Геолог Александр Силюгин – о деле всей жизни и особенностях профессии

Интервью с участковым геологом дирекции по минеральным ресурсам управления рудного контроля Полюс Магадан
Александр Силюгин
Фото: "Полюс Магадан"

28 мая 2020. Александр Силюгин, участковый геолог дирекции по минеральным ресурсам управления рудного контроля "Полюс Магадан" работает в профессии свыше 30 лет (из них на Наталкинском ГОКе – 9). О своем трудовом пути он рассказал корреспонденту корпоративной газеты "Территории Полюса", сообщили MagadanMedia в пресс-службе "Полюс Магадан".


Александр Силюгин. Фото: "Полюс Магадан"

– Александр Васильевич, расскажите о том, как Вы пришли в геологию и почему выбрали именно эту профессию?

– Я учился и заканчивал школу в довольно-таки романтичные времена. Тогда осваивалась Сибирь, много было по телевидению передач об открытиях. Хотелось такой романтики. С геологией связаны новые неизведанные места, путешествия, открытия. Также на меня повлияли книги. По окончанию школы уже знал, куда поступать… В 1985 году я окончил Новосибирский геологоразведочный техникум. Правда, в 1990 году поступал в Томский государственный университет, на заочное отделение, но проучился всего 2 курса. Девяностые годы... На этом высшее образование закончилось.

– Откуда вы родом и как оказались в Магаданской области?

– Родом я из Казахстана. Бывшая Целиноградская, потом Тургайская область. Целина! В Магаданскую область приехал по распределению после окончания техникума. Нас было три друга. Выбрали место сами. Я здесь на практике был в 1984 году в Карамкенской экспедиции, поэтому по окончанию обучения мы уже знали, куда поедем. Выбрали Магадан.


Александр Силюгин. Фото: "Полюс Магадан"

– Знаете ли вы о профессиональных успехах в геологии среди ваших одногруппников/однокурсников?

– Не так много одногруппников, кто остался в геологии. Один мой лучший друг, с кем мы на Колыму приехали, вот он уехал на Алтай. Сейчас работает в Читинской области главным геологом на прииске, на карьере по добыче золота.

– Какой ваш любимый сезон и почему?

– Раньше, когда был моложе, любил весну из-за полевой работы. Поэтому к весне появлялся зуд: вот бы скорее в поле, на весновку выезжать. Все время куча новых впечатлений и новые места. Всегда тянуло. В феврале-марте уже начинались разговоры. Рабочие узнавали, когда можно устраиваться на работу. И сам уже подпрыгивал. Все эти сборы, получение продовольствия, оборудования. Палатки. Нравилось. На твоих глазах тайга расцветала, снег сходил. Сейчас больше нравится осень, этот быстрый переход от зелени к желтому, красному. И жизнь тянет уже сходить за ягодами.


Геолог Александр Силюгин – о деле всей жизни и особенностях профессии. Фото: "Полюс Магадан"

– Нужны ли какие-то особые качества геологу?

– Добросовестное отношение к своему делу, интерес к работе, любознательность. В полевых условиях – умение приспосабливаться, выходить из трудностей, быстро находить решения. И одно из главных качеств у нас в полях – это коммуникабельность, уметь ужиться в коллективе, причем находясь долгое время в замкнутом узком кругу. Все люди разные, поэтому умение со всеми найти общий язык – это одно из главных качеств, которые необходимы, наверное, не только геологу, но и всем людям, работающим в коллективе.

– Пожелание молодым специалистам, которые выбрали эту профессию…

– Быть преданным своей мечте, постоянно учиться, совершенствоваться, отстаивать свою точку зрения в работе. И не расстраиваться, когда что-то не получается. Добиваться своего. Уметь работать с людьми. И пережить эти трудные времена, которые сейчас наступили.

– К чему морально должен быть готов человек, собирающийся стать геологом?

– Семейному человеку нужно быть готовым, что приходится быть без семьи. Жить долго далеко. Работа тяжелая и очень ответственная.


Александр Силюгин. Фото: "Полюс Магадан"

– Что является самым сложным в вашей работе?

– Для меня самое сложное сейчас – изучать новое в работе с компьютером. Приходится больше затрачивать времени на изучение новых программ. Не все так сразу просто. Всю жизнь работаю полевым геологом, и раньше компьютеры не были необходимы. Еще зимой бывает, конечно, тяжеловато перемещаться по карьеру. Но это уже такие издержки профессии.

– Геология стала делом всей вашей жизни. Почему так получилось?

– Я всю жизнь проработал геологом. Другого не знал, на другое не отвлекался. Если все заново начать, то, наверное, все повторил бы вновь. Поступил бы в техникум, приехал бы сюда. И все-таки закончил бы университет. А так ни о чем не жалею!

– Какие существуют традиции и приметы у геологов?

– Основная традиция – собираться на День геолога. А основная примета для меня сейчас одна. Бывает, напарник заскучает по дому и считает, сколько дней осталось до конца вахты, не учитывая сегодняшнего дня. Я ругаю за это. Говорю, что вот когда отработали, сдали смену, пришли в общежитие, вот тогда можно и считать. Иначе, проблема какая-нибудь точно навалится.


Александр Силюгин. Фото: "Полюс Магадан"

– Расскажите необычную историю из вашей профессиональной деятельности.

– Есть такая история, но это не из полевой геологии, это я как-то работал уже на драге. Ну и разведкой занимался. Была у нас буровая под рекой Детрин, там есть ручей Учугей. Там много разведывали, но ничего путного не нашли. Золото есть как-то кусками, не могли протянуть контуры нормальные. То проявляется золотоносный пласт, то его нет. А на выходе с Учугея очень хорошее золото было, там и драга взяла хорошо. К Учугею примыкает высокая Детринская терраса. Там у нас работали вольники, они по просьбе нашего руководства сделали опробование. И оказалось, что хорошее содержание.

Начали мы бурить — метров, примерно, 20. Первые две скважины сделали: вроде как есть золотишко. Но не много. Становимся на очередную скважину, у меня промывальщиков не было, сам и промывал. Был еще новый бурильщик, он только устроился. Он начинает бурить, помбур (помощник бурильщика) таскает с расходок ендовки с грунтом (Ендовка — мерный ящик, применяемый для определения объема проб, поступающих на промывку

Расчетный объем ендовки 0,02 м3 породы в плотной массе). А дело было зимой, мороз где-то 50 градусов стоит. Там же у нас была промывалка. Вагончик маленький такой, будка из машины, там печка, зумф с горячей водой. В общем даже не тепло, а жарко. Промываю, промываю. Раз, появились значки (Знаки золота). На душе полегче стало. Мою дальше, раз — проходка. Содержание уже миллиграмм двести. Мальчишка помбур таскает: "Ну что, дядь Саш, есть?". Я говорю: "Есть!". А сам думаю, ничего себе, такая хорошая проходка.

Следующую проходку мою – опять хорошее золото. Я в предвкушении. Третья, четвертая, пятая проходка… Золото идет, причем до пятисот миллиграмм с лотка. Не представляете, что у меня на душе. Ничего себе, думаю, наткнулись! Дальше мою, опять золото идет. Думаю, да что же такое. Дверь открываю на улицу, мороз стоит. Буровая метров тридцать. Спрашиваю у него: "Нормально все?". Он: "Да, да!". Уже метра четыре у меня идет пласт. С золотом отличным, конечно. Там уже, наверное, на грамма два с этой скважины. Если не больше. Мысли такие, что может, и премию получим, когда разбурим все это дело. Когда уже метра четыре прошли, начались закрадываться сомнения. Все-таки надел бушлат, выхожу к бурильщику, спрашиваю, как у него дела. Он говорит, что все нормально, что уходка глубину скважины идёт.

Ну ладно, снова мою золото. Но самому уже не по себе. Ну не может такого быть, думаю. Хотя, кто его знает, в природе полно чудес. Но снова оделся, выхожу, смотрю на мачту, а у него трос намотался, и он вроде с барабана сходит. Ближе подхожу, смотрю, а там в скважине не двести миллиметров, а уже такой хороший шурф. И тут я говорю: "Стоп, мерим глубину!". По моим предположениям было пройдено четыре метра, навскидку.

Начали мерить, оказалось, что на одном месте стоим. Вот это для меня был шок. А еще после такой сильной радости, что мы сейчас чуть ли не целое месторождение разведаем. А получается, что на одном месте бурили.

Конечно, эта информация до конторы дошла. Я туда приезжаю, у меня коллеги спрашивают: "Что у нас там, попали?". Я отвечаю: "Да попали! Правда, думал, четыре метра будет. Ну а в итоге тоже неплохо, метра полтора".


Александр Силюгин. Фото: "Полюс Магадан"

– Посоветуйте художественный фильм/книгу о геологии.

– Фильм "Территория", причем и первую, и вторую части. С удовольствием, бывает, пересматриваю. Из книг – "Территория" Олега Куваева и "В краю голубых алмазов" Свиридова.

– Сейчас, будучи настоящим геологом, вы можете сказать, что сбылось все, о чем вы мечтали в детстве?

– Скорее всего, это не совсем детская мечта. О геологии я задумался только в седьмом классе. Так что мечта сбылась, но школьная!

За высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд на территории Магаданской области, достигнутые успехи в профессиональной деятельности и в связи с праздником – Днём геолога Александр Силюгин награжден Почетной грамотой губернатора Магаданской области.


Почетная грамота. Фото: "Полюс Магадан"

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость