23 декабря 2019. Железнодорожный транспорт в Сахалинской области в 2019 году в буквальном смысле встал на новые рельсы. В островном регионе завершился основной этап переустройства железнодорожных путей на общероссийский стандарт колеи в 1520 мм. О том, как велась эта сложная работа, и каковы планы областного правительства по развитию железнодорожного транспорта и сопутствующей инфраструктуры корр. ИА SakhalinMedia рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Максим Жоголев.
- Добрый день, Максим Алексеевич. Недавно вы рассказали о повышении транспортной доступности островного региона и развитии морского транспорта. Сегодня речь пойдет еще об одном из направлений вашей работы — железнодорожном транспорте. Расскажите, как вы оцениваете завершение работ по перешивке железнодорожной магистрали на общероссийский стандарт колеи в 1520 мм?
— Завершение перешивки железнодорожной колеи на Сахалине на общероссийский стандарт стало главным событием не только этого года, но и двух последний десятилетий. Как вы знаете, работы начались еще в 2003 году. За это время была проделана огромная работа по капитальному строительству мостов, тоннелей, прокладке линий связи и многому другому. В текущем году по инициативе губернатора Валерия Лимаренко было принято решение активизировать эту работу и завершить перешивку основных магистралей. На сегодняшний день 96% железных дорог острова имеют общероссийский стандарт колеи. Это событие имеет огромное значение для региона, как с точки зрения давно назревшей необходимости обновления подвижного состава, так и значительного упрощения процедуры перевалки грузов с материка на остров и обратно. Кроме того, у установленных ранее железнодорожных тележек для колеи 1067 мм заканчивался срок эксплуатации, если бы мы в ближайшее время не переустроили колею, то мы бы вовсе лишились возможности перевозить грузы, так как такие тележки эксплуатировать было бы нельзя.
Заместитель министра транспорта Сахалинской области рассказал о планах по повышению транспортной доступности островного региона
— Перешивка колеи была сопряжена с огромными человеческими усилиями. Какую работу проделали специалисты в этом году?
— За несколько месяцев, трудом около полутора тысяч специалистов из дирекций Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской и Дальневосточной железной дороги и более 500 единиц техники была выполнена перекладка рельсовой нити на протяжении 800 км пути. На участке в 113 км заменена рельсошпальная решетка. Начальник ДВЖД Николай Маклыгин назвал проделанную людьми работу подвигом и я полностью с этим солидарен.
Пик перешивки пришелся на лето и, чтобы выполнить все необходимые работы, пришлось приостанавливать движение железнодорожного транспорта на различных участках. Была перестроена вся транспортная схема, пассажиропоток перенаправлен автомобильным, авиа и смешанным автомобильно-железнодорожным транспортом. Благодаря слаженной партнерской работе правительства Сахалинской области, в частности министерства транспорта и дорожного хозяйства, Российских железных дорог и Сахалинского морского пароходства удалось добиться высоких результатов за очень короткие для такого проекта сроки.
— Вы сказали, что 96% железных дорог на Сахалине имеют колею, соответствующую общероссийскому стандарту. На каком участке еще остается узкоколейная дорога, и каковы планы по ее перешивке?
— Узкая колея осталась только на участках Холмск — Шахты и Холмск — Николайчук. Работы планируется завершить в следующем году. Помимо перешивки колеи, там предстоит модернизировать ряд мостов. Также необходимо будет согласовать работы с клиентами, осуществляющими транспортировку грузов по данному направлению, в частности с крупной угольной компанией, транспортирующей уголь по железной дороге, чтобы предприятие экономически не пострадало во время остановки движения поездов. Примерный график работы будет подготовлен РЖД уже в ближайшее время.
— Перешивка колеи дала возможность запустить рельсовые автобусы, которых прежде на острове не было. Расскажите подробнее для чего они нужны?
