Лучшие фотографии Магадана за неделю
30 ноября, 15:00
В Магадане в понедельник возможен небольшой снег и до +2 градусов
06:30
Гороскоп на 2 декабря от MagadanMedia: Овнов ждёт победа, а Стрельцов - мелкие радости
06:00
Покупаю эти семена за копейки в декабре и весной смеюсь над дачниками - хитрость
1 декабря, 22:30
Продуманные дачники сеют эти цветы в декабре: получают пышную рассаду уже в марте
1 декабря, 21:00
Уроки в школе за вас делали родители, если не наберете даже 6/8 — ТЕСТ
1 декабря, 20:00
С россиян, которые не принимают ванну, должны меньше брать за ЖКХ - указ властей
1 декабря, 19:45
Со второй половины декабря рейсы из Магадана в Москву должны стать ежедневными
1 декабря, 16:04
Погода на рабочую неделю в Магадане
1 декабря, 16:00
Сильный ветер с метелью ожидают в Магадане  2 декабря
1 декабря, 14:24
История Колымы: Пароход "Генерал Багратион"
1 декабря, 11:30
Выходные с книгой. "Нина Риччи"
1 декабря, 11:25
Какие изменения в жизни россиян произойдут с 1 декабря
1 декабря, 10:44
Жительница Синегорья перечислила мошенникам почти 340 тысяч рублей
1 декабря, 10:13
Кипятим в сковороде 1 стакан - и сковорода как новая: Пища больше не пригорает
1 декабря, 09:40
1 декабря в календаре: Всемирный день борьбы со СПИДом, день хоккея 
1 декабря, 07:45

Александр Пелевин: как и гениальный актёр Лапенко, я метамодернист

О жанровой идентификации, любви к созиданию и известном однофамильце – в интервью PrimaMedia
28 сентября 2020, 15:35 Общество
Александр Пелевин ИА PrimaMedia
Александр Пелевин
Фото: ИА PrimaMedia

Фестиваль "ЛиТР-2020" завершился. Корр. ИА PrimaMedia успел пообщаться с одним из самых необычных гостей фестиваля — писателем и поэтом Александром Пелевиным. В интервью он рассказал, к какому жанру относит свои тексты, на что его вдохновил Владивосток и чем он планирует заниматься по возвращении домой.

— Александр, вы — самый открытый из современных писателей. Представлены во всех соцсетях, регулярно публикуете посты на разные темы. В итоге подписчики знают о вас всё: от творческих планов и политических взглядов до самочувствия кота. Это помогает?

— Современный писатель должен быть всегда на связи. Это сближает с читателем и даёт простор для самопрезентации. В сети сегодня происходит очень многое. Есть авторы, которые начинали именно как сетевые писатели. Текст Глуховского "Метро" родился именно так. Он выкладывал что-то в сети, его стали читать, ждать продолжения, в итоге появился роман. 

— Вас представили как писателя-фантаста, хотя сами вы с эти определением не вполне согласны. 

— Обычно этот жанр противопоставляют так называемой "большой литературе", считая чем-то несерьёзным. Фантастика — это некое допущение, описание того, чего нет. Но при этом мы не считаем фантастикой роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Не называем фантастом Гоголя. 

Формально мифы древней Греции — тоже фантастика. Но греки делали допущение не вполне осознанно — они искренне верили в то, что есть боги, которые живут на горе Олимп и вмешиваются в жизнь смертных. Они не считали, что выдумывают что-то несуществующее. 

По моему мнению, фантастика — это не столько жанр, сколько творческий метод, а разделение на фантастику и "большую литературу" определяется персоналиями писателей. Тот же Рей Бредбери — бесспорно, это большая серьёзная литература. И при этом никто не отрицает, что он классик мировой фантастики.

Кстати, мой третий роман "Четверо" вполне подходит под определение фантастического. В нём есть космическое путешествие и столкновение с новой формой жизни. Другие книги я бы всё-таки определил как мистический реализм. 

А по большому счёту даже деление на серьёзную литературу и беллетристику может быть условным. Взять роман Лазарчука и Усенского "Посмотри в глаза чудовищ". Сюжет такой: якобы поэт Николай Гумилёв не был расстрелян чекистами, а выкуплен тайным орденом "Пятый Рим", после чего стал членом некой мистической организации и сражался с рептилоидами. На первый взгляд — трэш, но на самом деле — умнейшая книга с отсылкой к куче конспирологических теорий и реальных исторических фигур, а направление сюжета задано незаконченным произведением Льва Гумилёва "Поэма начал". 

