Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил "дорожную карту" по подъему и удалению затонувших в акваториях Дальневосточного федерального округа (ДФО) судов. На данный момент в регионе обнаружено около 580 затопленных судов и кораблей, 235 из которых необходимо поднять и утилизировать в первую очередь. В качестве пилотного региона по подъёму судов выступит Магаданская область, затем опыт планируется перенести на другие субъекты, в том числе в бухту Золотой Рог во Владивостоке, сообщает MagadanMedia.
Проблема с брошенными кораблями не решается уже много лет: еще в 2014 году президент Владимир Путин поручал утилизировать затопленные суда в акватории бухты Нагаева Охотского моря, на восточном побережье которой расположен Магадан.
"Дорожная карта" принята по итогам рабочей поездки Мишустина на Дальний Восток в 2020 году. Тогда премьер посетил рыбный терминал Магаданского морского порта, где, в частности, обсудил с местными жителями проблему утилизации затонувших кораблей. В бухте Нагаева уже выявлено 21 затонувшее судно: пять из них принадлежат Минобороны, четыре — Росимуществу, остальные не имеют собственника или о нем нет данных.
Бухта Золотой Рог во Владивостоке может стать второй акваторией на Дальнем Востоке, которую очистят от затонувших кораблей, сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов на встрече с губернатором Приморья Олегом Кожемяко в январе 2021 года.
В бухте Нагаева подъём и удаление первых четырёх судов (суда "Гусфар-1", "Серес", "Малли" и катер "Линг") должны быть осуществлены в течение 60 дней с момента подписания госконтракта с подрядчиком. К примеру, стоимость подъема "Малли" ранее оценивалась в 10,5 млн рублей.
До июля текущего года Минтранс совместно с Минфином и Росимуществом оценят перспективы распространения полученного в Магаданской области опыта на другие субъекты РФ.
До 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень затонувшего и подлежащего подъёму имущества.
До 1 апреля 2021 года распоряжения о необходимости подъёма оставшихся затопленных судов будут направлены в адрес известных собственников, которые должны будут обратиться к капитанам морских портов за установлением сроков и выдачей разрешений на подъём судов.
Минтрансу поручено раз в год (с 1 марта 2022 года) направлять в правительство доклад о ситуации с расчисткой акваторий.
"Дорожной картой" также предусмотрено совершенствование законодательства в этой области. В частности, в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, предусматривающий установление порядка удаления затонувшего имущества.
С одной стороны, будут созданы условия для подъёма оставшихся на дне кораблей, возмещения экологического ущерба, с другой — по недопущению таких вредных практик в перспективе со стороны владельцев судов. Собственники имущества должны нести ответственность за выведение из эксплуатации своих судов, и для этого будет сформулирован чёткий порядок",
— прокомментировала вице-премьер Виктория Абрамченко.
С точки зрения Гражданского кодекса заброшенные суда — это недвижимое имущество. Собственников таких судов не всегда удается найти или они оказываются банкротами, в этом случае включается механизм признания имущества бесхозяйным и установления права муниципальной собственности на него через суд.
Работы будут вестись по судам, которые представляют экологическую угрозу