Александр Логинов: мы вышли на новую ступень цифровизации и с нее будем двигаться дальше

Директор макрорегионального филиала Дальний Восток ПАО Ростелеком о том, как цифровое будущее вдруг стало настоящим
Александр Логинов
Фото: Ростелеком

7 мая 2020. Условия, в которых сегодня из-за пандемии коронавируса оказался практически весь мир, включая и Россию, и, конечно же, Дальний Восток, ведут к пересмотру многих подходов к жизни вообще, к ведению бизнеса, к учебе и развлечениям. Процесс цифровизации, который еще вчера казался чем-то очень растянутым во времени, вдруг резко вышел на новый уровень, и, по всей видимости, именно в таком мире нам всем предстоит жить и после окончания пандемии. Такое мнение в ходе онлайн-трансляции ИА PrimaMedia высказал вице-президент, директор макрорегионального филиала "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Александр Логинов. Разговор шел о кибербезопасности, особенностях работы "на удалёнке" и даже о том, какие фильмы и сериалы пользуются у дальневосточников наибольшей популярностью в Интернете. Сегодня, 7 мая, в День радио и всех работников связи мы публикуем текстовую версию этой интересной беседы.

"Трафик не просто вырос, он переформатировался"

— Как изменилась "цифровая картина мира" для Дальнего Востока в период пандемии? 

— Начну с того, что вообще человечество приспосабливается к любым условиям. Безусловно, те условия, в которые наша планета, наша страна, наш Дальний Восток сегодня попали, предполагают пересмотр многих подходов к жизнедеятельности: к ведению бизнеса, к учебе, к работе, к развлечениям. Если нельзя выходить на улицу, то на первый план в качестве развлечений выходят интернет и телевидение. В такой ситуации доступность быстрого и качественного интернета очень важна. "Ростелеком" на Дальнем Востоке постоянно проводит модернизацию сетей и строит оптические линии. И у нас показатели одни из лучших, если сравнивать нас с другими федеральными округами, и это несмотря на наши огромные расстояния.  У нас сегодня только Чукотка без "оптики", то есть Анадырь и близлежащие населенные пункты. И даже в сторону Чукотки у нас сейчас предпроектные работы уже начались, в ближайшее время запустим из Петропавловска-Камчатского исследовательское судно, и начнем огромный проект по обеспечению этого самого удаленного субъекта РФ оптоволоконными сетями. 

 — А если говорить об интернет-трафике у нас в макрорегионе, то насколько и в каких сегментах он вырос?

 — С одной стороны, трафик, конечно, вырос. С другой стороны, это разнонаправленная тенденция. Трафик от бизнеса немного упал, но это не критическое падение, а, скорее, переформатирование. Например, там, где раньше проводили аудио-конференции, сегодня проводят видео-конференции, чтобы еще и видеть коллег. То есть трафик качественно стал другим. 

В то же время мы видим серьезный рост трафика от домашних пользователей, причем нужно понимать, что сегодня зачастую бизнес ведется из дома. Так что в некоторых населенных пунктах трафик в разы увеличился, в среднем же по Дальнему Востоку рост — 30%. 

 — А существующая инфраструктура этот рост выдерживает?

 — Мы заблаговременно, когда готовим сеть, рассчитываем на взрывной рост трафика. И к нынешнему вызову оказались абсолютно готовы. Более того, мы можем спокойно пережить даже кратное увеличение трафика и оперативно расширить сеть.

"Ростелеком" как инфраструктурный оператор оказывает услуги не только населению, бизнесу и государству, но и операторам связи, мобильным "игрокам". Были такие заявки, и мы коллег поддержали по всем направлениям. 

 — Неужели никаких проблем нет?

 — Мы не видим существенных рисков, что инфраструктура не справится. Скорее, эти риски могут быть рукотворными.  Мы зафиксировали несколько повреждений линий связи. Был эпизод в Якутии – охотники прострелили кабель, и весь регион осталась без связи на некоторое время.

В этом направлении мы усилили работу. У нас порядка 3 тысяч человек в макрорегиональном филиале находятся на удаленной, дистанционной работе. Но есть и те, кто продолжает работать "в полях", они все, разумеется, обеспечены защитными средствами. Вообще сегодня связь, Интернет, становятся первоочередной услугой. Так что еще неизвестно, что вас расстроит больше – отсутствие воды в кране или отсутствие Интернета. 

— И все-таки интересно, как именно распределяется сегодня трафик. Что люди смотрят, какие ресурсы используют? Вы анализируете такие данные? 

— Если в целом смотреть по структуре трафика, то телесмотрение в YouTube, в разных соцсетях выросло примерно на 20%. Но его доля в общем трафике даже чуть-чуть уменьшилась, потому что действительно огромный рост сейчас показывают образовательные ресурсы. По ним больше всего стали посещать готовые домашние задания, электронные дневники и учебные материалы. Первое время, при использовании различных видео-платформ для обучения были определенные нюансы, связанные с тем, что многие платформы "базируются" за рубежом, и на стыке с нашими сетями возникали сложности. Оперативно мы эти "стыки" расширили.  Помогло и то, что основная нагрузка здесь идет от потребителей западной части страны, а Дальний Восток пользуется преимуществом своего часового пояса. 

— Но, понятное дело, хочется не только учиться, но и развлекаться. Что говорит ваша аналитика о потреблении такого контента?

— В топ развлекательного контента входят мультфильмы и сериалы из подписок, это в основном "Амедиатека" и HBO. Топ-3 телепередач: "Россия 24", "Доброе утро" и "Вести". Самые популярные мультфильмы: "Маша и медведь", "Три кота". Популярны полнометражные мультфильмы: "Холодное сердце-2", "Камуфляж и шпионаж", "Тролли: мировой тур". Из сериалов: "Ходячие мертвецы" и старый добрый сериал "Друзья". Из фильмов — "Лед-2", "Вторжение", "Джентльмены", фильм "Заражение" от 2011 года и "Бладшот". 

"Не лениться, разделять данные, не экспериментировать"

— Очень миленький такой плейлист получается, как бы сейчас пошутили многие. Однако сегодня телеком нужен людям и для очень серьезных вещей – для дистанционного пользования государственными сервисами, для оплаты товаров и услуг. Опять же, бизнес-процессы идут онлайн. Везде здесь – персональные данные, банковские счета, коммерческая информация. Какой здесь может быть свод правил техники безопасности, кибергигиены, как сейчас иногда говорят? 

— Первая тема – это угрозы для бизнеса. Мы фиксируем, что сейчас злоумышленники практически в непрерывном режиме пытаются вскрыть любые операторские и корпоративные сети. Особенно подвержены угрозам офисные АТС, и я рекомендую их выключить физически и перейти на виртуальную АТС, защищенную от таких атак. 

Зачем взламывать АТС, спросите? Это глобальная история, которая оборачивается для предприятий, у которых это случилось, миллионными счетами. Дело в том, что, например, прямой связи между США и Кубой нет. И хакеры со всего мира взламывают любые АТС и продают этот трафик на черном рынке. В том числе и на Дальнем Востоке такие случаи были, когда взломанные АТС использовались для связи между странами, не имеющими прямых коммуникаций. Понятно, что облачные АТС от такого "использования" защищены.

Вторая угроза – работа сотрудников предприятий "на удалёнке". Здесь вариантов "взломать" бизнес, взять данные, продать их у хакеров невероятное количество. И когда мы предлагаем услугу Интернета, в пакете для наших корпоративных клиентов мы предлагаем и эту защиту и несем полную ответственность. 

Когда вы работаете "на удалёнке", то в обязательном порядке используйте надежные пароли. Пароли типа "12345", дата дня рождения и прочие подобные просто нужно исключить, если вы дорожите своим бизнесом. 

Что же касается угроз для физических лиц, то здесь увеличилось в разы количество фишинговых историй. Особенно выросло количество манипуляций, связанных с темой коронавируса. Предлагают карту с распространением коронавируса, либо шлют письма от имени некоей федеральной организации или даже Всемирной организации здравоохранения. И если раньше открывали подобные письма 15% получателей, то сейчас – уже 30-40%.

Характерно, что в разы возросли атаки на мобильные телефоны, в которых, согласитесь, сегодня у человека вся его жизнь —  фотографии, мобильные данные, пароли, привязка банковских карт и т.д. И вот приходит вам СМС со ссылкой – предлагается что-то подтвердить, оплатить и прочее. Ни при каких обстоятельствах не открывайте такие СМС. И если вам звонят с какого-то незнакомого номера, то лучше не перезванивайте.  

