
. Фото: Фото:
Малый и средний бизнес не готов оплачивать дорогу в отпуск своим сотрудникам
В нынешнем ноябре Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" оказалась на слуху в северных регионах страны. Дело в том, что "Опора России" затронула самую чувствительную для нас тему – тему северных льгот. Организация направила в Правительство России предложения по поддержке некрупного бизнеса. Среди этих предложений было и снижение бремени по оплате работникам дороги в отпуск. Подчеркну, речь идет именно о небольших частных предприятиях. Не так давно оплачивать дорогу в отпуск раз в два года закон обязал абсолютно все предприятия независимо от размера и формы собственности. И вот теперь малый и средний бизнес вполне ожидаемо утверждает, что для него это – непосильное бремя.
Как только информация об инициативе "Опоры России" просочилась в печать, против каких-либо урезаний прав северян выступили профсоюзы. И тут же везде на Крайнем Севере, в Магадане, Якутске, Петропавловске-Камчатском, других городах и поселках, тема начала обсуждаться в социальных сетях, мессенджерах, маршрутках и на других дискуссионных площадках.
Почему эту государственную гарантию должен оплачивать бизнес?
Предпринимательскую организацию многие подвергли критике. Но, по-моему, зря. Вопрос "Опора России" ставит правильно: почему эту государственную гарантию должен оплачивать бизнес?
Давайте разберемся. Оплата северянам дороги в отпуск была установлена в советское время. Сначала оплачивали раз в три года, потом раз в два года. Тогда не возникало вопросов о том, кто должен компенсировать эти расходы – все было государственным. Не возникало проблем и с планированием бюджета – авиатарифы были фиксированными.
Потом страна перешла на рыночные рельсы. В трудовом законодательстве гарантию по-всякому пытались модернизировать, иной раз пытались отменить, но Север стоял за дорогу горой, и она осталась. Но теперь государство финансирует дорогу в отпуск лишь бюджетникам и работникам ряда государственных предприятий. Аналогично муниципалитеты. А частным предприятиям вменили оплачивать государственную гарантию самостоятельно, за счет своих источников. Конечно, частный бизнес по закону несет и другие социальные обязательства перед работниками: различное страхование, непосредственно отпуск, охрана труда, выходное пособие и так далее. Но эти социальные обязательства едины или для всей страны, или в рамках одной отрасли. А вот северные льготы – они только в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Это особые расходы, которых в аналогичных предприятиях в других регионах нет.
Для северных предприятий и организаций затраты на дорогу сотрудников в отпуск принципиально непредсказуемы
Можно бесконечно восхищаться прекрасными условиями для бизнеса, которые созданы, например, в Краснодаре. И печалиться о том, что в Магадане и Певеке условия хуже. Но ведь правила игры разные: в Краснодаре предприниматель оплачивает работнику стандартный отпуск в 28 дней и не оплачивает никакой дороги. В Магадане и Певеке один работник обходится предпринимателю в годовом исчислении на 60–100 тысяч рублей дороже – за счет оплаты дополнительного северного отпуска и дороги в этот отпуск. При этом единственное, что предприниматель в Магадане или Певеке может сделать с такими дополнительными расходами, включить их в себестоимость, то есть не платить с них налог на прибыль. Никак более государство свою государственную северную гарантию бизнесу не компенсирует. Представим теперь, что в Краснодаре тоже введут дополнительный, южный отпуск и оплату дороги в него. И что краснодарские работники массово решат отдохнуть от летней жары в экологически чистом и красивом Магадане. Будут ли после этого в Краснодаре такие же прекрасные условия для ведения бизнеса, как сейчас?
Но это еще не все. Для северных предприятий и организаций (частных, государственных унитарных, бюджетных) затраты на дорогу сотрудников в отпуск принципиально непредсказуемы. Федеральное министерство транспорта и Росавиация могут сколько угодно убеждать всех, что у нас тут нормальные рыночные авиатарифы. Мы-то с вами знаем, что на самом деле тут монополизм, картельные сговоры и, как результат, сверхприбыли авиакомпаний, и беспредельные цены на билеты. По крайней мере так было в Магадане до ухода "Трансаэро". По закону дорога в отпуск оплачивается по факту. Работник может принести билеты и на 30 тысяч, и на 60, и даже на 100 – тут уж, как повезло.
Добавим сюда, что дорога оплачивается и детям. Поэтому работники с одинаковой зарплатой и квалификацией обходятся работодателю по-разному – в зависимости от такого, вовсе не имеющего отношения к работе фактора, как количество детей. Очень хорошо, что дети подпадают под программу субсидированных перевозок, но опять же, это только до Москвы или Хабаровска, а дальше-то на общих основаниях, и хорошо, если есть серьезные детские скидки.
Авиакомпании беззастенчиво обогащаются, магаданские предприятия вынуждены закладывать издержки на дорогу в цены
Но и это еще не все. Палка на самом деле о двух концах. Авиакомпании-то тоже знают, что дорога у северян оплачивается по факту. И смело накручивают цены на билеты. Боссы авиакомпаний могут быть уверены: в течение года только на магаданском направлении им гарантированы несколько десятков тысяч отпускников, которые купят билеты экономкласса по любым ценам. Это сказка, а не бизнес... А мы все удивляемся: почему из Владивостока в Москву лететь на час больше, а билеты в два раза дешевле, чем у нас. Так все просто: там дорогу в отпуск не оплачивают, и авиакомпании вынуждены быть адекватными в своих аппетитах.
Вот такая система с обратной связью. Иначе говоря, замкнутый круг. Авиакомпании беззастенчиво обогащаются, магаданские предприятия вынуждены закладывать издержки на дорогу в цены, малый бизнес уходит в тень, бюджеты регионов и муниципалитетов трещат, северяне в тот год, когда дорога не оплачивается, особенно глубоко размышляют о том, чтобы покинуть Север навсегда...
Государственную гарантию должно обеспечивать государство
Есть ли выход? Конечно. И он, разумеется, не в отмене северных льгот. Просто государственную гарантию должно обеспечивать государство. Причем, именно Правительство России через федеральный бюджет. Да, именно так – всем работающим на Севере оплачивать раз в два года дорогу из федерального бюджета, независимо от того, кто где работает. Эта гарантия установлена федеральным законом и связана она не с формой собственности предприятий на Севере или отраслью, а с условиями жизни, которые одинаковы здесь для всех. Это абсолютно очевидные вещи.
И ведь сколько зайцев сразу будет убито и сколько проблем будет решено. Издержки предприятий Крайнего Севера снизятся, они будут охотнее брать местных жителей, в том числе многодетных. Малый бизнес выйдет из тени. Региональные и местные бюджеты смогут направить освободившиеся средства на благоустройство, ЖКХ и инфраструктуру. Кроме того, я уверен, Правительство сразу найдет способы заставить авиакомпании снизить тарифы, ведь одно дело, когда билеты Магадан – Москва – Магадан за 60 тысяч рублей поступают на оплату далекому от столицы владельцу магаданской шиномонтажной мастерской, и совсем другое, когда непосредственно федеральному бюджету.