Николай Скаредин: На одном только фане бизнес не построишь

О бизнесе с третьей попытки, кредитах, рисках и нетворкинге – в интервью с владельцем Оптимус Принт в Магадане
Николай Скаредин, владелец рекламной мастерской "Оптимус принт"
Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia

23 мая 2020. Десять лет назад предприниматель из Магадана понял, что бизнес — это не его тема, когда попробовал открыть свое дело по подбору нянь на час. Спустя несколько лет – вторая попытка – квест-комната, открытая "по фану" без цели заработать. А следом – спонтанное решение купить рекламную мастерскую, оформленный кредит на 2 млн и тотальное непонимание сферы, в которую ввязался. А бизнес, несмотря на это, выстрелил. Как заработать на том, в чем не разбираешься, какие ошибки лучше не совершать, можно ли научиться у конкурентов – обо всем этом в интервью MagadanMedia с владельцем рекламной мастерской "Оптимус Принт" Николаем Скарединым.

Первый бизнес

В 2009-2010, когда учился на МЭФе, я выиграл конкурс студенческих бизнес-проектов. Мой проект назывался "Няня всегда рядом". Это что-то вроде мужа на час, только няня. Мы опросили родителей в детских садах и поняли, что идея актуальна. Суть была в том, чтобы родители могли сходить в ресторан, театр и так далее, а в это время с ребенком посидела няня. Обсудил идею со своими родителями, они сказали: "прикольно, круто". Думаю, поучаствую в конкурсе. Просто попробую. И выиграл. С этим проектом пошел в Молодежный центр, занял какое-то место в конкурсе молодых предпринимателей. Дали 100 тысяч на старт.  

Опыта никакого предпринимательского не было. Был только взгляд в неизвестность. Но выигранные деньги нужно было осваивать, поэтому, конечно же, первый делом стал искать офис.

Мы пробовали начинать это дело со знакомой. Я уже тогда понимал, что сам я в этой теме вряд ли могу быть полезен. С меня – идея. А реализовывать должен другой человек. Поэтому в офисе я за все время был раза четыре.

— Она должна была быть няней? 

— Нет, она должна была быть администратором, который принимал заявки на нянь, размещал рекламу, искал заказы.

— У вас мини-HeadHunter для нянь был? 

— Можно так сказать. Мы начали работать, собрали анкеты нянь, но столкнулись с рядом проблем. Одной из них было недоверие со стороны родителей – как отдать ребенка какому-то непроверенному человеку.

У нас по плану должен был быть рейтинг: образование, дополнительные курсы и так далее. Как в такси. И мы думали, что не будет проблем: человек заказал и все. Но на деле все оказалось иначе. Мы продержались месяцев 4-5 и закрылись. 

Наверное, основное, что привело к закрытию проекта – изначально неготовность меня, как предпринимателя, все это дело развивать, несерьезность к подходу.

 После того как "няня" закрылась, я понял, что предпринимательство – не моя тема.

Квестin

В 2014 году мы с товарищем в отпуске сходили в квест-комнату и подумали, как было бы круто сделать что-то подобное в Магадане.

Как обычно, эта идея вынашивалась, но мы ничего конкретного не делали.

Спустя несколько месяцев я увидел объявление, что к нам приезжает бизнес-тренер из Красноярска. Думаю – схожу, послушаю. Как оказалось, по окончании этого семинара участники должны были представить свои бизнес-проекты комиссии. У меня проекта не было, но была идея с квестом. Решил затестить эту идею там, оценить фидбэк.

И вот, мы перед комиссией, перед всеми участниками и организаторами рассказывали свои проекты: почему это интересно, какая финансовая часть. Я увидел, что интерес к квестам есть. В 2015 году 16 апреля мы открыли ООО.  

— Почему ООО, а не ИП?