Ещё одна угроза — вредоносное программное обеспечение. Сейчас люди скачивают много различных программ, в том числе и для бизнес-целей, поэтому правило простое: устанавливайте ПО только с официальных ресурсов. Лучше с этим не экспериментировать. 

Из других базовых тем кибергигиены, о которых я уж говорил – это пароли. Мы ленимся придумывать новые пароли. Для всех соцсетей, сервисов – один и тот же пароль. И вероятность того, что вас не просто "взломают", а получат доступ сразу ко всему – очень большая. Так что лучше придумать какую-либо систему и использовать разные пароли. 

Еще один важный момент. Сегодня у многих дома – один компьютер на всю семью, и на этом же компьютере– пароли, рабочее ПО, то есть очень важные данные. Ни в коем случае нельзя давать детям возможность использовать эти данные. В идеале, конечно, нужно иметь ПК только для ребенка, причем использовать сервис "Родительский контроль", его предлагают многие компании, есть такой и у "Ростелекома". 

Если же возможности иметь несколько устройств нет, нужно настроить доступ к общему устройству под разными учетными записями, чтобы "разделить" данные и снизить риски. И, разумеется, нужно вовремя обновлять антивирусные программы.

"Мы вышли на новую ступень. И с нее будем двигаться дальше"

— Сейчас в обществе идет дискуссия о том, как будут развиваться события, связанные со скачком в цифровизации всего и вся, после того, как пандемия пойдет на спад, и вызванные ей ограничения будут отменяться. Одни говорят, что процесс перехода многих сфер жизни в онлайн – необратим. Другие – что все постепенно вернется на уровень "до коронавируса". Вы какое мнение разделяете?

— Люди вообще делятся на три типа. Первый тип – это те, кто любит новации, сразу "хватают все новенькое". Их 5-10%. Большая же часть людей – те, которые не сразу схватывают новое, осторожничают, но, когда понимают, что это безопасно, понятно и деваться некуда, принимают новации, но, естественно, далеко не сразу. А есть категория людей, которые ни при каких обстоятельствах в новую историю не заходят. Это тоже где-то 5%. 

И вот здесь ситуация будет примерно такая же. Сегодня я, например, проводил онлайн-конференцию с коллегами, рассказывал о результатах работы за первый квартал, о корректировке стратегии и фокусных направлениях. И мне в чате люди задавали разные вопросы, в том числе — а можно ли будет после завершения всей этой истории остаться "на удалёнке"? Я сказал, что, наверное, будет можно. Хотя, конечно, большинство людей уже соскучились по живому общению.  Тем не менее, чем дольше мы будем находится в "дистанционном" состоянии, тем быстрее эта основная, "средняя" часть людей примет цифровые технологии. 

Скачок в технологиях действительно произошел. Появились возможности удаленных покупок, банки используют биометрию, ее широкое применение – дело уже ближайшего будущего. Развиваются технологии распознавания лиц, даже у нас на Дальнем Востоке. Например, на Сахалине уже 1,5 тысяч камер, которые обеспечивают безопасность.  

Если же опять вернуться к вопросам работы, ее организации, то сегодня фокус – на молодежь, потому что подрастает новое поколение, и им порой вообще не нужно находиться в офисе. Они в этом смысле свободнее нас.  

Так что мы действительно вышли на новую ступень. И с этой ступени будем двигаться уже дальше. 

— Многие предприниматели сегодня ломают голову, как организовать работу сотрудников в нынешних условиях, как контролировать тех, кто работает дистанционно. Поделитесь секретами от "Ростелекома", как у вас все это устроено сегодня?  

— В нескольких словах скажу. Это комбинированный вариант ведения бизнеса. Мы дали возможность сотруднику выбирать — если это в принципе возможно – как работать, в офисе или дистанционно. Понятно, что людям нужно общение. 

Важно обеспечить в компании доверие. Многие спрашивают: "Как контролировать сотрудников? А что он там у себя дома делает?" По большому счету, какая разница, что он делает, если он выполняет то, что должен? Важен результат. И важно друг другу доверять. Если мы говорим про контроль, то он не должен быть тотальным, так ведь можно и перечеркнуть полностью бизнес. А если работник неэффективный, будь то в офисе либо "на удалёнке" – результат одинаковый. 

Так что возможность выбора, поддержка и доверие – это те вещи, которые я бы рекомендовал бизнесу сегодня в качестве актуальных лайфхаков.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость