В Сахалинской области разрабатывают проект реконструкции Корсаковского морского порта, который к 2030 году сможет увеличить грузооборот до 30 млн тонн. Затраты на его обновление могут составить порядка 90 млрд рублей. При этом заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев уверен, что модернизацию порта необходимо проводить с привлечением частных инвестиций при помощи государства. Работы по реконструкции порта в Корсакове будут вести в рамках национального проекта "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Основная цель реконструкции морского порта на Сахалине — создание логистического центра, который позволит эксплуатировать его в рамках Северного морского транспортного коридора. При этом цель самого проекта — создание мощностей по контейнерным терминалам, которые позволят обрабатывать до одного миллиона контейнеров в год. Помимо этого целью является создание дополнительного пирса по приёму нефтепродуктов на 250 тысяч тонн в год, а также строительство грузопассажирского терминала. Он, в свою очередь, сможет принимать паромные суда для перевозки пассажиров и автомобильного транспорта. Проект предполагает и возведение водно-защитного сооружения. С его помощью в Корсаковском порту появится первый пункт-убежище.
— Корсаковский порт — это ключ к развитию экономики области. В первую очередь, речь идет о диверсификации отраслей экономики. При этом важно, что здесь мы хотим разместить мультимадальный хаб. По этой причине необходимо создать большой порт с транзитом грузовых перевозок, которые будут идти с Запада на Восток и обратно по Северному морскому транспортному коридору, — заявил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. — Чтобы все было логистически выстроено, нужен мостовой переход. Тогда бы было 5 незамерзающих портов во главе с Корсаковым. Мостовой переход, который уходит на БАМ, вместе с Северным морским коридором станет крупным перекрестком. Принципиально важно, что это решение сможет изменить не только жизнь на Сахалине, но и помочь Северному транспортному коридору.
Юрий Трутнев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. Фото: ИА SakhalinMedia
По мнению экспертов, техническая проблема порта — малые глубины. Именно поэтому основной объем работ придется на создание необходимых глубин для движения большегрузных судов, в том числе судов, обслуживающих Северный морской торговый путь.
— На сегодняшний день максимальные глубины у пирса — порядка 9,5-10 м. Этого недостаточно, нам необходимы глубины до 21 м по фарватеру. Соответственно это будут большие объемы работ по подходному пути, разворотному кругу и созданию новых причалов, — разъяснил заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Олонцев.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Олонцев. Фото: ИА SakhalinMedia
О конкретной стоимости проекта на данный момент, уточнил Сергей Олонцев, говорить рано. Однако она может составить около 90 млрд рублей. Часть средств направят из федеральной казны. Деньги из областного бюджета пойдут на разработку проекта, а средства частных инвесторов — на развитие территории с ее дальнейшей эксплуатацией. В 2021 году будет разрабан проект, и начнется его реализация. Первые контейнерные грузы, идущие по Северному морскому торговому пути, планируют принять в конце 2024 года.
— Корсаковский морской порт является принципиально важным системным образованием, как для Сахалина, так и для перспективы развития Северного морского пути. Поэтому им нужно серьезно заниматься. План модернизации порта предусматривает увеличение грузооборота в 20 раз — с 1,5 млн тонн до 30 млн тонн. Для этого, прежде всего, необходимо консолидировать акции под управлением Корпорации развития Сахалинской области и определиться с привлечением частных инвестиций. Государство, в свою очередь, должно оказывать поддержку в инфраструктуре, приведении в порядок госсобственности и технических сооружений, — рассказал Юрий Трутнев.
По мнению Юрия Трутнева, реализация проекта позволит создать необходимые условия для безопасного движения судов Северного морского пути, возможности проведения аварийно-спасательных работ и связи.
— Точка, где суда смогут спокойно отстаиваться в любую погоду, для нас имеет принципиальное значение. Она сделает Северный морской путь безопаснее, а значит и привлекательнее для транзитных судов. Сейчас план реконструкции Корсаковского порта, в том числе и его модернизация, находится в стадии подготовки. Уверен, что предложение включить сахалинский порт в федеральную программу, поддержит председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Потому что Корсаковский порт — это стратегия и основной порт Сахалина, и мы никак не обойдем Корсаков на трассе Северного морского пути, — подытожил полпред.
Заседание по вопросам перспектив развития порта в Корсакове. Фото: ИА SakhalinMedia
АО "Корсаковский морской торговый порт" является резидентом СПВ [Свободный порт Владивосток — прим. ред.] и реализует два проекта. Их стоимость — более 270 млн рублей. Один из них — покупка и эксплуатация двух веревочных погрузчиков на восемь и 11 тонн. На его реализацию поступили инвестиции в размере 21 млн рублей. Второй проект предполагает модернизацию и техническое перевооружение северного и южного погрузочных районов морского порта. В него поступили инвестиции в размере 246 млн рублей.
— На территории Сахалинской области действует режим Свободный порт Владивосток, где 48 резидентов реализуют проекты на сумму инвестиций более 29 млрд рублей. Из них более 14 млрд рублей уже вложено. В морском порту Корсакова зарегистрированы 32 резидента СПВ на 5,6 млрд рублей, с помощью которых созданы 826 новых рабочих мест, — сказал исполняющий обязанности генерального директора АО "Корпорация развития Дальнего Востока" Николай Запрягаев. — На данный момент идет отставание от утвержденного плана-графика в рамках заключенного соглашения. С инвестором прорабатывается возможность заключения дополнительного соглашения в целях актуализации договорных отношений. Оно предполагает изменение концепции модернизации.
Исполняющий обязанности генерального директора АО "Корпорация развития Дальнего Востока" Николай Запрягаев. Фото: ИА SakhalinMedia
СПРАВКА: "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" — один из 13 национальных проектов, утвержденных Правительством Российской Федерации, разделен на две части — транспортную (девять проектов) и энергетическую (два проекта). Транспортная часть КПМИ предполагает реализацию следующих федеральных проектов: "Европа — Западный Китай", "Железнодорожный транспорт и транзит", "Северный морской путь", "Транспортно-логистические центры", "Коммуникации между центрами экономического роста", "Развитие региональных аэропортов и маршрутов", "Высокоскоростное железнодорожное сообщение", "Внутренние водные пути" и "Морские порты России". Также целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией. Срок реализации проекта — до 31 декабря 2024 года, бюджет — более 3 млрд рублей