3 марта 2020. Компания "Хорошая — Экология" помогает разрабатывать природоохранную документацию и проводить инженерные изыскания для горнодобывающих предприятий. Ее основатели – биолог по образованию Сергей Давыдов и горный инженер Александр Варчук начинали со штатной работы в одной из магаданских компаний. В 2014 году ребята решили открыть собственное дело. С тех пор ИП трансформировалось в ООО, в три раза вырос штат, а доходы за 2019 год достигли 12 млн рублей. При этом, магаданская компания уверенно завоевывает место на российском рынке. В планах — открыть франшизу и создать собственную сеть.
Как колымские предприниматели достигают высот за пределами региона, зачем недропользователям услуги экологов и как зарабатывать дистанционно — в интервью с владельцами ООО "Хорошая — Экология" на MagadanMedia.
— Зачем горнодобывающим предприятиям обращаться в "Хорошую — Экологию"? Чем вы можете помочь бизнесу?
— Все предприятия оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Даже простой офис образует мусор. В зависимости от уровня предприятий к ним предъявляются разные требования. Предприятие, которое имеет только офис, должно сдавать, условно говоря, только отчетность и на основании этой отчетности платить государству за объем образованного вреда. Если предприятия образуют выбросы в атмосферу, сбрасывают загрязненные воды в реки и образуют отходы, они должны вести учет – сколько вредных веществ поступает в окружающую среду в результате их деятельности. Ведется журнал, сдается отчетность, делается расчет платы. Если есть документ, который разрешает воздействие на окружающую среду, то платить придется меньше.
Если у предприятия оформлены все разрешительные документы, то плата за негативное воздействие составит в среднем 7,5 тысячи рублей для россыпного месторождения. А если документов нет, то плата может достигнуть 750 тысяч рублей, это еще не считая штрафов и расчета ущерба, причиненного окружающей среде. Тут плата доходит до нескольких миллионов.
Помимо этого, предприятия добывают воду из рек, меняют русло, ведут деятельность в лесных землях. Для этого тоже необходимо оформлять разрешительные документы – договоры водопользования, разрабатывать проекты освоения лесов.
Мы как раз готовим документы, на основании которых предприятия и получают все необходимые разрешения.
— Почему стоит привлекать стороннюю компанию, разве штатный юрист не справится с отчетами?
— В экологии юрист, как правило, не разбирается. Экологический аспект – большой пласт задач, который загружает специалиста и отнимает время от основной работы. Чтобы быть экологом на предприятии, люди учатся 5 лет. Также как люди учатся, чтобы быть бухгалтером.
Человек, который не разбирается во всех аспектах, не сможет оценить дальнейшие риски для предприятия. Мы как раз для того, чтобы минимизировать эти риски и экономить предприятиям деньги.
Крупные организации нанимают в штат эколога. Это правильно, но и ему нужна помощь. Один человек не может справиться со всем объемом задач, а некоторые вопросы требуют особых навыков. Даже у нас в команде трудится шесть человек и среди них есть узкие специалисты.
Плюс ко всему сотрудничать с нашей организацией выгоднее, чем нанимать эколога в штат. Мы выполняем тот объем работы, который нужен заказчику. А если у предприятия не много объектов, то и эколога нанимать не целесообразно. В таких случаях руководитель пытается экономить и привлекает к этим задачам либо бухгалтера, либо юриста. О последствиях я уже рассказал. Каждый должен заниматься своим делом.
— Из кого состоит ваша команда?
— У нас два отдела: отдел экологического сопровождения и отдел инженерных изысканий. Также есть внештатные сотрудники, которые выполняют определенные работы.
Коллектив ООО "Хорошая — Экология". Фото: ООО "Хорошая — Экология"
— Сторонние организации привлекаете?
— Да, как правило услуги лаборатории выносим на подряд. Мы являемся официальным партнером ООО "Эколаб" (г. Санкт-Петербург). В данном случае это инструмент, который помогает получить данные. Мы отбираем пробы, отправляем в лабораторию, а потом анализируем полученные результаты.
— Как вы попали в эту сферу, почему занялись именно этим направлением?
— По образованию я биолог. Учился в СВГУ, потом пошел в аспирантуру. Интерес к природе у меня с детства. Хотел работать экологом. На 5 курсе меня пригласили трудиться в лабораторию техногенных экосистем. Это было место, где я смог реализовать детскую мечту. Компания сотрудничала со всеми ведущими горнодобывающими предприятиями. Я побывал на многих крупных месторождениях и получил отличный опыт. А когда открыли свое дело, сделали акцент на золотодобывающие компании, потому что имели экспертность в этой сфере. Плюс ко всему Александр – горный инженер. А тут еще и законы изменились и требования к предприятиям данной сферы ужесточились.
Сергей Давыдов. Фото: ООО "Хорошая — Экология"
— Почему решили уйти в свой бизнес?
— К нам начали обращаться напрямую как к специалистам с просьбой помочь в составлении документации. Не все предприятия могут позволить себе услуги крупной компании. Поэтому искали специалистов, которые разбираются в вопросе, но берут за свои услуги меньше. В какой-то момент это уже переросло в стабильный доход. Когда таких обращений накопилось довольно много, мы решили открыть ИП. Это было в 2014 году. Так и работали — совмещали основное место работы и ИП.
Мы уперлись в потолок, на предприятии был ряд ограничений. Хотелось расти и развиваться, проявлять инициативу, да и зарабатывать больше. Стало очевидным, что для этого необходимо открыть собственную компанию.
В 2016 году мне предложили возглавить экологический отдел на производственном предприятии. Это стало отличной возможностью для того, чтобы набраться опыта. Между проектировщиками и производственниками всегда была пропасть. Те, кто занимается исключительно проектированием, плохо ориентируется в документообороте – куда, когда и какие отчеты сдавать. А когда получаешь готовый документ, сложно разобраться, как потом его интегрировать в хозяйственную деятельность предприятия. По сути, работая на этом предприятии, я и разобрался до конца во всех этих нюансах.
Параллельно к нам продолжали поступать обращения, и их число настолько возросло, что совмещать две работы стало сложно. Уволились, расширили штат и изменили форму организации на ООО.
Клиентская база у нас уже была, поэтому было проще. Плюс ко всему рекомендации тех предприятий, с кем уже сотрудничали, позволяли привлекать новые.
— Когда появилась "Хорошая — Экология"?
— Раньше мы назывались "Магадан-Экология". Это был наш бренд. Но когда вышли на российский рынок, клиентов отпугивало географическая отдаленность нашей компании. Чтобы не терять клиентов из других городов, убрали "Магадан" из названия.
Много клиентов уходило, когда узнавали, что компания магаданская.
Конечно, на определенном этапе клиент выяснял, что мы из Магадана. Чтобы убрать, скажем так, это возражение, мы не просто переименовали компанию — мы изменили формат работы. Не берем предоплаты со своих клиентов. Счет выставляем только после того, как сделали работу. Это помогло нам решить вопрос с географической отдаленностью.
— А вас заказчики не обманывали при такой системе?
— Были прецеденты, когда пришлось в суд обращаться. Это наш риск, но он осознанный.
— Как с вами взаимодействовать, если клиент находится в Якутске, а вы – в Магадане?
— Интернет, электронная почта, курьерская доставка. Зачастую бывает такое, что даже будучи в одном регионе, мы с заказчиком не контактируем физически. Все происходит дистанционно.
Чтобы связаться с нами, можно либо позвонить, либо перейти на наш сайт и оставить заявку на обратную связь. Мы направляем предприятию уточняющие вопросы, чтобы определить цену. Определяем объем работы, согласовываем стоимость, собираем исходные данные. На основании этого разрабатываем проект. Проект направляем непосредственно заказчику, а он самостоятельно, либо через нас передает этот документ в соответствующие органы для получения разрешения. Сегодня государство развивает электронный документооборот. Это удобно, экономит много времени. И это экологично, экономит бумагу, снижает объем отходов.
Если клиент магаданский, то делаем под ключ. Выезд тоже возможен. Заказчик не контактирует с госорганами – мы оформляем доверенность и сами ходим по инстанциям, согласовываем, общаемся. Заказчик только получает результат.
— Есть какие-то гарантии для ваших клиентов? Дистанционная работа подразумевает определенные риски.
— Работая с нами, заказчик не рискует потерять деньги. Какая основная проблема работы на дистанции? Отсутствие доверия. Как правило, у нас средний чек большой. Но мы не берем деньги сразу. Сначала демонстрируем результат работы: проводим инвентаризацию, описываем, оформляем документы. Когда заказчик видит, что мы реальная компания, которая выполняет реальную работу и дает конкретный результат, он уже оплачивает эту часть работ. Потом мы закрываем следующий этап работы, он оплачивает его.
У нас есть предприятие, которое к нам обратилось дистанционно. Это большая федеральная сеть, более 20-ти представительств по России. И мы для них разработали свыше 30-ти проектов. Стоимость работ составила около 3,5 млн рублей. Деньги получили только после того, как выполнили свои обязательства.
— Бывает такое, что компания обратилась к вам, но штраф потом все равно выписали?
— Как правило, если мы помогли, то уже штраф не выпишут. На нашей практике, все, кто к нам своевременно обращался, избежал санкций. Но если штраф все же будет выписан по нашей недоработке, то мы сами его оплатим.
— Есть какие-то критерии для предприятий, с которыми вы начинаете работать?
— Все золотодобывающие предприятия — это наши клиенты. Но и предприятия сферы ЖКХ, сельхоз предприятия, муниципальные предприятия тоже к нам обращаются, мы эффективно решаем и их вопросы.
— Вы помогаете промышленникам избежать штрафов, а помогает ли ваша деятельность параллельно заботиться о природе?
— Конечно, если мы сделали документ, но компания продолжает нарушать законодательство, то мы на это не можем повлиять. "Хорошая — Экология" – не надзорный орган. Но те проекты, которые мы разрабатываем, направлены на то, чтобы не наносить чрезмерный вред экологии, соблюдать нормы.
Сергей Давыдов. Фото: ООО "Хорошая — Экология"
— Как оцениваете экологическую обстановку в нашем регионе в целом? За что чаще всего у нас штрафуют?
— Это не входит в нашу компетенцию – отслеживать экологическую ситуацию в области. Мы отслеживаем состояние окружающей среды на определенной территории лишь тогда, когда мы выполняем работу на этом участке. А в лидеры можно отнести нарушения в сфере обращения с отходами, а также штрафы за отсутствие определенных документов.
— Можете озвучить показатели вашей компании в цифрах?
— С момента ухода с основного места работы прошло 5 лет. Оглядываясь назад, можно уже подвести итоги.
Это был тяжелый, трудоемкий путь, и мы только в начале. Собственное дело — это не легкая прогулка.
Недостаточно просто уметь делать проект или разбираться в документообороте. Создание компании требует от вас глубокого погружения в процесс.
Ты должен быть хорошим специалистом в своей сфере, грамотным управленцем, понимать в маркетинге, разбираться в бухгалтерии, обучиться прожект-менеджменту.
За время работы из ИП, состоящего из двух человек, мы переросли в компанию, у которой открыто три направления. Сейчас мы готовим природоохранную документацию, делаем инженерные изыскания, разрабатываем проектную документацию на строительство объектов размещения отходов.
За прошлый год наша компания разработала более 70 проектов для золотодобывающих предприятий. Есть предприятия, которым мы оказываем услуги абонентского обслуживания. Сдаем отчетность, оформляем журналы, представляем интересы компаний в госорганах. С этого года запустили услугу ЭКОЮРИСТ и представляем интересы заказчиков в суде, в госорганах при административных разбирательствах.
На сегодняшний день мы, имея опыт дистанционной работы по России, готовим к запуску франшизу. В ближайшее время у нас будет открываться ряд филиалов.
Наша компания имеет хорошую динамику финансовых показателей от года к году. В первый год деятельности ИП заработало не больше 500 тысяч рублей за год. А в 2019 году мы перевыполнили план и заработали почти 12 млн. рублей. На следующий год наша цель еще более амбициозная.
— Вам не скучно заниматься бумажной работой?
— На самом деле это хороший вопрос. Все романтизируют работу эколога, представляя, что мы день и ночь спасаем мир от пластика и заботимся о животных. Наша работа — это не только близость с природой. Основную часть времени мы проводим в офисе, разрабатывая документы. Но летом мы имеем возможность полевых выходов. Инженерные изыскания предполагают работу в природной среде. Так что лето проходит в экспедициях и разъездах.
Подписывайтесь на наш инстаграм и следите за развитием компании ООО "Хорошая — Экология".