Глава ВАРПЭ стал сопредседателем рабочей группы регуляторной гильотины в рыболовстве

Сопредседателем рабгруппы от госорганов ранее был назначен замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков
Герман Зверев, президент ВАРПЭ
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

21 ноября 2019. Первое заседание рабочей группы "Рыболовство", ранее сформированной для реализации механизма "регуляторной гильотины" правительственной подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, прошло в среду, 20 ноября, в Доме правительства в Москве. Как и было запланировано, на установочном заседании рабочая группа утвердила сопредседателя, представляющего отраслевое бизнес-сообщество. Им стал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Ранее сопредседателем рабгруппы от госорганов был назначен заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

"Рыбной" рабочей группе (как и 40 другим отраслевым рабочим группам) предстоит до конца 2020 года участвовать в подготовке НПА, формировании новых структур регулирования, оценке предложений госорганов, подготовке предложений от бизнеса и общественных организаций и т.д.

Напомним, что в июне этого года "дорожная карта" по реализации механизма "регуляторной гильотины", призванного очистить контрольно-надзорную деятельность (КНД) в стране от устаревших, избыточных и откровенно абсурдных требований к бизнесу, была утверждена правительства  в рамках выполнения поручения президента РФ, которое он озвучил в послании Федеральному Собранию в феврале 2019 года. К 2021 году в стране должна быть запушена полноформатная реформа КНД, причем часть устаревших требований должна быть отменена уже в следующем, 2020 году.

Между тем ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, представляющая в процессе подготовки реформы КНД подавляющее большинство рыбохозяйственных предприятий страны, совместно с Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) дала старт масштабному исследованию, результаты которого должны стать объективной и качественной основой для применения "регуляторной гильотины" в рыбной отрасли. Предварительные и итоговые результаты анализа будут представлены в том числе и в рамках работы профильной рабочей группы "регуляторной гильотины" "Рыболовство".

Сотрудничество рыбаков и ВШЭ в этой области началось еще в 2018 году, когда по заказу ВАРПЭ была изучена регуляторная политика в рыбной отрасли страны. Как показали результаты прошлогоднего исследования, в 55 отраслевых нормативно-правовых актах  экспертами и аналитиками ВШЭ было выявлено 550  избыточных, устаревших и дублирующих требований, которые ежегодно генерируют финансовые потери в отрасли на уровне 16-17 млрд рублей, что, в свою очередь, сопоставимо со среднегодовым объемом инвестиций в рыбохозяйственном комплексе. 

Как отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев, результаты анализа НИУ ВШЭ, проведенного в 2018 году, стали отправной точкой для нового совместного исследования по принципиально новой методике, работа над которым началась в сентябре 2019 года.

 "Традиционно бизнес-сообщество доказывает необходимость отмены тех или иных избыточных административных требований на примере кейсов отдельно взятых предприятий. На наш взгляд, такой подход не имеет достаточной аргументации. Мы решили уйти от практики сбора отдельных кейсов к обобщению и реальным расчетам, поэтому наши предложение будут основаны на "оцифрованных" данных затрат всей отрасли на исполнение требований законодательства. Для выполнения этой масштабной задачи мы привлекли профессионалов в сфере оценки регулирующего воздействия – Институт государственного и муниципального управления ВШЭ", — сообщил Герман Зверев.

Как пояснил президент ВАРПЭ, в нынешнем исследовании широко применяется и международный опыт в определении регуляторной нагрузки на бизнес, в частности, так называемая "голландская модель", известная также как "методика стандартных издержек". Комплексная методика исследования позволит ВШЭ измерить стандартные ("бумажные") затраты, возникающие у предприятий в связи с исполнением требований законодательства, прямые затраты и возможные убытки (перепробег, простой, задержка поставок продукции и т.п.).

По словам руководителя проекта, директора Центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниила Цыганкова, первая часть исследовательских работ делится на несколько стадий, и они почти завершены. Первая стадия, как пояснил Цыганков, выявит потенциальные обременения, вторая – распределит обременения по группам. Третья стадия – это проведение глубинных интервью с профильными специалистами рыбопромышленных предприятий на предмет объективности типологии, в том числе — с учетом региональных специфических требований.

"Одновременно с этим формируется исследовательский перечень данных – список судов, реально задействованных на промысле, и база квотодержателей, что в будущем позволит собрать, как мозаику, затраты и убытки отрасли от избыточной регуляторики в целом. Наша гипотеза в том, что освобождение от избыточного регуляторного пресса не только уменьшит убытки от простоя судов и позволит быстрее осваивать квоты, но и высвободит часть мощностей рыболовецкого флота для последующего освоения неквотируемых водных биоресурсов", — рассказал Даниил Цыганков.

Согласно промежуточному отчету о проведении исследования (есть у редакции), на сегодняшний день исследователями ВШЭ собраны данные о 1370 рыбопромысловых судах в четырех основных рыбохозяйственных бассейнах и их судозаходах в российские порты в 2017-2019 годах. Также сформирован реестр юрлиц и ИП, являющихся квотодержателями и/или владельцами промысловых судов, на сегодня в реестре значится 869 компаний и 66 индивидуальных предпринимателей.

В сентябре-октябре командой Центра ОРВ ВШЭ провела более 40 экспертных интервью с руководителями бизнес-ассоциаций, рыбопромышленных компаний, техническими специалистами и плавсоставом.  В этом этапе исследования приняли участие представители ФОР, "Норебо", СЗРК, АТФ, колхоз "Беломор", колхоз им. Калинина, "Океанрыбфлот", колхоз им. Ленина, "Сокра", "Город 415", Русская Рыбопромышленная Компания, "Магаданрыба", ГК "Антей", "Посейдон", "Гидрострой", Южно-курильский рыбокомбинат, "Монерон" и др.

Исследователями выявлено 11 групп регуляторных требований, всего же требований, по которым идет определение затрат на их исполнение, — 315, причем каждое из них может включать, по оценкам экспертов, от 1-2 до 8-10 потенциальных обременений для бизнеса. 

Вторая часть масштабного исследования, на сегодняшний день не имеющего аналога в других затронутых "регуляторной гильотиной" отраслях российской экономики, подразумевает сбор информации у рыбопромышленных предприятий различных районов промысла – как у крупных холдингов, так и предприятий малого и среднего бизнеса — о том, какие затраты они несут на выполнение избыточных требований законодательства.

"Основываясь на данных исследовательских реестров и результатах проведенных опросов, специалисты ВШЭ измерят расходы бизнеса на выполнение избыточных требований законодательства. Мы планируем сравнить эти цифры с основными годовыми финансовыми показателями отрасли, такими как прибыль, объем инвестиций и налоговых отчислений. На наш взгляд, эти цифры станут убедительной аргументацией при ликвидации излишнего регулирования рыбопромышленной отрасли в рамках механизма "регуляторной гильотины", — отметил президент ВАРПЭ Герман Зверев.

Как сообщили в пресс-службе ВАРПЭ, предварительные результаты исследования предполагается обсудить в декабре этого года на площадке НИУ ВШЭ с участием, в том числе, и представителей "рыбацких" регионов страны. Итоговые результаты и выработанные на их основе предложения по применению "регуляторной гильотины" в отрасли будут представлены на ежегодной Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса, проведение которой намечено в Москве весной 2020 года.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость