16 сентября 2020. 15 сентября в рамках всероссийского образовательного проекта "Урок цифры" Минкомсвязь, Минпросвещения и АНО "Цифровая экономика" в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями России провели открытый урок по теме "Искусственный интеллект". Участие в открытом уроке приняли заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко; Президент, Председатель правления ПАО "Сбербанк" Герман Греф; основатель и руководитель фирмы "1С" Борис Нуралиев; директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ru Group Андрей Калинин; руководитель лаборатории машинного интеллекта компании Яндекс Александр Крайнов и управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России, странах СНГ и Балтии Михаил Прибочий. В роли модератора выступил генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир, сообщает ИА PrimaMedia.
Цель урока, разработанного Благотворительным фондом "Вклад в будущее" при поддержке Сбербанка, — рассказать детям об основах и принципах работы искусственного интеллекта (ИИ), а также о карьерных возможностях в этой области.
Урок проходил в формате телемоста — спикеры, находящиеся в студии, отвечали на вопросы школьников из Москвы, Нижнего Новгорода и Липецка. За уроком в Интернете могли следить учащиеся, учителя и родители по всей стране. Вопросы участникам можно было задать в чате под трансляцией в официальной группе "Урок Цифры" ВКонтакте.
Начался урок с небольшого анимационного предисловия, рассказывающего о том, как разрабатывается искусственный интеллект, где применяется и что делать, если есть желание создавать технологии будущего самому.
Как напомнил модератор урока Евгений Ковнир, за 2 года проект стал очень популярным. В прошлом учебном году "Урок цифры" охватил больше половины российских школьников. За два года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 25 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Инициаторами проекта "Урока цифры" являются Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО "Цифровая экономика".
Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием.
Партнерами проекта в 2020/21 учебном году выступают Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее", компании Яндекс, "1С", Mail.ru Group, "Лаборатория Касперского". Технологические партнеры — образовательная платформа "Кодвардс" и международная школа программирования "Алгоритмика".
"Сегодня информатика и программирование — универсальное знание, которое понадобится вам в современном мире совершенно точно, — сказал зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, обращаясь к юной аудитории урока. — Даже если вы не станете крутыми программистами, вам в жизни нужно будет понимать, как выстраиваются алгоритмы, понимать последовательность логических действий, понимать, как рисовать элементарные блок-схемы. Всё это поможет вам развиваться дальше".
На вопросы школьников отвечает Дмитрий Чернышенко. Фото: скриншот страницы в официальной группе "Урок Цифры" ВКонтакте
В качестве примера Дмитрий Чернышенко привел собственный жизненный путь, который начался с выбора, кем стать: художником или программистом. В конце концов выбор пал на программирование — не в последнюю очередь из-за желания научиться делать рисунки с помощью компьютера. В результате будущий вице-премьер стал инженером-системотехником, специалистом по CAD/CAM системам и 3D визуализации, а в настоящее время курирует в правительстве направление цифровой экономики и инноваций.
По словам Дмитрия Чернышенко, очень важно, чтобы школьные преподаватели информатики могли зародить в своих учениках интерес к будущим профессиям, многие из которых так или иначе связаны с программированием и искусственным интеллектом.
"Сегодня у нас в стране технологии в целом и технологии искусственного интеллекта в частности выходят на первый план, за что надо сказать большое спасибо и нашему президенту, который утвердил концепцию и национальную стратегию развития искусственного интеллекта, и правительству, которое недавно утвердило дорожную карту по развитию искусственного интеллекта в стране", — сказал Президент, Председатель Правления ПАО "Сбербанк" Герман Греф.
Большой вклад в развитие технологий искусственного интеллекта в России как раз и внесли компании, представленные на открытом уроке: 1С, Mail.ru Group, Яндекс, "Лаборатория Касперского", отметил он.
Сегодня искусственный интеллект в своей основе пока еще является набором алгоритмов. Однако специалисты уже начинают говорить о general artificial intelligence, то есть об искусственном интеллекте, который может максимально выполнять универсальные задачи и быть более менее сопоставимым с человеком по набору навыков. Есть программы, генерирующие оригинальную музыку, способные написать картину и т.д. Ну а преимущество компьютера перед человеком в области шахмат можно считать неоспоримым.
"На мой взгляд, чем бы вы ни решили заниматься в будущем, ваши сегодняшние занятия информатикой и разделом"Искусственный интеллект" являются совершенно необходимыми для многих профессий", — сказал Герман Греф.
