3 июля 2020. Когда мы делали обзорный текст о бизнесе в период пандемии, выяснилось, что ни у одного из респондентов на момент закрытия не оказалось так называемой финансовой подушки. Без накоплений выжить в кризис, конечно, почти нереально. Да, предпринимателям предложили меры господдержки, но тем не менее на практике бизнесмены оказались не готовы самостоятельно преодолеть трудный период. Но не все. Работая над материалом о мерах поддержки, редакция выяснила, что некоторые подготовились к нестандартным ситуациям и вынужденное закрытие с приходом коронавируса переносят стойко и без паники. MagadanMedia попросило рассказать о личном опыте такого бизнесмена — Андрея Потапова. Как правильно считать расходы, сколько нужно откладывать с выручки, какое приложение скачать для учета финансов и где хранить накопления, рассказал владелец танцевальной студии "Online" в Магадане.
Руководитель танцевальной студии. 32 года. Занимается бизнесом с 2011 года. Бизнес начался с покупки франшизы UNI-DANCE. Деньги на открытие и запуск проекта были грантовые (выиграл в конкурсе бизнес-проектов) и собственные сбережения. Позже отказались от франшизы и организовали собственный танцевальный центр "Online". По основному образованию экономист-менеджер и юрист, также есть дополнительное образование бухгалтера, IT-специалиста, хореографа. Долгое время занимался русскими народными танцами и брейк-дансом, что из хобби переросло в профессиональную деятельность.
На первоначальных этапах, до открытия основного бизнеса, был четкий бизнес-план, по которому мы реализовывали наш проект. К написанию нужно подходить ответственно, внимательно все просчитывать и также нужно закладывать непредвиденные и прочие расходы. Сегодня есть фонды и бизнес-кураторы, которые бесплатно могут помочь и проконсультировать начинающих предпринимателей. Почти все, что мы рассчитали в бизнес-плане, совпало с реальным положением дел и сильно помогло в начале развития нашего дела. На сегодняшний день любой стартап, новый бизнес или проект мы начинаем только с бизнес-планирования.
Несмотря на то что форма собственности у меня ИП, финансы моего основного бизнеса и других коммерческих проектов учитываются всегда отдельно от семейного бюджета и ведутся на отдельных счетах.
От танцевального бизнеса у меня есть процент от выручки, как у руководителя. Это строго 20% в месяц. Как отработал месяц, так и забираю. Ни больше – ни меньше. Остальное откладывается на проекты, привозы преподавателей, ремонты, улучшение материально-технической базы и так далее.
Плюс получаю зарплату, как преподаватель — отрабатываю часы, получаю ставку за занятия.
Основной закон экономики – доходы должны превышать расходы.
Если человек зарабатывает 30 тысяч, то он должен стараться на 30 тысяч и жить, чтобы был баланс. Это сложно в наших экономических ситуациях, но это просто закон, который поможет не попасть в долговую яму и кредиты.
Финансовая подушка должна быть минимум на 2 месяца. У меня была даже больше. Это совпало с тем, что откладывались деньги на первоначальный взнос ипотеки.
Основы финансовой грамотности изучил в институте. Я экономист-менеджер. Также меня вдохновили книги Роберта Кийосаки и в большей даже степени Сергея Азимова. Много ездил на форумы, участвовал в бизнес-тренингах, предпринимательских конкурсах, грантах, участвовал в экономических играх и так далее. Но основной принцип обращения с деньгами усвоил в период обучения в институте.
Первые деньги я начал зарабатывать в школе. Они были небольшие, поэтому учета я не вел. Следить за учетом и финансами я начал, когда мы запускали наш первый проект UNI-DANCE. В этот период я очень много работал, пытался развиваться в разных направлениях, не только в основных – запускал новые проекты и старался максимально быстро выйти на основной принцип, чтобы доходы превышали расходы. Когда это произошло, начал более уверенно и комфортно управлять финансами, откладывать на черный день, инвестировать и другое.
Поэтому, если не хватает денег, нужно либо пересмотреть свои расходы и проанализировать их, либо увеличивать доходную часть своего бюджета, развивать новые компетенции, как вариант, подрабатывать фрилансом или на своих талантах.
Я начал вести учет доходов-расходов бизнеса сначала в Excel с 2011 года, позже мы перешли на очень удобную CRM-систему для танцевальных школ, также налоговый учет ведется в CRM-системе "Мое Дело". Личные финансы я стал вести 7 лет назад. Долго искал удобное и комфортное мобильное приложение и остановился на Alzex Finance. Есть также версия для ПК, можно синхронизировать данные между устройствами и членами семьи. Сейчас у меня есть все финансовые данные по бизнесу за 9 лет и по личным финансам за 7 лет. За любой месяц можно открыть и проанализировать информацию – что было заработано, что куплено, на что потрачено.
Пока не установил приложение и не начал записывать личные траты, я думал, что знаю, куда и сколько уходит денег. Потом увидел реальную картину и был в шоке. Достаточно 1 месяца анализа трат и доходов, чтобы получить реальную картину бюджета.
Вести учет не только необходимо, но и интересно. Через 2 года смотрю раздел "продукты" – раньше этот товар стоил 55 рублей, а сейчас – 65. Можно хорошо видеть динамику роста цен на коммуналку и другие расходы. Также очень удобно сравнивать цены продуктов в магазинах и покупать там, где дешевле.
Приложение. Фото: MagadanMedia
Есть, допустим, грант в 100 тысяч на запуск бизнеса. Покупаем оборудование — не хватает 50 тысяч. Из личных финансов беру 50 тысяч. Вкладываю в бизнес. 50 тысяч фиксирую, как инвестиции. Это уже минус у меня в личном бюджете. У нас уже есть 150 тысяч. Запускаем проект, он начинает работать, приносит деньги. Как только отработали свои 50 тысяч инвестиций, возвращаем их обратно в личные финансы.
Многие ИП не разделают финансы бизнеса и финансы личные. Так как по закону все финансы ИП, по сути, и есть его личные деньги. Но я на стадии становления предпринимателем для себя решил, что деньги бизнеса – это одно, а личные деньги – это другое. Даже если в бизнесе дела идут хорошо, я не буду брать оттуда больше, чем необходимо. Плюс должен быть четкий баланс доходов и расходов. Если полгода или год были хорошими по работе, можно зафиксировать прибыль по итогам деятельности, выписать себе бонус, если бизнесу не требуются средства на будущее проекты и инвестиции.
То же касается расходов. Например, надо закупить технику или компьютер в бизнес. Берем не из своих личных денег, а из отдельного бюджета, который формировали из выручки.
Если требуется оборудование для бизнеса, то надо вкладываться. Бизнес разный бывает. Бывает, что требует много вложений. В любом случае принцип должен быть такой: не расходовать деньги на покупку того, что не нужно. Анализировать расходы. Если, например, компьютер будет приносить вам пользу или прибыль, значит, надо брать. Траты должны быть соразмерны.
Любой проект и любая покупка в бизнесе должна быть окупаема и оправдана.
Бизнес – живой организм, который должен развиваться. Если начали зарабатывать больше, у вас, возможно, появятся новые идеи и проекты. Формируйте резервный фонд, фонд накоплений на развитие и проекты, улучшение бизнеса. Многие могут не увидеть перспективу и начать тратить. Но идеальный вариант – вкладывать в развитие дальше.
Полгода назад, когда начался карантин, я начал практиковать инвестирование. Деньги, которые откладывал на ипотеку, инвестировал в акции, а также в торговлю роботом на Forex. С целью сохранить, как минимум. Если получится заработать, то будет плюсом. Сейчас акции хорошо выросли. Существуют много интересных проектов по инвестированию, но нужно много учиться и изучать информацию, чтобы не попасть на мошенников, МММ-проекты и скамы. В инвестировании всегда есть большие риски, поэтому последние деньги и резервные вкладывать не стоит.
Деньги резервные и на расходы храню и всем советую именно на банковских счетах, выводя небольшими суммами на карту для покупок. Как правило, это 10 тысяч рублей. Это помогает снизить риски потерь от мошенников больших сумм во время покупок, снятия денег, расчетов в интернете и так далее.