— Действительно, приобретение рельсовых автобусов серии РА-3 стало возможным только благодаря модернизации железной дороги Сахалинского территориального управления. Их не было не только на Сахалине, но и на всей сети. Наш регион стал пилотным по внедрению рельсовых автобусов для пригородного сообщения. Сейчас их приобретено три, курсируют они из Южно-Сахалинска в Корсаков, из Южно-Сахалинска в Томари и из Томари в Холмск. С наступлением лета и открытием дачного сезона рельсобусы будут также возить пассажиров по маршрутам: Поронайск — Победино, а после модернизации колеи и по маршруту Холмск — Николайчук.
Отмечу, что новейшие рельсовые автобусы серии РА-3 полностью отечественного производства. Они могут развивать скорость до 120 км в час, а их максимальная вместимость — 231 человек. Вагоны выполнены с применением экологически безопасных материалов, оборудованы системами кондиционирования и обеззараживания воздуха, пожарной и охранной сигнализацией. Особое внимание уделено маломобильным пассажирам, проектировщикам ставилась задача предусмотреть в рельсобусах места для кресел-колясок, специально оборудованные санузлы и подъемники для удобства маломобильных людей. В следующем году планируется закупить еще три рельсовых автобуса.
— Когда сахалинцам ждать таких же приятных изменений в поездах дальнего следования? Будет проводиться обновление подвижного состава?
— Уже в 2020 году "Пассажирская компания "Сахалин" планирует закупить новые вагоны для фирменного поезда дальнего следования сообщением Южно-Сахалинск — Ноглики. Всего будет 18 вагонов, два из которых будут адаптированы для комфортной перевозки маломобильных граждан. В этом году совместными усилиями мы реализовали большой инфраструктурный проект, теперь мы стремимся повысить уровень комфортности пассажирских перевозок, чтобы жители и гости региона на себе ощущали пользу от его реализации.
— Новые вагоны для поезда дальнего следования Южно-Сахалинск — Ноглики для пассажиров станут настоящей радостью, все давно их ждут. А как обстоят дела с ремонтом или реконструкцией железнодорожных вокзалов или станций в городах и поселках Сахалина, в этом направлении что-то делать планируется?
— В целом вокзалы и станции находятся сегодня в удовлетворительном состоянии, поэтому говорить об острой необходимости проводить какую-то работу по их реконструкции не приходится. Но к этому вопросу, на наш взгляд, следует подходить с точки зрения того, что вокзал — это лицо города. Соответственно, в большей степени это забота РЖД совместно с муниципальными властями сделать так, чтобы вокзалы не только выполняли свою транзитные функции, но и были достойным отражением города. На сегодняшний день есть работающие механизмы, посредством которых при заинтересованности конкретного муниципалитета и РЖД можно провести работу по улучшению привлекательности подобного объекта. Свою эффективность в этом плане показал Южно-Сахалинск, который с помощью процедуры грантового выделения средств привел ряд федеральных объектов в надлежащий вид. Поэтому сегодня мы проводим работу с муниципалитетами, чтобы они активнее использовали имеющиеся инструменты для улучшения своих городов.
— Каковы планы по развитию железных дорог в регионе, планируется ли прокладка новых железнодорожных путей в другие населенные пункты?
— В отдаленной перспективе рассматривается строительство моста на материк. Решение о реализации этого грандиозного проекта, конечно, лежит на Президенте России. В ближайшее время генеральный директор — председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозёров презентует правительству доклад о целесообразности строительства перехода Сахалин — материк, основанного на проведенных изыскательских работах. После этого, предположительно в первом квартале 2020 года будет принято какое-то конкретное решение. Проект глобальный, такого опыта на Дальнем Востоке еще не было, хотя пример Крымского моста говорит о том, что это вполне реализуемо, и необходимые специалисты в нашей стране для этого есть. Мы, безусловно, надеемся на положительное решение.
Если проект будет реализовываться, то помимо перехода Сахалин — Материк необходимо будет построить около 600 км железных дорог, из них около 450 км по Хабаровскому краю и 150 км по Сахалину. На Сахалине отвилка от магистрали Корсаков — Ноглики будет предположительно в районе села Ныш в сторону мыса Погиби. Сейчас все цифры весьма приблизительные, так как нужны конечные данные по проектно-изыскательской работе.