Ошибки в проектировании зданий, коммунальной, транспортной и пешеходной инфраструктуры стоят дорого и остаются на десятилетия. Поэтому к созданию облика города необходимо подходить очень внимательно и ответственно. В серии своих материалов Артём Ковалёв попытается показать типичные ошибки в проектировании и разные неудачные решения, которые негативно сказываются на нас с вами каждый день, сообщает ИА MagadanMedia.
Зачастую мы просто не замечаем их и лишь интуитивно чувствуем, какие места нам нравятся, а какие — нет, хотя не всегда можем объяснить, из чего складывается такое восприятие. Однако именно на мелочах строится наше отношение к городу и к самим себе.
И сразу хочу предупредить:
1 Я люблю Магадан, хочу здесь жить, растить своих детей и хочу, чтобы в городе была комфортная городская среда. У меня нет никакого желания очернять город, но я хочу помочь ему стать лучше. Некоторые проблемы я покажу наглядно и постараюсь привести общие рекомендации по их решению.
2 У меня нет цели обвинить кого-то во всех бедах. Большая часть проблем возникает от наших с вами действий, бездействия или просто незнания. Кто заставляет нас курить в подъезде? Кто заставляет нас парковать машину на газон? Кто заставляет нас выбрасывать бутылки на клумбу? Чем больше мы знаем и понимаем, чем выше наша культура, тем лучше мы живём.
3 Чтобы исправить все проблемы, просто не хватит ресурсов. И так не только в нашем городе. У Барселоны, Нью-Йорка и Лондона тоже не хватает средств на решения всех задач. Кроме того у некоторых проблем нет простого, быстрого и дешевого решения. Однако можно избежать многих ошибок при реализации новых городских проектов.
Рельеф местности
Лужи образуются , когда вода стекает в углубления на местности, и её становится столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в данном месте. В случае с городом всё сложнее, так как асфальт и бетон практически не впитывают воду, и её нужно либо отводить в канализацию, на клумбу/газон, либо ждать, когда вся вода испарится. Страна у нас северная, и ждать пока лужа высохнет можно довольно долго. А если лужа образовалась весной или осенью, она тут же при понижении дневной температуры превращается в наледь.
Характерный пример: лужа у Центра планирования семьи и репродукции по проспекту Карла Маркса, 34. За счет того, что место находится в низине, вода со всех окрестностей стремится сюда. Вот и получается, что в любое время года вы либо промочите ноги, либо рискуете поскользнуться и упасть. Рельеф местности явно не был учтен при проектировании данного двора и водоотведения. Очень жаль, что от этого страдает не только конкретный двор, но и все, кто приходят в Центр планирования семьи, а это в том числе беременные женщины.
Необходимо при благоустройстве территории проектировать дренажную систему и ливневые стоки в канализацию. Если проект делают без учета уличного водоотведения — это крайне плохой проект. Лучше даже не тратить деньги на его реализацию. Хорошо спроектированная пешеходная дорожка почти всегда будет сухой (вода будет стекать на клумбу/газон или в канализацию) и безопасной. Но хороший проект нужно ещё хорошо реализовать: должны быть качественные материалы, соблюдение технологических норм, не должно быть воровства материалов и т.д. За этим необходимо следить очень строго.
Неправильно сделанные тротуары
Как нужно делать тротуар? Необходимо, чтобы бордюр шёл вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона/грунта/обочины был несколько ниже. В этом случае вода будет просто стекать с тротуара на газон вместе с пылью, грязью и песком.
Правильно сделанный тротуар. Вода уходит с него на обочину.
У нас же в городе зачастую всё сделано наоборот:
— обочина находится по уровню выше тротуара, это приводит к тому, что вода и грязь стекают на тротуар;
— бордюр находится по уровню выше тротуара, что приводит к затоплению, так как воде просто некуда уходить. Бордюр, в принципе, может быть выше тротуара, но тогда нужна система дренажа, чтобы куда-то отводить эту воду.
Исправлять текущие ошибки в большинстве случаев очень дорого и трудозатратно. Но в самых людных это просто необходимо сделать в ближайшие несколько лет (например, тротуар возле улицы Набережная реки Магаданки дом 5). Кроме того важно не допускать ошибки в новых проектах. В этом году, например, планируются серьёзные работы по благоустройству на улице Советской и в районе торгового центра "Северное Сияние", и я надеюсь, что там в итоге пешеходные дорожки будут реализованы на должном уровне.
Водосточные трубы
Ещё одна серьёзная проблема — вода из водосточных труб, стекающая на тротуар. Чем это грозит? Ну, опять же лужами и наледью. Причем в Магадане отличились: нередко можно встретить специальные конструкции, которые защищают тротуар от разбивания падающей воды, но будут лить воду вам прям под ноги. Также из явных минусов данных конструкций — ускоренное разрушение асфальта на этих участках.