— Возможно, из-за того, что ООО несет ответственность в рамках своего уставного капитала, а ИП – целиком своей собственностью. А может, это "статусность" компании. Когда работает Общество, это звучит более солидно. Так появился ООО "Оптимус гейм" – квесты, отсюда потом – "Оптимус принт". Потом, возможно, будет "Оптимус медиа" и целый холдинг под названием "Оптимус". Возможно.

— У всех всегда есть идея что-то открыть. Но как вы решились на действие? Отклик аудитории послужил толчком?

— Да, я считаю, не нужно молчать о своих идеях. Многие боятся рассказывать, думая, что их украдут. Но при этом они теряют реальную возможность оценить, а нужен ли этот продукт. У меня знакомые запускали бизнес в сфере общепита. Это был относительно новый продукт на рынке Магадана. Я спросил, выясняли ли они у аудитории, будет ли это пользоваться спросом. И он говорит: "да нет, я такой фигней не занимаюсь". Они отработали год и закрылись.

Но при том, что обратная связь и интерес к твоему делу – очень важно, это еще не гарантирует успех.

Если у людей есть интерес, это не значит, что они обязательно придут. Мы, вообще, открывали новое дело по фану. Нам самим было интересно.

— Где взяли деньги на открытие и сколько это стоило?

— Я на тот момент был предпринимателем — по работе нужно было зарегистрироваться. И как ИП я получил деньги на старт в Центре занятости. 100 тысяч рублей. На первую комнату мы потратили где-то 200-300 тысяч, и 300 – на вторую. Это были собственные средства, мы не брали кредиты. Плюс ко всему мы продолжали работать, поэтому возможности были. Также привлекли дополнительные средства через региональный Фонд развития предпринимательства.

Сценарий нашего квеста написали сами. В целом легко получалось придумывать задания, интерьер.

— А заработать на квестах получилось? Это прибыльный бизнес?

— Не могу сказать, что мы сильно много зарабатывали на этом проекте. Наверное, одной из ошибок было то, что мы запустили квест из интереса и изначально не ставили целью на нем зарабатывать. У нас был дополнительный доход. Отклик был хороший, по "сарафанному радио" быстро разошлось. Но это не прям прибыльный бизнес. Да, это интересно людям, но нет острой потребности. Человек может узнать о квесте и пойти через полгода, а все это время нужно платить аренду.  Мы снимали четыре комнаты на Парковой. При том что аренда было не очень большой, она забирала на себя большую часть расходов.

Перед тем, как вкладываться в такой бизнес, я считаю, нужно пообщаться с кем-то, кто уже через это прошел.

У меня в Магадане не было такой возможности, потому что мы были первыми. Но я видел примеры, как у нас открывались комнаты, а через полгода закрывались. Здесь есть своя специфика. Сейчас у нас еще вроде квест открылся на Речной.

— А если бы тебе позвонил будущий владелец квеста, на что посоветовал обратить внимание?

— Тут зависит от целей. Если человек хочет выйти на определенный пассивный доход, например, в 100 тысяч, то вряд ли это получится на квесте. По крайней мере, на одном. У нас это вроде получалось от силы 1-2 месяца.

— Получается, это вообще неприбыльный бизнес. Или сезонный? 

— Дело не в сезоне. Сейчас нигде не видно рекламы, каких-то статей, постов о том, что кто-то туда ходит. Начиная с 2014 года, это был хайп. Массово открывались в различных городах. А сейчас такого нет.

— Почему закрыли квест?

— Было несколько причин, основные: продажа помещения собственником, покупка другого, более прибыльного бизнеса. В 2018 году квест перестал существовать.

Оптимус Принт

— На опыте квеста ты понял, что бизнес – это больше про деньги, а не про кайф от процесса? И что нужно ориентироваться на доходы, а не на удовольствие? Поэтому появился "Оптимус принт"?

— Квесты на автомате работали. У нас был администратор, мы туда особо не лезли. Только маркетингом занимались. В 2016 году мне предложили купить работающую рекламную мастерскую. У меня было ощущение, что на этом деле можно зарабатывать, хотя я ничего не знал об этом бизнесе. Немного подумав, сказал "да". Но денег у меня не было. Пришлось взять кредит, где-то 2 млн.

Это было необдуманное, дурацкое решение, но я его принял. В мае 2016 года мне передали оборудование и помещение. Так же от старой команды остался один человек. Спасибо ему, он многому меня научил. Я купил мастерскую, думая, что оно будет приносить пассивный доход.

Я планировал, что будут квесты, мастерская, я буду дальше работать торговым агентом. А в декабре 2016 года я понял, что это просто дно.

Сентябрь, октябрь – деньги улетают на материалы, на зарплату сотрудникам, я ничего не понимаю в этом бизнесе в плане производства.
Все шло к тому, что я либо должен уйти с работы и плотно заниматься операционкой, либо мы останемся в долгах больше 2 млн плюс надо еще выплатить старому собственнику.

Я поставил себе фиксированную заработную плату в 50 тысяч, хотя торговым агентом зарабатывал больше в два раза, и начал плотно заниматься мастерской.

— Был ли прогноз, расчеты перед началом работы? Было понимание, сколько должна зарабатывать мастерская, какие-то стандарты, стратегии?

— У меня были цифры от прошлого собственника, которые проверить было сложно, можно только что-то предполагать. Были примерные расчеты, сколько нужно чего закупить, были контакты поставщиков, подрядчиков и какая-то клиентская база. Мы это развивали так, как считали нужным. Это не франшиза, когда дают все инструменты и план. 

— Владельцы кафе и ресторанов говорят: "ты не сможешь эффективно управлять, если не работал на кухне". Именно с этой точки зрения, что не знаешь процессов, не видишь реальной ситуации, реальных цифр. Как у тебя получилось достичь успеха в бизнесе, в котором ты ничего не понимаешь?

— В какой-то момент я начал все это изучать. Выяснил, что производство можно делать эффективнее. Я узнал про материалы, влияние температуры, пыли и прочего. Понял, что то помещение, в котором находится цех, вообще не предназначено для производства, когда клеил баннер на полу, и у меня промерзали колени.

Встала задача переехать в другой цех. Сначала мы перевезли офис. В то помещение, где находились квесты. Когда владелец заявил, что продает комнаты, пришлось искать другое место. Мы переехали на Якутскую, 6. Затем перевезли и цех.

— Сколько человек работает в "Оптимус Принт"? Чего удалось достичь за 4 года работы?

— Сначала мы были вдвоем. В конце прошлого года уже работало 8. Мы поменяли несколько локаций, приобрели новое оборудование. С начала работы выручка постоянно растет, мы закрыли кредит, расширили ассортимент.

Сложно найти кадры. Но для меня основной проблемой был дизайнер. Я какое-то время работал на удаленке с Хабаровском, с Владивостоком. Смотрел резюме на "Авито". Я знаю, у нас некоторые агентства работают с другими регионами. Но штатный дизайнер – это прям большой плюс. Некоторым клиентам важно общаться со специалистом напрямую, непосредственно в офисе.

— Каково это – стать руководителем? Как в коллективе выстроить отношения? 

— Смотря в какую команду попадешь и какую команду вокруг себя построишь. Мучительный процесс на самом деле. Я сам по себе мягкий человек, и сначала было тяжело кого-то оштрафовать или уволить. Но тем не менее я понял, что быть руководителем мне ближе, нежели специалистом.

Увольнять поначалу сложно, конечно. Но это необходимая мера. Чем больше у тебя стаж руководителя, тем больше понимаешь, как делать нельзя было. Нельзя давать слабину. Если человек ведет себя по-хамски по отношению к тебе, к компании, то это нельзя терпеть. Ведь есть другие коллеги, которые наблюдают за этим. Могут себе позволить в следующий раз такое же поведение.


Николай Скаредин, владелец рекламной мастерской. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia

— На что ты ориентировался, развивая мастерскую: были ли наставники, бизнес-модели в качестве примера, изучал ли ты конкурентов?

— Наставников не было. Если только не назвать наставниками каких-нибудь Аяза Шабутдинова, Портнягина и тех, кого ты смотришь на YouTube. Или книжки, которые ты читаешь. Но какого-то ментора не было.

А конкурентов я начал изучать с самого начала. Смотрел, как они работают, с кем. Когда-то сам звонил, чтобы посмотреть работу менеджеров. Звонил в Москву, во Владивосток, в Хабаровск, чтобы понимать, как должен строиться диалог с клиентом, какие вопросы задать, чтобы понять, что ему нужно. Я сам не смог это сделать, дизайнер – тоже. Решил звонить в другие регионы. На "Сбисе" смотрел, сколько они зарабатывают, чтобы понимать рынок, сколько можно здесь заработать. На меня даже кто-то обижался, что я копаю.

 Если начинаешь проявлять интерес к кому-то, возможно, поставишь под угрозу. 

— Ты ориентировался на цены конкурентов, устанавливая стоимость своих услуг?

— Мне кажется все стараются держать цены в паритете. Ориентируемся в основном на рынок.

Но есть очень индивидуальные заказы, когда по материалам – ничего сложного, но технологию нужно новую опробовать. Не всегда продаешь товар за цену. Иногда – за ценность.

— Что помнишь о первых днях работы? 

— Меня сразу кинули на деньги. Предыдущий собственник обсуждал с клиентом заказ, установили цену, но работу не начали. Когда я купил мастерскую, мы выполнили этот заказ, но сумму получили не всю со словами: "вы долго делали".

Помню первое общение с клиентами. Сначала я очень по-деловому подходил к процессу. Подбирал слова, все грамотно—солидно. И вот звонит мне бывшая владелица, говорит: "тебе сейчас позвонит заказчица".

Я настроился, поднимаю трубку: "добрый день, Николай, "Оптимус принт". Чем могу помочь"? А она говорит: "так, Коль, мне нужны блокноты, кружки и вот эта ***тень". Я понял, что, наверное, надо подрасслабиться.

В принципе у многих, кто занимается рекламой, работает с такими подрядчиками, царит творческая атмосфера, творческий хаос. И большинство людей адекватные.

— Предприниматели говорят, что Instagram – самый эффективный и дешевый способ раскрутить себя. К вам клиенты откуда приходят?

— В основном работаем с существующей базой. Когда переезжали, подумал чем-то привлечь внимание клиентов. И мы сделали необычную вывеску с пилой. Теперь еще можно сразу наглядно показать на ней наш спектр услуг. Через вывеску приходили клиенты, через Instagram. Я его веду сам, но не очень активно. В Магадане хорошо работает "сарафанное радио".

Один раз мы пробовали рекламироваться на радио. Особо не сработало.

— Отразилась пандемия на мастерской?

—  Нас тоже закрыли с 25 марта. Правительство выявило ряд наиболее пострадавших сфер, но мы в них не вошли. А рекламщики пострадали сильно. Что-то открывается? Нет. Люди переходят на доставку. Мы разработали некоторые предложения для доставщиков. Например, со скидочной ценой печатали наклейки на контейнер, чтобы брендировать продукцию. Вывесок как таковых не делаем. Активностей в крупных компаниях тоже нет. Мероприятия в городе не проводятся.

Сколько мы потеряли выручки, будет понятно в июне-июле. Март мы нормально отработали, апрель – тоже, потому что отрабатывали заказы, сделанные ранее.

Из рекламщиков себя сейчас хорошо чувствуют те, кто печатает баннеры на тему Конституции и мер профилактики в борьбе с коронавирусом. Это прям "золотая жила" :)

Но мы нашли свои плюсы в кризисе – начали креативить.

Тестили все подряд, запускали сначала крючки, которые дверь открывают. Потратили на это в качестве теста около 2 тысяч. Не зашло. Сейчас хотим делать фотобоксы для тех, кто выпечкой занимается, маникюром, сувенирами и прочим, да и кто вообще ведет Instagram. Мы можем сделать любой фон: кирпичики, стена, бревна и так далее. На нем фотографируешь своей товар, и получается крутой контент. Я сам столкнулся с такой проблемой, когда начал вести Instagram. Сделаешь прикольную визитку/таблчику/сувенир и ищешь – куда бы его поставить так, чтобы фото получилось красивое, "на уровне". А здесь – фотобокс решает все это задачи. В общем – очень полезная штука для тех, кто снимает свои работы и хочет это делать в одном стиле, на одном фоне.


Фотобокс. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia

Детали

— Сложно разобраться с налогами, нужно нанимать бухгалтера? 

— Сложности никакой нет. Как только открываешь ИП, тебе сразу звонят 100500 банков, предлагающих открыть свой счет. Например, "Тинькофф", "Точка банк" предлагают ведение бухгалтерии. Сами вроде как формируют документы в ФСС, в ПФР.

Но сейчас у меня есть бухгалтер, который все это делает. Возможно, это все несложно, но туда не погружаюсь. Я долго к этому шел, чтобы не выполнять все своими руками и делегировать.

— Как ты связан с Фондом содействия предпринимательству? 

— С Фондом я начал работать еще в 2015 году. И от них получил поддержку на развитие квестов. В прошлом году предложили подать анкету на амбассадора. Этим амбассадором я и стал. У меня нет прописанной миссии по продвижению Фонда или проекта "Мой бизнес". Просто сотрудничаем, например, к прошлогоднему форуму мы занимались практически полностью его оформлением.

— Как с поддержкой бизнеса в Магадане? Можно рискнуть и ничего не потерять?

— Можно, конечно. Я получил деньги и через Центр занятости, и через Фонд. Можно привлекать инвестиции, просто общаясь с другими предпринимателями и рассказывая о своей идее. Так бывает – у тебя есть идеи, но нет денег, а у другого – есть деньги, но нет идей. Надо больше общаться.

— Важно ли участвовать в бизнес-тренингах, посещать курсы?

— Я был на "Концентрате" у "Лайк центра", мне очень понравилось. Как раз насчет инвесторов — на таких мероприятиях можно завести массу полезных знакомств.
Я помню в марафоне участвовал от Аяза Шабутдинова. Почерпнул пару интересных ходов, но большая полезность, с моей точки зрения, – нетворкинг. Это возможность общаться с предпринимателями, инвесторами.

— Чтобы заниматься бизнесом, нужна ли та самая коммерческая жилка? 

— Она должна быть. На одном фане ты не продержишься. Ты можешь быть крутым пекарем, но если хочешь роста, дохода, тебе нужно будет и считать, и анализировать, сколько пришло денег с рекламной интеграции какой-то. Хотя не так много предпринимателей это делают, особенно те, кто работает с 2000-х годов.

Тогда был спрос большой, а предложение — нет. Почему сейчас многие закрываются? Потому что привыкли работать в режиме повышенного спроса. А сейчас нужно уже качество, новые подходы нужны.

— Что посоветуешь стартаперам?

— Главный совет – никогда не ввязывайтесь в различные авантюрные проекты, если вам нужно вложить туда деньги. Оценивайте свои возможности, потенциальную прибыль, будет ли этот проект работать.

Больше общайтесь друг с другом, не бойтесь друг на друга выходить.

Взрослым предпринимателям – больше идти на контакт. Когда ты молодой и подходишь к какому-то гуру магаданского предпринимательства, то тебе и так тяжело коммуникацию настроить. А если ты видишь со стороны пренебрежительное отношение, то энтузиазм совсем пропадает.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость