Маргарита Цой: Мы заложили основы инженерной школы на Сахалине 

Интервью с вице-президентом Эксон Нефтегаз Лимитед
Маргарита Цой
Фото: из личного архива Маргариты Цой

17 августа 2020. Вице-Президент, руководитель отдела по связям с общественностью и государственными структурами компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" Маргарита Цой в интервью ИА PrimaMedia рассказала о своей работе с губернатором Игорем Фархутдновым, о том, как в области развивалась идея реализации шельфовых проектов, а также о том, какое место занимает социальная ответственность в работе крупной нефтегазовой компании. 

— Маргарита Львовна, вы по образованию — журналист, окончили журфак во Владивостоке. Как был сделан выбор в пользу этой профессии? 

— Я со школы всегда занималась общественной работой, мне нравилось общение с людьми, была тяга к социально активным видам деятельности. Плюс я увлекалась чтением, не только художественной, но и исторической, научной литературы, книг о искусстве, археологии.  Чтение очень сильно формировало сознание и взгляды на жизнь. Я поступила в Дальневосточный государственный университет во Владивостоке. Как раз это был тот год, когда в ДВГУ только создали журфак. Мы были первым набором. Мне очень повезло с педагогами, которые пропагандировали открытый взгляд на происходящие события, принципы свободы слова, опыт мировой журналистики. 

— Вы во время учебы как себя видели в профессии? Вы знали, что вернетесь на Сахалин и будете дальше развиваться на острове?

— Во время учебы меня всегда тянуло возвращаться домой на каникулы, поэтому я проходила практику в газетах Сахалина. А после защиты диплома пришла на радио. Радио для меня — это один из самых интеллектуальных видов СМИ. Особенно если ты работаешь в прямом эфире, а я работала в прямом эфире. Важно было быстро думать и излагать свои мысли, формулировать мнение,  без возможности отредактировать. Думаю, что работа радиожурналиста очень сложная и  ответственность очень высокая. Когда ты только словом и голосом должен нарисовать в головах слушателей картинку и быть убедительным. Этот опыт научили меня многому, до сих пор слушаю внимательно, как человек не просто говорит, а излагает мысли. На радио я сначала была корреспондентом, потом редактором отдела новостей. Я вела различные программы в прямом эфире: информационно-аналитическую "Сахалинский Меридиан", обзор новостей и вечернюю о современной музыке. 

Именно в аналитической программе ко мне каждую неделю на эфир приходил губернатор Сахалинской области Игорь Павлович Фархутдинов. Это были 90-е годы, как раз самой актуальной темой была сложная экономическая ситуация в регионе. И тогда Игорь Павлович сформулировал как основную стратегию развития региона освоение  нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. В то время это было неочевидным решением, идея подвергалась критике. Но Игорь Павлович в это верил, он был убежден в этом. Мы часто говорили об этом в эфире. И эта убежденность как-то передалась мне. Я поняла его логику, услышала его аргументы. И для меня эта тема тогда стала центром профессионального журналистского интереса. 

— Расскажите о своей работе пресс-секретарем Игоря Павловича…

— Я работала 5 лет и пресс-секретарем губернатора и руководителем отдела информационной политики. В отделе работали несколько специалистов, и мы вместе формировали некую информационную повестку Администрации области, всех ее подразделений. Игорь Павлович был очень заинтересован в этом, мы часто обсуждали информационную стратегию и он давал нам рекомендации,  направления работы, иногда профессионально нас критиковал. Как я говорила, в то время одной из важных задач для него было убедить людей и руководство разного уровня в необходимости развития шельфовых проектов, как стратегического направления, которое позволит вывести регион из дотационного состояния и развить экономику. Он даже сам написал статью на эту тему, чтобы переубедить скептиков и критиков, которая была опубликована в газете “Советский Сахалин”. Уже работая в компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", я ее разыскала, перечитала и в очередной раз оценила его дальновидность, ведь все, о чем говорил Игорь Павлович, реализовалось и сработало именно так, как он предрекал.


Платформа "Орлан". Фото: компания "Эксон Нефтегаз Лимитед"

— Что было самое сложное в работе с губернатором? 

—  С Игорем Павловичем было очень сложно соответствовать его очень напряженному рабочему графику. Он был настоящим трудоголиком. Приходил очень рано на работу и работал допоздна. При этом этот график был очень насыщенный:  всегда выезды, посещения производств, встречи с населением, с журналистами. Но, например, за пределы области он никогда не позволял себе уезжать больше чем на пять дней, всегда говорил: "Я — руководитель региона. И если что-то случится, я должен быть на месте. Я не могу себе позволить долгое отсутствие". Обычный день губернатора мог строиться так: утром он прилетел из Москвы, через два часа мы сели на вертолет и улетели куда-нибудь в район, Углегорск или Шахтерск. Целый день работаем в районе, возвращаемся очень поздно, когда уже темно и вертолетам не разрешается посадка. И мы на машинах можем ехать из Углегорска еще 4-5 часов, и возвращаемся глубоко за полночь. На следующий день в 7 утра он уже на работе. И так каждый день. Если посмотреть его график, то очень тяжело представить, что это график одного-единственного человека. Такое количество поездок и встреч по районам. Его обязательный стандарт — каждый район он должен был посетить как минимум два раза в год. А понимая, насколько была не развита транспортная инфраструктура на Сахалине, можете себе представить, сколько времени нужно было, чтобы добраться до каждого района. Уровень нагрузки на всех сотрудников, на пресс-службу был колоссально высоким. Но хочу сказать, что это было очень интересно. 

— Расскажите о переходе в “Эксон Нефтегаз Лимитед”? Вы пришли на рядовую должность или уже на руководящую?

— После трагедии, случившейся с Игорем Фархутдиновым, я еще год работала с Иваном Малаховым. Потом ушла в декрет и после этого  компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" мне предложила работу. Мне показалось это интересным. Это, опять-таки, было абсолютно новым, как тогда, когда я из журналистики  ушла в пресс-службу. Теперь я переходила в отдел по внешним связям нефтяной компании. Наверное, это тоже судьба. Сначала я как журналист рассказывала о возможных выгодах развития шельфовых проектов, потом в пресс-службе губернатора помогала ему объяснять, отстаивать свою позицию в пользу развития нефтегазовых проектов. И потом я оказалась в самой компании, которая занимается разработкой шельфа. Мне кажется все логичным. 


Платформа "Орлан". Фото: компания "Эксон Нефтегаз Лимитед"

Я пришла на рядовую должность специалистом по связям с государственными структурами. Понятно, почему мне предложили именно это. Имели в виду мой бэкграунд — понимание того, как работает государственно-административная система. Я могла найти применение своим знаниям и опыту. Через полтора года, наверное, мне предложили должность руководителя этого подразделения. Я была менеджером по внешним связям. Так это все и началось.

— Вам многому пришлось учиться в "Эксон"? И в чем вы видите свою миссию в компании сейчас? 

— Да, мне пришлось учиться многому. Это бизнес-структура, все по-другому. Очень важно понимать, как работает бизнес. Когда ты работаешь в исполнительной власти, главным мерилом твоей эффективности является выборность твоего руководителя, его положительный имидж, его репутация, которая потом превращается в голоса избирателей. Когда ты работаешь в бизнес-структуре, ты должен понимать, что главный твой результат — это возможность эффективно вести бизнес. Ты должен понимать, что каждый твой шаг, решение может отразиться на ситуации в производстве. При этом, от того, насколько безопасно, эффективно, ответственно ты работаешь, зависит доверие твоих партнеров, населения, их поддержка развитию твоего бизнеса в регионе. 


Береговой комплекс подготовки нефти Чайво. Фото: компания "Эксон Нефтегаз Лимитед"

Кроме того, работая в такой компании, деятельность которой стратегически важна для благополучия региона, всегда важно помнить об ответственности, которая лежит на нас. Стабильная, успешная, эффективная работа компании отражается на стабильности жизни жителей региона, а среди них и наши сотрудники и их семьи. Плюс, развивая такой проект, как Сахалин-1, мы также являемся драйверами развития экономического сектора региона. Мы создаем новые возможности для развития местных производителей, предпринимателей, местных компаний. В этом и выражается та пресловутая социальная ответственность бизнеса. Ведь в конечном счете, , что должно быть главным результатом деятельности социально-ответственного бизнеса — прежде всего улучшение жизни людей. А что это такое? Это и развитие социальной сферы региона, доступ к качественному образованию, высоко-технологичному здравоохранению, качественная инфраструктура. И вот здесь мы ни в коем случае не подменяем роль и ответственность исполнительных органов власти, но мы стараемся найти для себя те возможности, те ниши и проекты, в которых  мы как бизнес-компания можем поучаствовать, приложить свои усилия и помочь организациям и структурам что-то сделать и как-то улучшить качество, уровень жизни жителей региона. В нашей социальной политике мы обращаем на это самое главное внимание. Это наш главный фокус, чтобы как можно точнее определить, где наша помощь необходима прежде всего.


