11 сентября 2020. С чем нельзя приходить на свидание, как не пожалеть о годах, проведенных "не на той работе", выгодно ли заниматься цветами, есть ли у магаданцев тяга к прекрасному и чего не хватает этому городу? Обо всем этом MagadanMedia поговорило с владелицей цветочного бутика BUTON V TON Ольгой Катасоновой.
— В 2012 году муж предложил мне привезти тюльпаны на 8 Марта. Для знакомых, друзей. Чтобы по низкой цене. С этого и началась история.
Работала я на тот момент в банке, муж занимался бизнесом. Но у меня всегда была тяга к прекрасному, к декору, к цветам.
Тюльпаны быстро разошлись, и мы закупили их и в следующем году. А в 2014, во время поездки в Москву, я решила отучиться во флористической школе и уговорила мужа составить мне компанию.
Опыт успешной продажи тюльпанов и учёба в школе вдохновили на развитие своего дела. Да и за эти годы, что мы возили тюльпаны к 8 Марта, обзавелись достаточно большой клиентской базой, чтобы понимать — хорошие цветы востребованы в городе. Год назад мы открыли свой цветочный бутик "Бутон в тон".
Разработку названия я заказывала в московском агентстве. Мне предложили три варианта. Я помню, как увидела входящее сообщение от этой компании и сказала: "Ну всё, сейчас мне совершенно ничего не понравится". И первое название, которое я увидела, было как раз "Бутон в тон". Я поняла, что это моё. В нём строгость, стиль. С брендом, который мне предложили, вышло иначе. Они всё сделали красиво, классно, но немножечко не мой характер в этом. Душа не легла, а для меня это важно.
Когда начала заниматься бизнесом, поняла, что в Магадане, как нигде, люди стремятся к прекрасному.
Очень хороший посыл на интерьерный декор, на те композиции, которые мы создаём. Люди уже оценивают, хотят этой красоты, поэтому у меня есть это желание продолжать и развиваться.
— А кто вам говорил, что магаданцы не оценят? С кем-то советуетесь?
— Даже когда заказывала бренд в Москве, они говорили: "Зачем вам бренд в Магадане"? Грубо говоря, назвали бы "цветки у Маши", да и всё. Были крайне удивлены.
— А вы не были удивлены? Прогнозировали, что ваш бизнес будет так успешен? И сложно ли заниматься цветами?
— На самом деле, это очень тяжёлое дело. Есть картинка, когда красивый букет в руках у ухоженной девушки, а есть поставка товара, когда мы с флористом с ног до головы в зелени. И вообще, цветок — это постоянный уход.
Когда мы начинали с тюльпанами, было сделано много ошибок. Сейчас уже 3 года подряд для меня выращивают тюльпан в Краснодаре. Я искала этого человека, можно сказать, 5 лет, чтобы брать цветы высочайшего качества и стойкости, несравнимые с голландскими. У меня есть флористы — это Катя Долгополова и Марина Сергиенко. В конце сентября Катя полетит в одну из лучших флористических школ — Lacy Bird — на курс креативного флориста. А на конец марта у меня запланирована одна из лучших флористических школ — это Moscow Flowers School. Туда поедет Марина Сергиенко и будет тоже обучаться креативной флористике.
Кто бы мне ни говорил, что в Магадане этого не понимают, что Магадану этого не надо, — ничего подобного. Люди приходят со своими идеями, мы вместе решаем, как сделать — иногда задачи очень неординарные. Все хотят чем-то отличаться, сделать что-то эксклюзивное. Я очень благодарна нашим постоянным клиентам, с которыми мы вместе создаем великолепные композиции, ищем оригинальные решения. Мы вдохновляем друг друга на постоянное развитие и поиск чего-то нового. Мы любим сложные заказы, все участвуем, иногда даже приходится подключать мужа. Он у меня тоже креативный. У нас вот сердце стояло на 14 февраля возле магазина — это он мне сделал сюрприз. Он два дня где-то пропадал, я уже не знала, что думать. А потом, когда утром я приехала в магазин, увидела это сердце.
— Если абстрагироваться о того, что вам нравится заниматься флористикой и декором, а посмотреть с точки зрения руководителя, сложнее управлять чужой компанией или собственным бизнесом? Почему?
— Конечно, сложнее управлять собственным бизнесом. Я просто живу этим: публикациями, которые идут в Instagram, работами, которые делаются, сложными заказами, которые у нас впереди. Когда ты руководитель, то у тебя голова так не кипит, как у собственника бизнеса. И сейчас я, как никто, это понимаю.
Каждый раз, когда я приезжаю в магазин, вношу свои коррективы по выкладке, например, и так далее. И когда тебя знает полгорода в силу предыдущей работы, я понимаю, что ударить в грязь лицом просто нельзя. Ты задаёшь эту планку и понимаешь, что нужно выше и ещё выше.
