Бизнес. 09 сентября, 13:00
Елена Хребтова. Фото: Елизавета Калинина, ИА MagadanMedia
Секреты бизнеса

Как маленькому магазину выжить в условиях жесткой конкуренции

Большая борьба маленького продмага в Магадане

9 сентября, MagadanMedia. Магазин "Еда" появился почти 2 месяца назад в центре города. Жительница Магадана Елена Хребтова решила открыть собственное предприятие, расширив семейный бизнес, который они ведут с мамой уже несколько лет. Девушка собрала накопленное и попросила у друзей в долг, потратила в общей сложности около миллиона рублей на аренду, закупку оборудования и продуктов, а продмаг так и не окупается. Магазинчик буквально окружен большими супермаркетами, и то, что должно было стать ее козырем, превратилось в серьезное препятствие. К тому же магаданцы, уже привыкшие тратить целые часы в крупных продуктовых сетях, оказались равнодушными к рекламе, которую Елена и ее друзья делали своими силами. О препятствиях, с которыми пришлось столкнуться семейному бизнесу, рассказала ИА MagadanMedia хозяйка магазина "Еда".

Закончившая бесплатные онлайн-курсы для молодых предпринимателей и решившая применить полученные знания на практике считает, что для того чтобы заниматься бизнесом, нужно поставить себя на место покупателя, и думать так, как он. Она хотела подарить жителям города больше свободного от покупок в супермаркетах времени и избавить от ненужных трат, которые так и хочется совершить в магазине самообслуживания. Но что-то пошло не так. Теперь Елена Хребтова боится, что в скором времени придется сдаться без боя — вовсе закрыть "Еду".

Предыстория

Первый магазин у нас с мамой появился пять лет назад. Мы закупали продукты на базе УСИС и реализовывали с небольшой наценкой в магазинчике рядом. Через год открыли в павильоне на автобусной остановке магазин "А" на улице Зайцева.

Я долго просила у властей землю под строительство магазина или детского кафе. Ведь у нас на Солнечном для детей ничего нет: только музыкальная школа и детский сад. Мы несколько раз обращались в САТЭК и к нашим депутатам. Но никакой поддержки не получили. А насчет дальневосточного гектара, это вообще отдельная история. Мало того, что он будет "в лесу", так и обещанные 30 тысяч рублей на его освоение не дадут, потому что для этого нужна Хасынская прописка. А чтобы его разработать полностью, требуется не один миллион рублей.

1 / 2

И все-таки нам хотелось расшириться, и мы взяли в аренду помещение на Горького, 2. Расчет был на то, что в центре города, где остались одни супермаркеты, спросом среди магаданцев будет пользоваться продмаг, где можно купить все необходимое быстро и без очередей. Не каждому же хочется тратить время в магазине самообслуживания, особенно, если вы просто гуляете и зашли, например, за мороженым.

Молодым предпринимателям много не нужно. Если не я, то кто позаботится о моей семье?

О конкурентах

Но соперничать с крупными сетями маленькому магазину оказалось нелегко. Владельцы супермаркетов выигрывают за счет того, что они приобретают товар в больших количествах, и за это им предоставляют скидку — даже по нескольку рублей за единицу, в сумме неплохо удешевляют закупки. Поэтому и цены на товары первой необходимости у них более низкие, чем в других магазинах. А покупатели, увидев недорогие хлеб, сахар и молоко, почему-то делают вывод о том, что в этом магазине все дешевое.

1 / 3

На самом деле, супермаркеты завоевывают покупателей ценами только на одну категорию товаров, например, овощи там могут быть дороже.

Я сама часто езжу на ярмарки и сравниваю стоимость продуктов. Я лично стараюсь не ходить по магазинам самообслуживания и своим покупателям советую поступать также. Рассчитываешь на одну сумму, а тратишь намного больше, чем хотелось бы. А когда приезжаешь домой, выкладываешь товар, смотришь и не понимаешь, зачем ты это купил. Все такая ерунда, которая просто не нужна!

Боюсь, что скоро мы закроемся. Конечно, пока в супермаркете "Магадан" идет ремонт, мы надеемся, что покупатели пойдут к нам. А что будет дальше, пока непонятно.

Хотя, конечно, нам хотелось бы открыть второй зал. И мы это сделаем, если покупатели начнут приходить. Мы будем там продавать бытовую химию разной направленности. Я нашла очень хорошую фирму, которая возит российские товары и продукцию из Белоруси. В Магадане есть предприниматели, работающие в этой сфере, но конкурировать с ними, думаю нам не придется. Мне кажется, продукция там зачастую некачественная и неизвестно откуда привезена. Тем более, многие магазины бытовой химии уже закрываются: понабирают товаров по максимуму, а реализовать не могут. Тут-то и откроемся мы.

В принципе, если правильно вести бизнес, крупные продуктовые сети тоже не обязательно должны быть нам конкурентами.

Еда

Еда. Фото: Елизавета Калинина, ИА MagadanMedia

О рекламе

О нас мало кто знает, несмотря на то, что мы работаем уже почти 2 месяца. Я думаю, мы просто еще не раскрутились. Пока только отбиваем недешевую аренду в центре.

Получилось так, люди ходят по параллельным улицам, внизу и вверху от нашего магазина, но не заходят.

За две недели до открытия, когда нам нужно было делать рекламу, многие фирмы начали "юлить". Свои отказы они объясняли по-разному: говорили, что сотрудники в отпуске или советовали повременить с продвижением магазина. Тогда я встретила знакомого, который предложил красный и зеленый цвета для вывески. Мне такой дизайн понравился. Никакого глубокого смысла в это я не вкладывала, и о том, что красно-зеленые цвета ассоциируются с Италией, даже не задумалась.

Еда

Еда. Фото: Елизавета Калинина, ИА MagadanMedia

"Еда"— такое название мы выбрали, чтобы было коротко и ясно. Ничего заумного. Чтобы магаданцы не думали, что открылся какой-то вещевой магазин.

Дальше мы пытались сделать рекламу своими силами, но почему-то это оказалось неэффективным. Мы вырезали из картонных коробок трафареты, и на асфальте центральных улиц заявили о себе. Раздавали мы и купоны со скидкой 20%, и самое поразительное то, что ни один человек не вернулся к нам и не воспользовался им.

Еда

Еда. Фото: Елизавета Калинина, ИА MagadanMedia

Что нужно, чтобы начать свой бизнес

  • Задействовать родственников и друзей. Можно сказать, что наш бизнес — семейный. Мама больше занимается магазином на Солнечном, я ей иногда помогаю. А этой точки на Горького и не было бы, если бы не мама. Изначально у меня были свои небольшие накопления, и я обращалась в банк, но кредит там не дали. Для запуска нового магазина я заняла деньги у друзей. Помогли они и с рекламой. Раз на райские условия молодым предпринимателям рассчитывать не приходится, то нужно браться за это дело вместе.
  • Тщательно выбрать место. Открыться в центре города, где нет других маленьких продуктовых магазинов, одни супермаркеты, было неплохой идеей, но не нужно было недооценивать конкурентов. Кроме того, улица Горького, где мы арендуем помещение оказалась совсем непроходной. Это стоило учитывать.
  • Грамотно вести рекламу. Продвижение бизнеса должно быть системным и продуманным, для того чтобы поддерживать интерес жителей города.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia