Тема дорожного ремонта в населенных пунктах Сахалинской области не теряет актуальности. Не успела закончиться одна масштабная кампания по ямочному ремонту, инициированная губернатором Валерием Лимаренко, как началась другая, на этот раз во дворах. Регулярно за состоянием дорог следят градоначальники, профильные специалисты, общественники и волонтеры. Для оптимизации рабочего процесса и вовлечения населения в процесс борьбы с дефектами на дорогах был запущен портал "Сахалин.Онлайн", благодаря которому любой сахалинец может отправить информацию об обнаруженном дефекте. Логичным продолжением оптимизации рабочего процесса в этом направлении стал уникальный для России программно-аппаратный комплекс, который позволяет в автоматическом режиме, с использованием нейросетей, распознавать повреждения и различного рода недостатки дорожного полотна. Однако не только дорогами и бордюрами ограничивается функционал технологического новшества. Подробнее о нем в материале ИА SakhalinMedia.
По своей сути комплекс является набором промышленных камер, закрепляемых на борту транспортного средства, металлической "коробки" с суперкомпьютером и специального софта для оператора. Как это работает?
В ходе движения транспорта изображение с камер передается в блок с суперкомпьютером. Там нейросеть сопоставляет картинку с загруженными алгоритмами и делает заключение — есть ли на данном участке дефект или нет. Важно отметить, что весь процесс происходит в реальном времени. Далее подробная информация с компьютера попадает на карту в специальном софте. Оператор отсматривает занесенные данные и либо подтверждает наличие проблемы, либо отклоняет ее. К слову, таким образом нейросеть обучается — чем больше информации она обрабатывает, тем точнее становятся ее заключения. Разработчики комплекса утверждают, что в перспективе это позволит в значительной степени высвободить человеческий ресурс из текущего сценария.
Разработала и реализовала инновационную технологию "Ростелеком". Представители сахалинского филиала компании сами обратились в правительство региона с уже готовым продуктом на руках и предложили воспользоваться им. Как отметил министр Сахалинской области по эффективному управлению регионом Олег Попов, при разработке бюджетные средства не были задействованы. Сам комплекс стоил порядка 600 тысяч рублей, а его обслуживание в месяц будет обходиться в сумму порядка 40 тысяч рублей.
Олег Попов. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
— Наш продукт многофункционален. К примеру, он может фиксировать повреждение бордюрного камня, стертую дорожную разметку или граффити на автобусных остановках. У нас даже есть специальный датчик, который способен определять уровень наполненности урн. Мы постоянно разрабатываем различные алгоритмы, которые позволяют автоматически собрать максимум информации. Неважно, будь то поврежденный дорожный знак, или трещина в асфальте — комплекс это автоматически зафиксирует на карте, — объяснил директор по прикладным проектам Сахалинского филиала ПАО "Ростелеком" Владислав Гениатов. — Ранее подобные разработки применяли в Москве и Туле, однако первая крупная промышленная реализация проекта состоялась в Южно-Сахалинске. Это инновационный подход не только для Дальнего Востока, но и для всей России.
Владислав Гениатов. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Подробнее об алгоритмах рассказал министр цифрового и технологического развития Сахалинской области Александр Снегирёв:
Механизм гибкий, а потому, по необходимости, можно без проблем добавлять в базу новые алгоритмы, к которым будет обращаться нейросеть. К примеру, нужно определить ржавчину на дорожных знаках — соответствующий алгоритм загружается в базу, и нейросеть при считывании информации с видеокамер будет сопоставлять картинку с имеющимися в базе алгоритмами. В зависимости от задач и времени года алгоритмы будут менять, так как будут меняться и приоритеты. К примеру, зимой будет акцент на уровне расчистки дорог от снежных масс или наличии сосулек на крышах.
Александр Снегирёв. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
Так же министр добавил, что комплекс не ограничен лишь мониторингом дорог. При необходимости можно разработать и загрузить в компьютер алгоритмы, которые позволят производить мониторинг дворовых территорий, что особенно актуально при текущей ямочной кампании во дворах.
Министр Сахалинской области по эффективному управлению регионом отметил, что комплекс пока находится в пилотном режиме, а потому существует в единичном экземпляре и патрулирует улицы Южно-Сахалинска. Однако уже успел продемонстрировать свою эффективность. По словам Олега Попова, за минувшую неделю [c 28 июня по 4 июля — прим. ред.] было произведено два выезда, по итогам которых было выявлено около 50 дефектов. Один автомобиль, оснащенный комплексом, способен за 8 часов проехать по всем дорогам областного центра и выявить возможные дефекты. В дальнейшем имеются планы масштабировать историю с комплексами на весь регион.