Риск массового простоя рыболовного флота РФ оценили в рыбной комиссии РСПП

Отрасль тревожат планы привязать выдачу разрешений на промысел к прохождению судами таможенных процедур после ремонта за рубежом
Герман Зверев, председатель "рыбной" комиссии РСПП (в центре)
Фото: ИА PrimaMedia

20 декабря 2019. Намерение госрегулятора не выдавать разрешения на вылов водных биоресурсов так называемым "незаходным" судам несет в себе риски массовых долговременных простоев всех рыбацких судов РФ – вне зависимости от того, осуществляло российское судно таможенное декларирование после ремонта в иностранном порту или же нет. Такие оценки прозвучали 18 декабря в ходе открытого заседания комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, в котором приняли участие представители госорганов— регуляторов, властей приморских регионов и отраслевых объединений рыбаков. Как отметил председатель "рыбной" комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, предлагаемый проект постановления правительства вводит новое обязательное требование к пользователям водных биологических ресурсов и поэтому  обязательно должен быть рассмотрен рабочей группой по применению механизма "регуляторной гильотины" в рыболовстве.


Заседание комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. Фото: ИА PrimaMedia

Напомним, что речь идет о проекте постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 775". Документом предполагается, что разрешения на вылов Росрыболовство будет выдавать только тем построенным, приобретенным, капитально отремонтированным, модернизированным за рубежом рыболовным судам, которые смогут подтвердить, что прошли соответствующие таможенные процедуры ФТС России.

По словам принявшего участие в заседании комиссии РСПП заместителя руководителя Росрыболовства Хасана Лихова, постановление прямо направлено на лишение права на промысел так называемых "незаходных" судов, которые, являясь де-юре и де-факто российскими, не пересекают границу Таможенного союза и, соответственно, не проходят таможенные процедуры после ремонта в иностранных портах.

 — Чтобы нивелировать эту ситуацию, мы и подготовили соответствующее постановление о приостановлении действия и аннулирования разрешения на добычу водных биологических ресурсов для таких судов, – заявил Хасан Лихов. 

Ряд участников заседания отметили, что предложенный постановлением механизм "привязки" получения разрешения на вылов к прохождению таможенных процедур несет в себе серьезные риски того, что даже проходящие таможенную "очистку" суда начнут испытывать задержки в получении разрешений. Дело в том, что после зарубежного ремонта зашедшему в российский порт судну необходимо предоставлять органам ФТС декларацию расходов на услуги иностранных контрагентов, а те, как правило, выставляют счета в течение трех месяцев. Следовательно, судну придется сперва ожидать таможенного оформления, и только потом подавать заявку на получение разрешения на вылов. 

Возможные риски усугубляет и тот факт, что нынешнее состояние российских судоремонтных предприятий просто не позволяет рыбакам массово ремонтировать суда в РФ.

– Я представляю Северный бассейн, наша база – Мурманск. Суда северного флота ремонтируются, начиная с Норвегии и заканчивая Польшей. Ремонтируются и в Прибалтике, и в других местах, кто где договорится. Это все — пример того, что вне зависимости – растаможены суда или они не растаможены — они будут ремонтироваться за пределами Российской Федерации. Поэтому у нас однозначно появятся проблемы с принятием этого постановления, — сообщил Владимир Григорьев, председатель правления НКО "Союз рыбопромышленников Севера".

Отметим, что поданным РСПП в 2018 году специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса РФ была представлена 30 предприятиями. Из них крупных и средних — 18, 10 из которых находятся на Дальнем Востоке, два — на Северном бассейне, одно — на Западном бассейне, два — на Южном бассейне и три — на Каспийском бассейне. Около 80% основных фондов судоремонтных предприятий физически и морально устарели, часть из них утратила свое специализированное назначение. В целом же, по подсчетам РСПП, специализированные предприятия в состоянии обеспечить не более 15% потребностей российских рыбопромышленных предприятий в судоремонте. 

Алексей Буглак, президент дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), отметил, что ожидаемая эффективность для бюджета от принуждения "незаходных" судов к таможенному оформлению на границе ТС может быть несопоставимо ниже финансовых потерь того же бюджета при отстранении от промысла таких судов. 

– На мой взгляд, ожидаемая бюджетная эффективность – несопоставимо ниже финансовых потерь. Например, у нас работает 14 "незаходных" судов.  За 10 месяцев текущего года они добыли 244 тысяч тонн минтая. В случае отстранения от промысла этих судов финансовые потери составят 18 млрд рублей, а потери бюджета от налога на прибыль составят – 1,4 млрд рублей, потери местных бюджетов по НДФЛ – 463 млн рублей, – озвучил расчеты АДМ Алексей Буглак.

Председатель комиссии РСПП Герман Зверев отметил, что цифры возможных потерь рыбохозяйственной отрасли и бюджетов – федерального и региональных — необходимо уточнить в ходе совместной работы комиссии и Росрыболовства.  Зверев также отметил, что сегодня в законодательстве на разграничены и не конкретизированы понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт", что также создает для рыбаков правовую неопределенность в случае зарубежного судоремонта российских судов. За разъяснениями председатель комиссии РСПП обратился к представителю Федеральной таможенной службы.

– Разграничение понятий не является предметом таможенного регулирования. У нас таможенное регулирование осуществляется на наднациональной основе, на кодексе, распространяющемся на несколько стран. Неоднократно были просьбы к Минтрансу определить понятия "капитальный ремонт", "текущий ремонт". К сожалению, до сих пор ни в области морского транспорта, ни в авиации этого не сделано, – сообщил Виталий Кисляков, заместитель начальника отдела таможенных складов, временного ввоза и специальных таможенных режимов Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.