Итак, что же делать с водосточными трубами? При правильном проектировании трубы изготавливаются из прочных материалов и уходят сразу в ливневую канализацию. Да, это, конечно, дороже при реализации, но все эти затраты окупятся:
— не нужно будет регулярно скалывать и счищать лёд;
— уменьшится травмоопасность данного участка и, соответственно, люди не будут тратить деньги на лечение и восстановление после падений;
— не нужно будет регулярно посыпать участок песком (а эта грязь на подошве потом попадает в наши дома) или солью (плохо сказывается на обуви и вредит домашним животным);
— асфальт или тротуарная плитка будут дольше оставаться ровными и целыми.
Кто-то может сказать: "В нашем климате нельзя прятать трубы в ливнёвку". У меня тогда встречный вопрос: "А что делать с этой водой? Это нормально, когда вода льётся вам прям под ноги? У вас есть хорошее альтернативное решение для нашего климата?"
Когда вода никуда не отводится и льётся на тротуар, он достаточно быстро разрушается. Можно хоть каждый год менять асфальт в этом месте — это не даст никакого результата. Необходимо не допускать повышенной водной нагрузки на асфальт и тротуарную плитку (см. пример)
Снежные кучи
"Складирование" снега в одном месте ни к чему хорошему не приводит. Бороться с этим можно двумя основными способами:
— увозить этот снег на полигон;
— использовать снегоплавильные машины и сливать воду в канализацию. Таких аппаратов в Магадане пока нет, но, вероятно, в ближайшие годы они появятся.
Так быть, конечно, не должно. Большие кучи снега не только выглядят неэстетично, но и становятся причиной весеннего затопления близлежащей территории. Даже если не будет затопления, вероятность того, что всё вокруг будет в грязи, практически стопроцентная.
Ливневая канализация
Ливневая канализация (дождевая канализация или просто "ливнёвка") представляет собой систему дождеприемников, желобов, труб и других инженерных объектов, которые решают задачу быстрого водоотвода. Это необходимо для предохранения тротуаров, дорог и фундаментов зданий от возможных разрушений под действием потока сбрасываемой с крыши дождевой воды и общих осадков. Кроме того ливневая канализация помогает избежать затопления подвалов и защищает от сырости цокольные этажи строений.
Во многих городах нашей страны изношенность сетей ливневой канализации очень высокая. Многие водоотводы разрушены или находятся в предаварийном состоянии. Какое состояние данных систем в Магадане, я не знаю, но, вероятно, тоже есть проблемы. Этим предстоит заниматься, и лучше выявить проблемы, пока ещё можно с ними что-то сделать. Но даже в том случае, если система новая, за ней тоже нужно ухаживать. Иначе можно получить городское наводнение, как это, например, произошло в Москве в 2016 году.
Выводы
Пешеходная инфраструктура должна стать приоритетным направлением, даже по сравнению с дорожной. Так как ходим по городу мы все, а машину имеет не каждый. И, на мой взгляд, большое количество автомобилей в городе — это один из признаков низкого качества общественного транспорта и пешеходной инфраструктуры. Причем рост числа автомобилей, порожденный плохой пешеходной инфраструктурой, ещё больше ухудшает ситуацию, так как водители начинают стеснять пешеходов. Разорвать этот порочный круг может только серьёзная работа по улучшению пешеходного передвижения по городу и качественный общественный транспорт.
Что нужно делать, чтобы избежать луж и затопления?
Несколько важных правил и рекомендаций
– Любой проект по благоустройству территорий и строительству сооружений должен учитывать рельеф местности и возможности по водоотведению. Если в проекте этого нет — отдайте его обратно на доработку. Такое просто нельзя реализовывать. Более того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 28.04.2017) при строительстве любого объекта капитального строительства (ОКС) всё это должно быть учтено и прописано в проектной документации.
– Необходимо не допускать появления больших снежных куч. Важно вывезти максимум снега из зоны предполагаемого подтопления, либо использовать снегоплавильную машину и заблаговременно сбросить воду в дождевую канализацию. Чем больше будет убрано снега, тем меньше будет последствий после весеннего снеготаяния.
– Водосточные трубы не должны лить воду на тротуар. Трубу необходимо либо сразу заводить в ливневую канализацию, либо использовать дренажную систему. Повышенная водная нагрузка на асфальт и тротуарную плитку вызывает быстрое разрушение покрытия.
– Необходимо содержать водоотводящую инфраструктуру в хорошем состоянии и регулярно проводить профилактической работы. Решетки дождеприёмников не должны быть забиты или закрыты. Коллекторы должны быть свободны от мусора и песка. Трубы канализации должны быть готовы принимать поступающие стоки.
Выводы. Фото: Евгений Серов