Проходить техосмотр автомобилисты будут по-новому. С 1 октября (срок перехода сдвинули с 1 марта) карты будут оформлять только в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля будут фотографировать и загружать снимки в систему, где в режиме онлайн инспекторы смогут контролировать прохождение осмотра. Для владельцев станций увеличили штрафы, а автомобилистам больше не удастся получить поблажки. Полученную без заезда на ПТО диагностическую карту будут аннулировать и сообщать об этом в страховую компанию.
Также, как утверждают эксперты, владельцам японских автомобилей придется раскошелиться, чтобы перенастроить фары или заменить их по евростандарту. К слову, цены на прохождения техосмотра, скорее всего, тоже вырастут.
Корреспондент MagadanMedia поговорил с владельцами станций, а также со специалистом по замене и установке оптики, чтобы выяснить, к чему готовиться автомобилистам Магадана.
Что нового
Данные диагностической карты будут хранить в базе ЕАИСТО, которая принадлежит МВД. Время осмотра теперь регламентировано: легковой автомобиль нужно осматривать 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать карту эксперты будут личной электронной подписью.
С 1 октября 2021 года ГИБДД сможет аннулировать диагностические карты, которые оформили без техосмотра, либо те, в которые не внесли фактические неисправности.
Оператора техосмотра при этом оштрафуют, а о липовой карте сообщат в страховую компанию, в которой оформляли ОСАГО.
Кроме того, владельцы пунктов меняют расценки на свои услуги. Ожидается, что стоимость вырастет примерно в два раза. Пока конкретную сумму не определили — документы передали в региональные департаменты цен и тарифов для утверждения цены.
"Мы работаем с 2012 года, есть свои клиенты, правда с этими "левыми" техосмотрами многие поразбегались. Даже сейчас люди не торопятся проходить техосмотр — всё ищут других путей", – говорит Максим Забермах, владелец пункта технического осмотра на Кожзаводской, 3. — "Правительство и ГИБДД, да и мы, пытаемся вернуть автовладельцев в правильное русло, потому что ситуация порой доходит до абсурда — когда люди на тонированных, на разбитых машинах пытаются пройти техосмотр, вернее купить его.
Инициатива на самом деле нужная. Вот, люди говорят: давайте отменим техосмотр и оставим его на совесть водителей. Но на практике я знаю очень многих, кто ездит до победного, пока машина просто не развалится на ходу — не вылетает шаровая на дороге и прочее.
Поэтому, мы только за. У некоторых есть опасения, что с новыми правилами появятся очереди. Уже было такое несколько лет назад, когда был большой наплыв. Но, я думаю, сейчас этой проблемы не возникнет: у нас и станций прибавилось, плюс, в случае необходимости, мы готовы открыть дополнительные пункты. Если это будет поддержано государством, разумеется, потому что исходя из нынешней ценовой политики это не очень выгодный бизнес. Дорогостоящее оборудование, помещение. И окупаемость этого измеряется годами. А смысл? Чтобы сервисам расширяться, нужно принимать нашу ценовую политику.
Мы запрос предоставили на повышение цен, но пока точной суммы нет — не утвердили еще. Все по России в среднем предоставили новые расценки — 1600 рублей за машину, где-то в регионах до 1700 доходит. Сейчас стоимость 707 рублей, 9 лет уже цена не меняется.
ФАС как установил 707 по региону с 2012 года, так и вынуждены все работать. А за 9 лет все подорожало — аренда, свет, топливо, продукты, а мы должны держать цену".
Тематическая иллюстрация. Фото: Валерия Кузора, ИА PrimaMedia
О невыгодном бизнесе при нынешней ценовой политике говорит и другой предприниматель — Звяди Хачиров, владелец ПТО "Осьминог" в Марчеканском переулке:
"Мы уже изменили работу — с 1 марта работаем по-новому. Отсрочку дали диагностическим картам, которые нужно было пройти до 1 марта, на полгода. Остальные уже проходят по новым правилам.
Для автомобилистов это значит, что все изменения на автомобилях — кенгурятники, фаркопы, дуги — если это не внесено в свидетельство о регистрации, не пройдут. То же по легковым автомобилям — интеркулеры, спойлеры и прочие элементы, которые вносят изменение в заводскую конструкцию автомобиля, если это не зарегистрировано через ГАИ.
Раньше не было такого контроля, а в целом требования не изменились.
Это дополнительная нагрузка на водителей и на нас тоже, потому что возникают конфликтные ситуации.
Да, повышение цен планируется. С 2012 года не поднимался тариф, а все подорожало, плюс пришлось дополнительное оборудование докупить.
Не мы решаем поднять цену, мы предоставили просто свое видение этой цены, а решение будет принимать правительство".
Также предприниматели поясняют, что установленную цену на прохождение техосмотра они обязаны держать по закону, однако, это не мешает продавать дополнительные услуги. Так, собеседники ответили на вопрос корреспондента о фактической плате (в разных пунктах, по словам водителей, они платят разные суммы) за визит в ПТО в Магадане — иногда автомобилисты платят большую сумму, но это значит, что сервисом были оказаны дополнительные услуги, помимо самого техосмотра.
Проблемы правого руля
Эксперты предупредили: диагностические карты из-за проблем с нестандартными фарами больше получить не получится. У праворульных иномарок, которые приезжают из Японии, оптика работает зеркально: она освещают обочину при левостороннем движении и без перенастройки ослепляет водителей на встречной полосе. Особенно опасно пересечься с автомобилями, у которых установлены более яркие ксеноновые лампы или светодиоды.
Владельцам "японцев" массово откажут в получении диагностических карт
"У нас всю жизнь был Госстандарт, которого мы равнялись. У нас правостороннее движение и, соответственно, у нас угол освещения должен быть с правой стороны. А японцы ездят по левой, и угол освещения у них на левую сторону. Где у них обочины, там у нас — встречная полоса.
В ГОСТе сказано: либо симметричное расположение линз без углов, либо с правой стороны угол освещения. Раньше занимались переделкой — приклеивали наклейки на фары. Это еще до 2012 года было. Но по правилам на внешних световых приборах не должно быть посторонних предметов, поэтому когда в 2012 году прошла реформа, эксперты начали придерживаться этих требований.
В Москве вы бы уже с такими фарами не прошли. Нужно либо переделывать — распаивать стекло, ставить европейскую линзу, либо менять полностью фары.
Но с другой стороны, машины ввозятся в нашу страну, проходят таможню, получают документы, в том числе сертификат соответствия. Получается, что ездить можно. Но тут же это противоречит ГОСТу.
Я всегда своим клиентам говорил: заказывайте фары или занимайтесь переделкой. Иногда совместно решали провести регулировку, чтобы не слепили встречный транспорт", — говорит Максим Забермах.
Тематическая иллюстрация. Фото: РИА PrimaMedia
В среднем, по оценкам экспертов, привести работу фар в соответствие европейским нормам стоит 40-50 тысяч рублей. И только после этого можно пройти техосмотр, но сперва нужно будет зарегистрировать изменения в конструкции в специализированной лаборатории и получить необходимые документы в ГИБДД.
Автомеханик из Магадана, который специализируется на работе с оптикой, пояснил, в каких случаях можно сэкономить, а кому придется заплатить за новые фары.
"Сначала стоит выяснить, есть ли аналог у фар. Ряд моделей авто производят и на азиатский, и на европейский рынок с некоторыми различиями. Например, для Японии — Toyota Vitz, а в Европу, например, эта машина поставляется в виде Toyota Yaris.
Значит, для нашего праворульного Vitz аналог фар есть. Значит, их можно заказать. Но если заказывать оригинал, это стоит дорого. Есть на рынке аналоги из Китая и Тайваня. К слову, Тайвань сейчас начала делать очень хорошую оптику.
По средней цене не сориентирую — на рынке очень много предложений, нужно смотреть в каталогах по конкретной марке. (Прим ред: посмотрели, сколько стоят оригинальные фары на Yaris на одном из специализированных сайтов — от 50 тысяч за пару).
Есть вариант перенастроить фары, но это не всегда возможно — все "свежие" машины идут на линзах светодиодных, а более старое поколение оснащено, в зависимости от комплектации, хрустальным рефлектором (нет линзы), то есть его никак не переделать. Это либо замена фары, либо заказ светодиодных линз с европейским скосом. Все зависит от сложности переделки по цене. В каждой машине — индивидуальные фары. Ну, в любом случае, примерно от 20 тысяч", — говорит Роман.
Отрегулировать фары можно и на некоторых станциях технического осмотра. Но, как было сказано выше, такая перенастройка доступна не на всех автомобилях.
"Есть доля правды в словах экспертов, но в принципе, фары можно подстраивать под европейский стандарт. Мы эту проблему можем обнаружить. На станциях техосмотра есть приборы, которыми можно отрегулировать фары. У нас тоже можно отрегулировать.
Сейчас ужесточили правила, по-хорошему и тогда можно было глаза не закрывать на это", — добавляет Звяди Хачиров.
Ответственность
Пока за езду без техосмотра не штрафуют, но без техосмотра не получить полис ОСАГО. А за отсутствие последнего придется заплатить 500–800 рублей штрафа. Но уже с марта 2022 года штрафовать начнут и за езду без диагностической карты. За не пройденный техосмотр будут штрафовать на 2 тысячи рублей.
Также ужесточили ответственность операторов ПТО. Как сообщили MagadanMedia в пресс-службе УМВД региона, федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ статья 14.4.1КоАП РФ "Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств" дополнена частями 1.1, 5-7, а в частях 1-4 указанной статьи изменены размеры административных штрафов.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 11 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушение оператором технического осмотра правил проведения осмотра два и более раза в течение 12 месяцев является основанием для аннулирования аттестата аккредитации указанного оператора.
Где пройти техосмотр в Магадане
- Кожзаводская, 3; телефон: 8-964-236-74-31
- Транспортная, 3; телефон: 8-914-860-33-96
- Марчеканский переулок, телефон: (4132) 658563
- Речная, 25; телефон: (4132) 64-04-04
- Кольцевая, 13А; телефон: (4132) 657608