— Есть популярный мем, на котором суровый мужик с глубокомысленным видом произносит: "Да ты пойми, из постмодернизма выхода нет". Вы же относите себя к метамодернистам и успешно вышли за рамки бесконечного цитирования. Почему?

— Если постмодернизм разрушает старые смыслы, высмеивает их и резвится на руинах и осколках, то метамодернизм наоборот — на обломках разрушенного создаёт новые смыслы взамен утраченных старых. И в этом смысле я, конечно, метамодернист. И гениальный актёр Лапенко — тоже метамодернист, он из образов 80-х и 90-х годов создал новую интересную художественную реальность. Я тоже за созидание. 

— Наверное, отсюда и ваша любовь к имперской эстетике 30-х годов и сталинскому ампиру?

— Когда-то я был нацболом и даже сталинистом, но со временем понял, что любая идеология — это призма, которая искажает реальность. Время, которое принято называть сталинизмом, очень разное: с одной стороны, репрессии, и это плохо. Но было и колоссальное строительство, был рывок в будущее. И неоклассика того периода, особенно в архитектуре, это эстетика созидания, монументальность и бескомпромиссность. А ещё это просто красиво. 

— Вы впервые в Приморском крае, причём помимо фестивальных площадок во Владивостоке побывали и в глубинке. Как прошла встреча в Вольно-Надеждинском?

— Удивительно тепло. Были люди разного возраста, интересовались, задавали вопросы. Кстати, Вольно-Надеждинское — классический русский райцентр. Точно такое же село, с такими же пенсионерками, школьниками, дворами, может быть и в Рязанской области. Мы одна страна.  

После этой встречи я понял, что люди хотят культуры, но им её не дают, потому что думают, что люди не хотят культуры. 

Видимо, ответственные за культуру думают примерно так: "Им сойдёт и Петросян, и международная пилорама". В итоге от народа прячется огромный пласт новой русской культуры — интересной, создающей современные понятные образы. Например, художница Александра Железнова, которая помимо картин пишет книгу "Самый тёмный час". Это особый мир, в которой есть чиновники, заводы, господин Октан и госпожа Нефть... Иллюстрации она выкладывает в группу "ВКонтакте", и это единственная доступная площадка, хотя уверен: реальная выставка имела бы огромный успех. Есть реперы с умными текстами, есть отличная музыка. Например, "Чёрная ленточка" — по мне, это лучшая современная группа. 

Но вместо этого с экранов и официальных площадок на людей льётся лютая дичь. И в этой связи фестиваль "Литература Тихоокеанской России" — уникальная площадка, которая обеспечила связь культурной жизни дальнего Востока и столичных регионов. Сегодня этого так не хватает нашей большой стране. 

— А если наоборот, дальневосточных писателей отвезти в Питер?

— Я уже подумал об этом! Было бы здорово "отзеркалить" ЛиТР:  Владивосток — ворота в Азию, Питер — окно в Европу. Причём можно привезти не только Дальневосточных авторов. Интересные писатели есть в Перми, на Урале, в Сибири. Будет здорово!

— Александр, на одной лекции вы сказали, что вдохновение и идея для сюжета могут прийти откуда угодно. Пребывание во Владивостоке ни на что не вдохновило?

— Мне очень у вас понравилось. Пока я не многое увидел, но и этого хватило, чтобы понять, какая здесь изумительная природа, какое живое море. А ещё нас обещают отвезти на экскурсию в тайгу, в заповедник. Так что идея для новой книги уже появляется: что-то о первых исследователях Дальнего Востока. Или таёжный детектив из 90-х годов. А может, объединю обе эти сюжетные линии.

— Можно считать это ближайшим творческим планом?

— Не совсем. По возвращении я планирую отдохнуть, а потом взяться за книгу. Это будет психиатрический триллер о Древнем Риме. В качестве консультанта буду привлекать одного из питерских реконструкторов — у них целая фаланга с амуницией и макетами оружия. А если снимут карантин, попробую съездить в вечный город.  

— Не могу не спросить: вас часто путают с однофамильцем, писателем Виктором Пелевиным? 

— Последнее время реже, хотя случалось, что мне на читательских встречах приносили на подпись книги Виктора Олеговича. 

Во Владивостоке за Виктора меня приняли всего два раза. Это прогресс. 

222000
31
60