Депутат Магаданской городской Думы по избирательному округу № 7 Виктор Баринов в нынешнем созыве городской Думы возглавил комиссию по вопросам местного самоуправления. В этом месяце ее участники должны провести первое заседание. В преддверии встречи председатель комиссии рассказал задачах, стоящих перед депутатам седьмого созыва в вопросах развития местного самоуправления, сообщили MagadanMedia в пресс-службе Магаданской городской Думы.
Депутат Магаданской городской Думы по избирательному округу № 7 Виктор Баринов:
Наступило время, когда возникла необходимость пересмотреть приоритеты развития нашего города. Все неизбежно развивается и должно меняться. Это касается и вопросов управления городским хозяйством.
2020 год, когда мир захлестнула пандемия коронавируса, оказался очень поучительным для всех. Не исключение и экономика нашего города. Мы ясно увидели, насколько хрупка и неповоротлива сложившаяся за десятилетия модель.
К сожалению, наша общая проблема в том, что многие современные руководители не могут этого осознать.Сфера торговли являлась доминирующей многие годы. Она выполняла важную социальную функцию — позволяла создавать в городе новые рабочие места, в том числе, и не требующие высокого уровня образования. Кроме того, на протяжении многих лет развивающаяся торговля успешно обеспечивала местные бюджеты налоговыми поступлениями. Однако в последние годы классическая модель проиграла неравную конкурентную борьбу Интернет-торговле.
И это было ожидаемо, ведьиздержки Интернет-магазина и торгового центра несопоставимы. А в этом году ситуацию усугубили еще и санитарные ограничения. В итоге выжитьсмогли только те, у кого получилось подстроиться к новым реалиями, освоить технологии удаленного управления бизнесом, сделать свою бизнес-модель максимально ориентированной на клиента и его потребности. Сейчас пришла пораменять приоритеты городской экономики. Торговля больше не может быть ее драйвером.
Число жителей Магадана остается стабильным и дальше сфере торговли развиваться больше некуда. Существенно городскую казну торговые предприятия пополнить не смогут. Значит, во-первых, пора рассмотреть вопрос о корректировке системы налогообложения классических торговых предприятий, чтобы сохранить их на плаву.
Для этого следует привлечь для обсуждения предпринимательское сообщество. Сейчас для этого сектора экономики нет никаких послаблений и преференций ибояться нестандартных решений здесь не надо. Ну, и во-вторых, есть задача поиска новых точек роста городской экономики.
Развитие внутреннего туризма даст мультипликативный эффект для экономики и потянет за собой остальные, связанные с туризмомотрасли.
Говоря о новых точках роста экономики города я имею ввиду, прежде всего, развитие внутреннего туризма. Этот процесс не должен быть стихийным и неуправляемым. Подход к развитию туризма в регионе должен быть комплексным. Необходимо брендирование территории, создание образа, легенды, которые смогут привлечь сюда туристов с самыми различными интересами. Если не можем справиться своими силами, давайте привлекать для этого специалистов, имеющих такой опыт.
Текущий год оказался весьма показательным для тех, кто все последние годы развивал эту непростую отрасль региональной экономики. В условиях жестких коронавирусных ограничений существенные изменения претерпела структура туристического потока. В ситуации, когда подавляющее число иностранных государств оказались закрытыми для россиян, а также в условиях, когда и традиционные места отдыха юга России ввели ряд ограничительных мер, мы ощутили на себе разворот отечественных потребителей туристических услуг в сторону внутреннего туризма. Да, многие люди этим летом не поехали в отпуск и стали искать возможность наладить цивилизованный досуг в своем регионе. Не исключение и Магаданская область.
Наши небольшие туристические компании зафиксировали рост туристического потока, прежде всего, за счет жителей нашего региона. И тут-то выяснилось, что мест, приспособленных для семейного, культурного отдыха на природе у нас не так и много. А люди готовы платить деньги, выезжая к морю, озеру или реке на выходные.
Другая проблема состоит в том, что культура людей, предпочитающих отдых на природе у нас на невысоком уровне. Редко, кто хотя бы убирает за собой мусор после пикника. Каждый год мы организовываем работу детских экологических отрядов, которые в начале лета приводят в порядок популярные места отдыха вдоль рек и морского побережья. Спустя ровно год мусор в прежнем количестве возвращается... Еще одна причина этого — устаревший подход к использованию земельных участков для организованного отдыха. Пока у таких площадок не будет собственника, хозяина, все будет оставаться на прежнем уровне.
Надеюсь, что все эти обстоятельства послужат толчком к строительству не только крупных туристических объектов на территории Магаданской области, но и небольших туристических баз, оснащенных домиками для проживания и всеми удобствами. И здесь стоит надеяться на мультипликативный эффект. Ведь людям нужно не только переночевать, но и пообедать,поужинать. А это уже шанс и для развития ресторанного бизнеса. И вот сейчас всем нам нужно крепко подумать, какие преференции стоит дать развивающимся компаниями сейчас на страте, чтобы через несколько лет, встав на ноги,мы получили в их лице стабильного плательщика налогов в городской бюджет.
Сложившийся формат управления городским хозяйством устарел, общество его не воспринимает.
Долгие годы мы позиционировали Магадан как логистический и сервисный центр золотой Колымы. Да, эти функции областной центр должен, безусловно, сохранить. Золотодобывающая отрасль еще долгие годы будет определяющей для экономики региона. Но мы не должны лишать город шанса на развитие новых видов бизнеса, связанных с туристической индустрией. Спрос на внутренний туризм будет устойчиво расти. Это факт. И мы должны быть к этому готовы.
Но сейчас, когда мы являемся свидетелями смены экономических укладов, необходимо изменить и сложившийся формат управления городских хозяйством. Доминирующей сейчас модели уже несколько десятилетий. Она устарела, и общество ее больше не воспринимает. Отсюда и постоянная критика в социальных сетях любого решения, принимаемого властями города.
Формат, когда решение принимается узким кругом лиц без широкого диалога с горожанами, безнадежно устарел. В качестве примера могу привести памятник "Нулевому километру", который получил в народе слишком большое число негативных оценок, чтобы считать его городской достопримечательностью. Кстати, об этом недавно говорил и губернатор региона, который верно отметил, что решение по кандидатуре будущего градоначальника должно приниматься, в том числе, и с учетом мнения людей в социальных сетях.
Если мы действительно хотим удержать на Крайнем Севере людей, важно не только создавать здесь условия для жизни, но и менять отношение к этой жизни у самих магаданцев.
Для этого любое решение, касающееся управления городским хозяйством должно приниматься, опираясь на мнение людей. Формальный формат общественных слушаний себя больше не оправдывает. Третье десятилетие 21-го века подразумевает интерактивность и принятие важных решений онлайн. Еще один вопрос — это распределение полномочий между исполнительной властью и собранием представителей. В прежние годы в силу различных причин городская Дума утратила ряд своих функций в пользу мэрии. Наверное, пришло время пересмотреть этот вопрос. Тем более, сейчас, когда все депутаты избраны по одномандатным округам и являются прямыми представителями воли жителей отдельных микрорайонов Магадана. Говорю об этом, как депутат, имеющий опыт работы в четырех созывах. Кто бы не избрался на должность градоначальника, он должен понимать, что он, прежде всего, исполнительная власть, а не хозяин города, а, значит, его основная задача исполнять решения жителей Магадана.