. Поэтому могут уведомлять получателей.
Те, в свою очередь, на своем транспорте подъезжают к фактуровочной, предъявляют документы, получают пропуск на терминал и самостоятельно вывозят контейнер", — говорит начальник отдела грузовой и коммерческой работы ММТП Ольга Морозова.
порт. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
КПП
С документами на руках получатели груза готовы следовать на склад. Для этого им нужно проехать через пост охраны, где документы еще раз проверят.
Теперь водитель направляется на склад. Ту да же подъезжает ричстакер, который и погрузит контейнер.
Как это выглядит поэтапно:
"В августе порт обработал 10 судов, на которых в Магадан поставили 6 тысяч контейнеров общим весом более 65 тысяч тонн, а также более 5,2 тысячи тонн генеральных грузов. А с учетом доставки угля, всего обработали 12 судов и 37 тысяч тонн угля.
Чтобы обработать весь этот объем из 9 августовских выходных 7 дней порт работал, и три дня из них выдавал грузы. Эта практика у нас давно, мы судно на выходные не бросаем. Если, например, судно приходит в пятницу, то мы дополнительно работаем и в субботу, а в воскресенье его отпускаем", — отмечает Альфред Церих.
Тальманская
Готово, груз получен. Но перед тем как покинуть порт, водителю нужно проехать к тальманской, где специалист еще раз осмотрит контейнер. Тальман перепроверяет информацию о номерах, убеждается в целостности контейнера и наличии пломб на нем. Это делается для того, чтобы окончательно исключить вероятность ошибки и не допустить вывоза чужого контейнера с территории порта.
Теперь можно ехать. Когда водитель проезжает через пост, — финальная стадия — охранники ставят отметку в программе, что груз вывезли с территории. И сразу же эта информация остановится доступной для менеджеров.
На всё — от момента получения документов до выезда с территории — водитель потратил полчаса. Это среднее время нахождения машины в порту для получения контейнерного груза.
"До 2015 года использовалась программа, которая была написана, если мне не изменяет память, в 70-х годах. Грузы принимались в основном вручную с использованием ручек, карандашей, копирок, амбарных книг. На улице, в любую погоду. Сейчас это звучит уже несколько дико, но тогда это была обычная работа наших тальманов. В 2013 году была принята программа модернизации. Она состояла из порядка 20 пунктов, которые мы должны выполнить за ближайшие 7 лет. За это время было приобретено большое количество техники, обновился флот, но начинали с элементарного — замены программы", — подчеркивает Максим Горяев, заместитель генерального директора по эксплуатации.
Максим Горяев. Фото: MagadanMedia
"Это был первый кирпичик. Было важно изменить взгляд наших сотрудников на то, как станем работать сейчас и в будущем. Элементарно не было корпоративной почты.
Помимо этого, приобреталась техника: контейнеры и перегружатели. В 2015 году были приобретены краны портовые Liebherr на пневмоходу. Одновременно с этим были заложены на верфи в Китае два новейших буксира с ледовым усиленным классом. И поэтапно, год за годом наша программа реализовывалась.
Что касается объема грузов, до 2013 года грузооборот был в районе 900 тысяч тонн, в 2011 году — 905. В 2012 году — 967 тысяч, а в 2013 произошел скачок за счет развития горнодобывающей отрасли — мы переработали 1 миллион 158 тысяч тонн. До недавнего времени это был рекорд новейшей истории. В 2020 году мы перешагнули и этот рубеж — 1 миллион 189 тысяч тонн".
Порт. Фото: MagadanMedia
начальник отдела грузовой и коммерческой работы Магаданского морского торгового порта
Автор фото: MagadanMedia
Основная задача программы в том, чтобы вся информация, которую мы получаем от морских перевозчиков, была своевременно загружена, произведены необходимые расчеты и получены все авансовые платежи. После загрузки информации формируются расходные документы на груз, который вручается конечному грузополучателю.
Затем морские перевозчики, вернее их представители в Магадане, передают информацию в виде грузового манифеста нам. Мы переносим документ в SeaTerminal. И теперь видим, когда судно вышло, сколько контейнеров находится на нем, сколько генерального груза, какой именно это груз. Если у нас есть какие-то вопросы или мы заметили несоответствие в документах, мы можем решить это, пока судно еще находится в пути. Исходя из количества контейнеров и генерального груза, мы делаем расчеты в той же программе, формируем счета, планируем работу сотрудников, задействованных в обработке поступившего груза.