Буровая установка "Ястреб". Фото: компания "Эксон Нефтегаз Лимитед"

— Какие социально значимые проекты вы бы назвали ключевыми? 

-Компания Эксон Нефтегаз Лимитед, от имени консорциума Сахалин-1 ежегодно финансирует более 100 благотворительных проектов. Это очень много. Проекты отличаются друг от друга по объему финансовой поддержки и своему масштабу проектов, но каждый необходим и важен. Если говорить о каком-то таком стратегическом направлении, системном проекте, то это наша программа по улучшению качества образования в регионе. И здесь мы постарались подойти к вопросу комплексно. Проблема, которую мы видели на поверхности как работодатель, это дефицит кадров. Именно профессиональных кадров и тех, которых мы могли бы задействовать в нашей отрасли. Инженеров нефтегазовой индустрии практически в регионе не готовили до последнего времени. Их не было вообще. Не было в регионе инженерной школы. Был только университет специализирующийся на подготовку педагогов и других, в основном гуманитарных профессий. Соответственно, нам приходилось набирать людей на работу в других регионах России и даже из других стран. Конечно же, с  точки зрения эффективности всегда сложнее найти и привезти человека из другого региона, потому что людям необходимо создать какие-то условия для жизни, заинтересовать и сделать все, чтобы этот человек прижился и не рвался к себе обратно на родину и не рисковал стабильностью твоего производственного процесса. И это все требовало определенных усилий. С другой стороны, мы понимали, что на Сахалине интеллектуальный потенциал жителей очень высокий.


Подготовка к открытию нового корпуса СахГУ. Фото: Е. Таращук

Среди наших сотрудников уже в то время было большое количество сахалинцев, которые демонстрировали прекрасные профессиональные навыки, способности к обучению, которые были важны и востребованы. Поэтому логически и совершенно естественным образом мы стали думать о том, как создать условия, чтобы мы могли набирать сотрудников среди местного населения. Во-первых, это улучшает социально-экономическую ситуацию в регионе. То есть больше людей имеют стабильную работу, зарплату, хорошие условия жизни. Соответственно, это положительно влияет в целом на общество. Во-вторых это экономически выгодно: человек и так живет в регионе, и мы просто берем его на работу, не затрачивая усилия на его поиск и переезд. Это все логично. Но как создать эти условия? Первое, наверное, все скажут, чтобы этих инженеров готовили здесь, на Сахалине. Но чтобы готовить инженеров, нужно создать инженерную школу, и чтобы в ней были хорошо подготовлены студенты. Если не будет студентов, которые заинтересованы в получении именно инженерного образования, школьников, которые заинтересованы в изучении естественно-математических наук, то никто не пойдет учиться. Вот мы и посмотрели на это шире. Поэтому наша программа по развитию образования состоит из нескольких компонентов. Это и поддержка среднего образования, в том числе поддержка одаренных детей. 


Компания ЭНЛ пожертвовала на развитие образования Сахалинской области $ 100 000. Фото: Влад Шипилов

У нас есть совместный проект с Министерством образования Сахалинской области "Эврика: путь к успеху". Это очно-заочная школа для талантливых детей, проявляющих интерес к естественным наукам: математике, физике, химии, биологии.  Компания ЭНЛ поддерживает школу с 2011 года, дети здесь проходят углубленное обучение по химико-биологическому и физико-математическому направлениям под руководством преподавателей из ведущих вузов страны, например из Новосибирска, Владивостока, Республики Саха (Якутия), Саранска и др. Педагоги занимаются с детьми, дают им возможность проявить свои таланты, таким образом, интерес к науке у детей только растет. 


Компания ЭНЛ расширяет взаимодействие с нефтегазовым институтом СахГУ. Фото: skr.su

В рамках этого проекта при поддержке Министерства образования Сахалинской области в регионе были созданы ресурсные центры. Мы профинансировали обучение преподавателей, они получили дополнительные сертификаты, прошли курсы повышения квалификации. Ресурсные центры по всему Сахалину создавались для того, чтобы преподаватели других школ тоже могли повысить свою квалификацию и воспользоваться новыми методиками преподавания. Это было сделано для того, чтобы поднять общий уровень преподавания точных наук в школах. И для того, чтобы больше детей выбирало инженерные профессии. Следующим этапом стало создание технического нефтегазового института в рамках Сахалинского государственного университета. Консорциум Сахалин-1 выделили серьезные средства, подписали договор с правительством, с Сахалинским Государственным университетом еще в 2011 году. А в 2012 году был открыт новый институт.  С этого времени мы инвестировали в развитие института и оснащение университета современным лабораторным и другим оборудованием более 18 миллионов долларов. Теперь можно сказать, что при нашей поддержке в регионе была создана инженерная школа.