Если твои люди не будут видеть твоей заинтересованности, то и у них не будет глаз гореть. Это элементарный человеческий фактор — если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Плюс к этому покажи, дай другим пример, как это сделать.
— Вы не боитесь в один момент перегореть? Есть мнение, что задачи нужно всё-таки делегировать для успешного ведения бизнеса. Многие хотят работать на себя, полагая, что это проще, но получается в бизнесе вообще нельзя расслабиться?
— Нельзя расслабиться. Кто-то относится к этому проще, а я начинаю постоянно об этом думать: здесь не доработали, здесь недосмотрели. Понятно, что можно съездить в отпуск и это всё делегировать и расслабиться. Но вот этой кнопки OFF нет, как когда ты работаешь на "дядю" и выходишь из офиса по окончанию рабочего дня. Лично у меня не получается.
Так как у меня есть огромный опыт работы по кредитованию юридических лиц, я вижу по собственникам бизнеса в Магадане — успешны только те, кто не отключается.
Те, кто отключается, доходят до пика, а потом висит объявление: "Продаётся магазин", "Продаётся бизнес".
И как перегореть, если я этим живу и постоянно открываю для себя что-то новое?
— Когда только открывали магазин, планировали делать акцент на декор, флористику и так далее или упор был именно на продажу цветов?
— Это, наверное, уже запросы людей вырастили нас. При открытии магазина у меня команда уже была, но она была нацелена не на такое количество красоты, как сейчас. Сначала это была стандартная история, стандартные букеты.
Потом начали расширяться. Потому что даже нарядить ёлку может не каждый. В прошлом году, когда мы наряжали Golden house, Silver house, у них были потрясающей красоты ёлки. Я надеюсь, что многие предприятия возьмут с них пример. Не только в украшении ёлок, но и при оформлении фотозоны. Она заключается не в том, чтобы поставить два новогодних подарка и Деда Мороза в кедах, а немножко в другом — показать эстетическую составляющую этого праздника.
— А как относитесь к оформлению города? Встречала мнение, что в ощущения праздника как такового нет. Очень скудное оформление.
— Городу катастрофически не хватает понимания оформления. Я была на мастер-классе новогоднем в Краснодаре. Меня очень сильно поразили девчонки, у которых парикмахерская находилась в этом помещении. То, что они сделали своими силами, заставляло остановиться буквально каждого человека. Это были ящики, покрашенные в розовый цвет их салона, а в них — тыквы. Это было так ярко, так круто, так классно. Все хотели сфотографироваться, никто не хотел проходить мимо. Даже я встала и наблюдала за этой игрой яркого цвета — розовый и оранжевый. Именно этого не хватает. Есть у нас сейчас креативные места, и я это очень ценю, тот же "Таксопарк". Считаю, что должно быть больше таких историй, потому что это развивает и молодёжь, и детей. Все же на эти вещи очень классно реагируют.
— Но с другой стороны, при уличном оформлении встаёт вопрос вандализма...
— Да, на своём магазине столкнулись с определённым варварством людей. Мы одно время украшали дерево, которое стоит рядом с магазином, но потом перестали. Мы вешали на него атласные ленточки, а дети залазили и снимали, причём дёргали вместе с ветками. А когда мы повесили зонтики прошлой осенью, я застала такую картину: женщина с коляской стояла и смотрела, как её сын залазит на паллеты и дёргает этот зонт вместе с деревом. Такие моменты, конечно, есть в Магадане. Они наверное есть везде. Может быть, это потому, что очень мало красивого оформления в городе, и когда кто-то делает подобное, у всех сразу возникает желание прикоснуться к прекрасному.
— Как вы не побоялись открывать цветочный, если у нас они практически на каждом шагу?
— Я не побоялась потому, что я "любую рубашку мерю на себя". Когда заканчивалось 8 Марта, и я всех поздравляла и дарила цветы, я понимала, что мне некуда сходить, даже при наличии такого большого количества магазинов. Мне хотелось чего-то особенного, не такого, как у всех. Мне не нужны были просто розы. Мне нужна была какая-то индивидуальная история, но никто не мог ответить моим требованиям.
— Выгодно ли цветочный бизнес вести?
— Есть нюансы, потому что это живые цветы. Издержек достаточно, не буду этого скрывать. Также в этом бизнесе есть определённая сезонность. Нет востребованности зимой. Наше время — лето и, конечно, 8 Марта.
— Как работали в пандемию? Отразилась ли она на вашем бизнесе?
— Не могу сказать, что мы особо пандемию почувствовали. Конечно, привычного потока клиентов не было, но тем не менее были доставки, были заказы. Люди не перестали поздравлять друг друга с днём рождения, делать какие-то приятные сюрпризы, подарки, и мы в этом помогали.
— Вы окружены красотой и любите цветы, но, наверняка, и вам не раз дарили откровенно безвкусные букеты. Можно несколько советов: с чем нельзя приходить на первое свидание?
— Гипсофила, аспарагус ни в коем случае. Окрашенные цветы. И надо как-то перебарывать в сознании людей эту цветовую гамму — сочетание красного, жёлтого. Это то, что изначально вызывает агрессию, неприятие. Момент колористики в выборе букета — это очень важная история. Букет прежде всего должен вызывать улыбку, и никакие другие эмоции. Мы вообще на сегодняшний день уходим от чётких контрастов. Можно взять полярные цвета, но важно правильно их скомпоновать.
У меня был пример: заходит молодой человек и говорит: "Дайте мне три гвоздики". Я понимаю, что число нечётное и определённо он кому-то их подарит. Спросила, почему гвоздики. И слышу в ответ абсолютно поразительную фразу: "Моя девушка не любит цветы".
Понимаете, если вы будете продолжать ей дарить гвоздики, она их никогда не полюбит.
В итоге я уговорила его на гортензию. После он пришёл с девушкой, которой и предназначались гвоздики, и она была благодарна. Он просто не знает, какие цветы сейчас нужны. И таких примеров масса.
Также я принципиально против окрашивания цветов. На мой взгляд, это уже какое-то издевательство, когда ты закрашиваешь истинную красоту, лишь бы продать.
— Возможно, когда ваши клиенты видят все эти шикарные композиции, они не могут поверить, что это может быть по доступной цене, поэтому предпочитают брать проверенные розы?
— Честно говоря, не знаю. Даже в суммах не стоит вопрос, потому что если посчитать букеты, которые продаются в некоторых цветочных — там от силы пять цветков и пышная упаковка, и за это платится 3-4 тысячи рублей. Это же из области фантастики. Что касается декора интерьера, то живыми цветами, да, дорого украшать. Но есть декоративные композиции. Правда, тут уже у некоторых срабатывают суеверия.
Одна покупательница как-то сказала, что у нас в магазине как на кладбище.
Потому что цветы искусственные стоят. Такое есть, и с этим тоже очень долго и упорно нужно работать. Декоративный цветок декоративному цветку рознь. На сегодняшний день те европейские тенденции, которые идут по декоративному цветку — латекс, шёлк — вообще отдельная история. И история очень красивая. Ухаживать за ними элементарно — можно пылесосить, обдать душем. Мы делали такую композицию для гостиницы "Магадан".
Очень модная сейчас тема сухоцветов для украшения домов, офисов. Также начинаю потихонечку возить экзотические живые растения — эчеверию, протею.
А вообще, люди начинают развиваться в этом плане, заботится об окружающем их пространстве, и это очень классно. Не все "видят" и "чувствуют", как украсить правильно и со вкусом, но мы как раз в этом помогаем.
— Вы говорили, у вас всегда было это внутреннее чувство прекрасного. Не жалеете о потерянных годах на другой работе?
— Жалею. Даже независимо от того, какие были карьерные достижения, какая была должность и всё остальное, сейчас понимаю, что если бы я себя начала развивать лет в 25 в этой сфере, то уже достигла совершенно других высот. Я сделала для себя вывод: не нужно ограничивать детей в их желании развиваться, если в них это стремление есть. Если бы я изначально маме и папе говорила, что тянет меня в творчество... Но тогда же все учились на юристов и экономистов. И вот оно и вышло, что я сейчас думаю: "Как я могла не увидеть это в себе, не почувствовать, не понять"?
Нужно с людьми разговаривать об этом. Я считаю, что в Магадане необходимо собрать такую креативную группу людей с совершенно разными направлениями: едой, рекламой, цветами и так далее. И эта группа должна олицетворять собой движение вперёд.
Они должны показывать, что надо попробовать, надо стремиться. Да, безусловно, без мужа, я бы ничего не сделала. Но молодёжь же тоже начинает как-то строить отношения, расти в них. Это тоже очень важно — показать, что ты один — ноль, а вместе с подругой, будущей женой и так далее вы сможете многого достичь. Я считаю, что если бы я была одна, я бы однозначно не рискнула.
— А вы объединяетесь с кем-то в такие творческие группы? Ведёте общие проекты?
— С Алёной Яковлевой. Совершенно шикарный фотограф. Мы с ней снимали совместный проект "Пиономания".
У нас целая история с невестами в совместном проекте с "Торжеством". Вышел свадебный журнал, где представлены различные букеты, красивые невесты. Эта красота, которую она несёт, это просто нечто. И она потрясающе интересный человек. Можно сказать, мы объединяемся, чтобы сделать что-то прекрасное. Мы делаем это не ради денег — это одни затраты для нас, но тот кайф, который мы испытываем, — это для нас всё. Мы в этот процесс погружаемся.
— Поделитесь планами?
— Мы готовим серьезный сюрприз для наших клиентов. Это будет новый уровень для нас и новая история, которую, я думаю, магаданцы непременно оценят. Раскрывать секрет пока не буду, но обещаю, будет очень интересно и стильно. Следите за новостями в нашем Instagram. :)