Герман Греф. Фото: скриншот страницы в официальной группе "Урок Цифры" ВКонтакте
В Сбербанке поддерживают интерес сотрудников к искусственному интеллекту, пусть даже на уровне хобби. В свое время из подобного хобби части сотрудников, занимающихся в лаборатории искусственного интеллекта, вышло медицинское направление в Сбербанке. Сегодня это работающие продукты, которые помогают врачам ставить диагнозы, выдают изображения с различных медицинских приборов и т.д.
" Сегодня у нас более 2 тысяч сотрудников так или иначе занимаются искусственным интеллектом. Из них 1 тысяча человек — глубокие специалисты: дата-сайентисты, либо люди, которые занимаются внедрением искусственного интеллекта в рабочем режиме фултайм. И спрос на этих специалистов огромен. Мы недавно рассматривали нашу перспективу до 2023 года, количество подобных специалистов в Сбербанке как минимум удвоится. По этому направлению до конца 2023 года у нас будет работать порядка 5 тысяч. Так что и вам гарантирована занятость", — обратился к школьникам Герман Греф.
Возможность трудоустройства молодых специалистов в области ИИ есть и в 1С, Mail.ru Group, Яндекс, "Лаборатория Касперского", подтвердили представители этих компаний. Со временем потребность в таких специалистах будет только увеличиваться.
"Участвуйте в наших хакатонах (12+), — призвал школьников Герман Греф. — В этом году мы проводим три хакатона, где у вас появиться возможность получить опыт и отличиться. А если вы отличитесь, то находящиеся здесь компании точно предоставят вам протекции, а, может, и пригласят на работу, потому что у нас победитель олимпиады по искусственному интеллекту, которая будет организована, как обычно, осенью, получит обязательно предложения о работе в различных компаниях и приглашение обучаться без экзаменов в одном из лучших профильных вузах страны".
В ходе открытого урока спикеры дали школьникам, желающим изучать ИТ-технологии и искусственный интеллект немало полезных советов.
Основатель и руководитель фирмы "1С" Борис Нуралиев посоветовал тщательно изучать информационные технологии. Без сомнения, хороший ИТ-специалист должен уметь разработать алгоритм и создать компьютерную программу. Однако этого мало. Нужно уметь разбираться в конкретной области, в которой программист цифролизирует и автоматизирует процессы.
"В 1С мы занимаемся автоматизацией бизнес-процессов предприятий и организаций, следовательно должны понимать как устроены и управляются эти предприятия", — сказал Борис Нуралиев.
Он также посоветовал ребятам побольше и всерьез заниматься математикой, и чем раньше, тем лучше. В профильных вузах математике уделяется серьезное внимание.
Образование должно быть полным и сбалансированным, отметил директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ru Group Андрей Калинин.
Когда школьники думают о будущем трудоустройстве в Mail.ru Group, они имеют в виду не только наличие вакансий в компании, а возможность получить образование, которое гарантирует твердое трудоустройство в ней.
Спикеры открытого "Урока цифры". Фото: скриншот страницы в официальной группе "Урок Цифры" ВКонтакте
Нужно поступать в вузы, где преподают сотрудники Mail.ru Group и, соответственно, возможность стажировки в компании. Стажировка — хорошая возможность узнать о требованиях, которые предъявляются к сотрудникам, возможность заявить о себе.
"Если у вас есть возможность выбирать, смотрите вузы, где есть базовые кафедры от каких-то компаний, а также вузы, которые сотрудничают с успешными компаниями. Сам принцип, что компания сотрудничает с вузом, а вуз сотрудничает с компанией, показывает, что с одной стороны компания считает, что именно здесь готовят хороших специалистов и готовы вкладываться в образование, а вуз понимает, что современное обучение невозможно без привлечения действующих специалистов", — выразил свою точку зрения руководитель лаборатории машинного интеллекта компании Яндекс Александр Крайнов.
Пытаться попасть на стажировку посоветовали школьникам также Герман Греф и управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России, странах СНГ и Балтии Михаил Прибочий. В Сбербанке это стажировка Sberseasons. в "Лаборатории Касперского" — SafeBoard.
При этом Михаил Прибочий отметил, что расширение области применения искусственного интеллекта влечет за собой необходимость обеспечения информационной безопасности, то есть кибербезопасности.
"Без кибербезопасности искусственный интеллект невозможно использовать во благо. ИИ и кибербезопасность — две профессии, идущие рука об руку", — сказал он.
Состоявшийся 15 сентября "Урок цифры", посвященный искусственному интеллекту, можно смотреть на в официальной группе "Урок Цифры" ВКонтакте до 27 сентября. Всего в этом учебном году пройдет пять уроков (12+). Кроме искусственного интеллекта, ребятам расскажут о социальных сетях, кибербезопасности, беспилотном транспорте и цифровом производстве.