— Уже есть какие-то результаты этого проекта? Вы смогли продвинуться в решении кадровой проблемы? 

— Компания ЭНЛ несколько лет проводит специальный набор, ярмарки вакансий в этом институте. Мы видим, что есть хорошие ребята с хорошим потенциалом. И несколько человек пришло к нам на работу, но этого мало. Пока, они не составляют большинство тех молодых инженеров, которых мы принимаем на работу. Институт все еще находится в стадии становления, мы надеемся, что проект будет развиваться, и со временем все больше и больше выпускников Сахалинского нефтегазотехнического института будут проходить отбор к нам на работу. Мы для этого делаем все возможное. В 2017 году был заключен договор между компанией ЭНЛ и нефтегазовым университетом имени Губкина в Москве. И начиная с 2017 года, мы финансируем специальную программу для студентов Сахалинского нефтегазового института, которая называется "Нефтяной инжиниринг". Эта программа специально была создана для преподавания здесь на Сахалине. Преподаватели губкинского университета приезжают в регион, читают лекции, принимают зачеты. По концу обучения выдают дипломы. 


Подписание соглашения между ЭНЛ, СахГУ и РГУ нефти и газа имени Губкина. Фото: Пресс-служба СахГУ

Студенты, прошедшие эту программу, получают второй диплом — Губкинского университета. Мы всегда говорим о том, что нашей целью было создание равных возможностей и доступ к качественному образованию для сахалинцев, и это был еще один шаг в этом направлении. Сахалинским студентам не надо ехать в Москву и поступать в губкинский, где-то искать жилье, преподаватели губкинского приезжают на Сахалин и дают знания уже здесь. Эта практика зарекомендовала себя очень успешной. И нам приятно, Губернатор Сахалинской области Валерий Игоревич Лимаренко и правительство Сахалинской области сейчас двигается в этом же направлении, реализуя программу двух дипломов на базе Сахалинского Государственного Университета. Уверена, что благодаря поддержке со стороны Правительства региона у еще большего количества юных сахалинцев появится возможность реализовать свой потенциал не покидая родного региона. Думаю, наш опыт, наша инициатива создала предпосылки для того, чтобы инженерное образование на Сахалине развивалось. Мы будем и дальше работать, но считаем, что определенные результаты уже есть. И эти результаты позволяют нам говорить о том, что через какое-то время наши сахалинские студенты придут и будут определять направления развития нефтегазовых проектов, которые реализуются сейчас на Сахалине.


Конкурс "Сахалинский маяк" охватит все сферы социально-экономической жизни области. Фото: ИА PrimaMedia

— В Сахалинской области объявлен масштабный конкурс “Сахалинский маяк” (16+). Планирует ли “Эксон Нефтегаз Лимитед” принимать в нем участие? Или вы лично? 

— Мы получили информацию про этот конкурс. Мы как компания, конечно же, примем участие. Нам есть, что представить. Есть определенные результаты, которые нам кажутся достойными того, чтобы люди о них услышали и узнали. Если компания будет выбрана и получит какое-то признание в рамках этого конкурса, нам будет очень приятно. Мне лично также предложили участвовать в этом конкурсе. Считаю, что это хорошая возможность сказать о том, чем я занимаюсь в компании.

— Как вы в целом относитесь к проведению подобных конкурсов? Тем более, в таком масштабе, когда все предприятия одной отрасли могут соревноваться между собой. Как можете оценить значение такого конкурса для области? 

— Я считаю, что это хорошая инициатива. Сахалин — динамично развивающийся регион, где много достойных активных людей, тех, кто ежедневно вносит существенный вклад в развитие области. Также много успешных компаний, о которых было бы хорошо рассказывать людям. Жители региона должны знать, кем могут гордиться, и как вообще работает экономика региона, от чего зависит его благосостояние. Когда мы рассказываем о каких-то ярких примерах, то хотим показать другим возможность сделать что-то похожее или как-то поделиться энергией, увлечься идеей и найти свое место в этом процессе развития региона, внести свой вклад в улучшение жизни там, где родился. Это очень важно. На мой взгляд, благодаря подобным конкурсам у нас есть возможность рассказать о достижениях области на Всероссийком уровне, а поводов для гордости у нас достаточно.

Информацию об участии в премии губернатора "Сахалинский маяк" можно посмотреть на официальной странице конкурса страницах Министерства государственного управления в Инстаграм и Фейсбук.



Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость